Типун на язык журналистике
Редко складывается именно так, чтобы и волки сыты, и овцы целы. В погоне за сенсацией эти самые "волки пера" забывают об элементарной этике, нанося урон "овцам", бессильным против лживых клыков.
Думаю, каждый журналист читал "Кодекс этики" своей профессии. Казалось бы, такие азбучные правила, абсолютно несложные в выполнении, которые должен соблюдать каждый образованный и моральный человек. Может, именно поэтому им не придают особого значения? Ведь все так просто!..
29 февраля в эфире 1+1 вышла программа "Гроші", в которой затрагивалась тема проституции. И всё бы хорошо – вопрос злободневный – но авторы слегка отклонились от темы. В ходе расследования журналисты обнаружили, что диспетчером в одном из киевских борделей работает преподавательница Института международных отношений Национального авиационного университета.
И, не задумываясь, назвали свой сюжет "Проституція родом з НАУ".
"Повії у вишах – як викладачі облаштовують борделі до Євро-2012?" – так звучит описание сюжета.
Да, преподавательница работала там диспетчером. Но никак не девушкой легкого поведения. А из описания логически следует, что "повії у вишах" – это студентки.
И тут возникает вопрос: уважаемые, а где доказательства того, что девушки из борделя – студентки какого-либо университета? Если они есть, то почему в сюжете об этом ни слова?
Дальше – больше.
После сюжета в одном из интернет-изданий появился материал с названием "Преподавательница НАУ отправляла студенток на панель? [Шокирующее расследование]".
Отправляла? Студенток? Да ладно!.. Девушки – не факт, что студентки, тем более из НАУ – шли туда добровольно. Но в текст уже никто вчитываться не будет. Ведь из заголовка ясно, что преподавательница НАУ отправляла студенток на панель, а знак вопроса, на который можно якобы съехать, никто не заметит.
И о студентках НАУ добрая слава лежит, а худая по дорожке побежит.
И наконец, еще один интернет-портал написал: "На сьогодні викладачка, яка опинилася в центрі скандалу, пов'язаного з розповсюдженням інформація, про те, що вона схиляла дівчат до проституції, в Національному авіаційному університеті не працює і в гуртожитку не проживає".
Из той же оперы. В сюжете отчетливо показано, как именно девушки туда устраиваются – никто их силой не затягивает.
И здесь очень уместно обратиться к Кодексу профессиональной этики украинского журналиста, который принят на 10-ом съезде Национального союза журналистов Украины 2002 года.
Например, в первом его пункте говорится: "Журналіст поширює і коментує лише ту інформацію, у правдивості якої переконаний. Він уникає неповноти або неточностей чи викривлень інформації, які могли б завдати моральної шкоди честі та гідності людини, неприпустимі з його боку недостовірні повідомлення".
Учитывая, что неправдивость или хотя бы неполнота и неточность, наносящие моральный вред, имеются, стоит обратиться к шестой главе Кодекса, которая гласит: "Журналіст дорожить власним авторитетом та репутацією, несе не лише юридичну, а й моральну відповідальність перед суспільством за правильність повідомлень і справедливість суджень, поширених за власним підписом, під псевдонімом чи анонімно, але з його відома та згоди".
Кто понесет ответственность, как за испорченное имя самого университета, так и за ярлыки, повешенные на студентов?
Дальше хочу привести фразу из четвертой главы: "Журналіст зобов'язаний сприяти зміцненню моральних та етичних засад суспільства".
А как этот журналист может укреплять этические принципы общества, если сам же их нарушает?
И в завершение 7-й пункт: "Журналіст у своїй професійній поведінці не має права ставити особисті інтереси понад усе". Лучше бы рассказали о том, почему эти девушки идут на такое, в каких условиях они живут – а не так яро и часто упоминали о преподавательнице из ВУЗа.
Куда там, сенсация важнее...
Иногда журналистика, как яблоко – снаружи красивое, внутри гнилое. Сделать шокирующий материал, который основан на искаженных фактах и пустословии – и красиво его подать. А люди поверят на слово, был бы заголовок позабористее.
Ведь журналистика – "четвертая власть"...
Ирина Костюк, студентка 3-го курса Института международных отношений НАУ, специально для УП