Интернет: возможности и угрозы на выборах-2012

97 просмотров
Вторник, 27 марта 2012, 13:55
Николай Конопелько
для УП

Российский опыт

Наблюдение №1. Активность в социальных сетях перетекла в митинги и демонстрации.

Почему же соцсети первичны? За последние годы, менее политизированная, чем в Украине, социально-активная общественность РФ вышла в своих диспутах за рамки кухонь. В интернете можно вести диалог не только с женой и друзьями; а бурят или дагестанец смог услышать мнение калининградца и москвича.

Сначала митинги несогласных проходили здесь – в интернете, чем и вселили коллективную веру в возможность и реалистичность таких совместных действий на улицах. Именно в интернете люди смогли ощутить общность с тысячами единомышленников.

Наблюдение №2. Лидером оппозиции становится блоггер.

Блоггер!

Наблюдение №3. Для поддержки митингов несогласных в социальных сетях проходили сборы финансовых средств.

Это прецедент! Самоорганизация и успешный фандрайзинг в онлайн. При этом первичное место самоорганизации – не кухня, не дом культуры, и не площадь, а группы в соцсетях. И перечисление денег происходит не в кассе, а через кошельки webmoney и оплата картами visa в интернете.

Что еще важно – обеспечена максимальная прозрачность расходования средств. Скидывающиеся деньгами очень четко контролировали расходование собранных средств.

Наблюдение №4. Спецслужбы РФ являются активными субъектами онлайн-среды в России.

Ими управляется и координируется не один десяток онлайн-ресурсов. Мало сомнений у экспертов и в том, что со спецслужбами РФ уже давно взаимодействуют все крупнейшие сайты Рунета, особенно сайты с большими базами персональных и контактных данных – соцсети, сайты знакомств, сообщества. Доказательств тому – масса. Чего стоит утечка информации об источниках донорской помощи сайта гражданской журналистики ridus.ru.

Наблюдение №5.Несогласные интернет-пользователи на протяжении всей кампании чувствовали силу своей массовости.

И в их переживаниях сохранилось ощущение этой силы. Память массового сознания ведь никто не отменял. Бой проигран, но битва продолжается.

Теперь об Украине

Коротко о статистике. Сегодня один член среднестатистической украинской семьи является пользователем интернет. Это означает, что практически в каждой семье есть хотя бы один её член, с которым можно взаимодействовать с помощью интернета.

Тут специально говорится "взаимодействовать", а не "контактировать" или "коммуницировать". Именно взаимодействовать.

Больше об онлайн-статистике не стоит здесь говорить, так как о ней профессионально пишут непревзойденные авторитеты своего дела: TNS, Gemius, InMind, GFK и прочие международные исследовательские компании.

Только еще один факт – на этот раз из статистики Forbes. Самым богатым российским бизнесменом в 2012 году по версии Forbes стал Алишер Усманов, 29-е место среди самых богатых людей мира – совладелец Facebook, ICQ, Twitter, Mail.ru, Одноклассники, ВКонтакте, Groupon и других известных web-ресурсов.

Так вот, Усманов выиграл конкуренцию за первое место в российском рейтинге Forbes за счет WEB-активов. В структуре его прибыли в 2011 году – 41% принадлежит WEB, 55% – IT, если к WEB добавить Мегафон.

И менее 40% – металлургии.

Вернемся к теме статьи. Возможности современного украинского интернета мало кто использует из современных политиков. А если и использует, то однобоко.

Среди политиков до сих пор бытует мнение, что интернет – это электронные газеты и видеоканалы, которые отличаются от традиционных СМИ тем, что к размещенным новостям можно лишь делать комментарии, то есть высказать свое бото-недовольствие.

Как возможности, так и угрозы интернета для большинства первых политических персон находятся вне зоны их понимания.

Это еще одно наблюдение.

Подробней о возможностях

1. Интернет позволяет реализовать все составляющие избирательного процесса онлайн. Агитировать, проводить исследования, осуществлять встречи с избирателями, организовывать и проводить митинги, осуществлять сбор средств, программу микродел, компанию "от двери к двери" в социальных сетях, раздавать продуктовые пайки и даже осуществлять подкуп избирателя, а также реализовать сам процесс голосования непосредственно.

Вряд ли вы найдете что-то такое в избирательном процессе, что нельзя реализовать онлайн.

