Верит ли ТВ само себе
Скандал, инициатором которого стал директор телеканала RuMusic Рудольф Кирнос, рано или поздно должен был случиться. Напомню, этот человек на днях сообщил о том, что исследователь зрительской телеаудитории компания GfK допустила утечку данных о людях, у которых находятся так называемые пиплметры. Эти устройства установлены в 2500 домах, и они считывают информацию о том, какие каналы смотрят люди.
Оказалось, что этим людям кто-то регулярно платил деньги за смотрение того или иного канала и несмотрение другого.
Еще в 1984 году американский актер Дэнни Де Вито снялся в фильме "Могол", сыграв бездарного телеведущего-неудачника. Однажды ему выпала возможность отправить в круиз всех людей, у которых были пиплметры, и в их отсутствие оказалось, что именно герой Де Вито – вдруг стал самым крутым и популярным телеведущим.
Приблизительно это произошло и в Украине.
И этого не могло не произойти, потому что система определения рейтинга и, соответственно, стоимости рекламы на ТВ – заведомо устроена так, что кто-то должен был всучить взятку человеку с пиплметром.
Кому это выгодно?
Телеканалам, которые завышают свои рейтинги. Рекламодателям, которые работают за откат. Да, в общем, всем, кто готов пойти на подтасовку.
Невыгодно это тем телеканалам и рекламодателям, против которых велась такая нечестная игра. Они пострадали очень серьезно, и было бы интересно посчитать их убытки, если это возможно.
Как GfK будет выкручиваться, сложно представить. Репутационный урон непоправим. В лучшем случае Индустриальный телевизионный комитет, который является заказчиком телеизмерения и который состоит из телеканалов и телехолдингов, проведет новый конкурс на звание Измерителя рейтингов.
Однако уязвимость такой системы измерений от этого вряд ли будет исключена полностью. Так что каких-то качественных перемен мы, скорее всего, не увидим.
К сожалению, ТВ еще не может пользоваться цифровыми рейтингами, как интернет-сайты, хотя и в интернете бывают накрутки рейтингов. Но этот скандал только усилит отток аудитории, которая все еще продолжала смотреть ТВ, так как необъективные рейтинги порождают контент, который не будет востребован зрителями.
Многие ругают ТВ за "дебилизацию" зрителей и прочие смертные грехи. А если в этом скандале пострадавшие рекламодатели поднимут голос против коррупции и манипуляций, это приведет к переделу и перераспределению рекламных бюджетов, и часть рекламодателей будет переключаться на другие медиа-носители. Скорее всего, на интернет. Туда, где обмануть потребителя контента – информации – сложнее.
Пожалуй, не стоит злорадствовать по поводу очередной проблемы на ТВ.
Просто телевидение сделало еще один шаг к тому, чтобы растерять остатки доверия к себе как к более-менее объективному источнику информации.
ТВ уже само себе не верит. Что уж говорить о зрителях?..
Андрей Черников, специально для УП