2. В интернете сконцентрирована наиболее социально-активная часть украинского общества. Та часть общества, которую по праву можно назвать потенциалом нации, основной движущей силой украинского общества. Какую сторону выберет эта движущая сила – революции или последовательных преобразований?

3. Интернет позволяет не просто контактировать с адресатом информации, наделенным избирательным правом, но и вступать с ним во взаимодействие и выстраивать взаимоотношения.

4. Интернет теперь можно зачищать от нежелательных статей и ссылок и делать это абсолютно легальными инструментами.

SERM "search engine reputation management" – относительно молодой для всего мира инструментарий управления репутацией в онлайн. Его суть в том, чтобы по запросу "депутат N" в выдаче поисковика Google, Yandex – статьи с негативным содержанием опустились в результатах поисковой выдачи, а статьи с позитивным или нейтральным содержанием поднялись и закрепились в ТОП-10.

Сейчас формируется новый рынок в онлайн – зачистка выдачи в поисковиках негативных материалов о политиках, публичных персонах, партиях. Я слышу от коллег из SEO-индустрии, что первые политические клиенты уже есть.

Угрозы

Угрозы политический бомонд недавно почувствовал во время хакерских атак на государственные сайты. О некоторых угрозах отечественные политики слышали из хроник и анализа революций в Тунисе, Ливии, Египте, Йемена, которые привели к свержению глав этих государств.

И какое отношение у власти может сформировать только данный объем информации? – Закручивание гаек, взятие под контроль, осуществление незапланированных трат на безопасность государственных серверов, создание специальной группы в СБУ по безопасности в интернет-среде и тому подобное.

Очень закономерно.

Попробуем показать векторы, по которым угрозы можно превратить в возможности власти и кандидатов во власть.

Межличностная коммуникация. Это ключевой блок угроз и возможностей.

Поделюсь наблюдением. Исследования поведения покупателей показывают, что украинские покупатели при выборе товара в первую очередь руководствуются рекомендацией близких, знакомых. Далее – мнением продавцов торговых точек, и еще менее влиятельны СМИ.

Но что интересно, на втором месте в наше время – цифровую эпоху! – покупатели руководствуются отзывами на форумах, блогах. За последние полгода на 6-ти конференциях я услышал это утверждение от исследовательских компаний, в том числе и международных.

Работает принцип межличностной коммуникации – человек, отвечающий на пост мамаши в форуме, как лечить заболевшего ребенка, что-то рекомендует, и он при этом значительно ближе, чем рекламный ролик за её спиной из телевизора.

Межличностная коммуникация в разы эффективней, чем традиционные СМИ.

Интернет позволяет взаимодействовать в ближайших кругах комфорта реципиента. Не просто коммуницировать или вещать, а взаимодействовать с аудиторией, и тем самым легче проходить контрсуггестию, сопротивление внушению. Только должно быть сыграно по Станиславскому: "Верю!"

Техническая безопасность. Ddos-атаки хакеров.

Государственные сайты должны быть защищены. Независимо от того кто и когда находится у власти. Это – аксиома.

Но странная вещь: коммерческие сайты чаще подвергаются атакам хакеров. Но выстаивают. И нужно понимать простую вещь, что защиту и безопасность от хакерских атак обеспечивают не сайты сами себе – это в основном функция хостинг-провайдера или дата-центра, у которого размещены сервера сайта. Просто в случае с коммерческими сайтами, получается, что хостинг-провайдеры у них круче, чем у государственных.

Боязнь. Политики боятся интернета.

Боятся в первую очередь межличностной коммуникации. А ну-ка, каждый ведь теперь сможет публично обратиться к политику напрямую в любое время суток. Например, в Facebook. Попросить помочь в чем-то, покритиковать, потребовать отчитаться. Не получится игнорировать, придется помогать, реагировать, отвечать.

Корректировать свой образ и уклад жизни на предмет ежедневной коммуникации с избирателем – еще больше пустить в свою жизнь журналистов и избирателей. Отсюда боязнь. Ведь, страх, как известно – это защитная реакция психики.

Проблематика интернет-сообщества, тренды, динамика находятся вне зоны понимания политических лидеров.

"Не царское это дело", разбираться во всяких там новомодных интернетах. Государственные процессы должны реализоваться преимущественно консервативно, дабы обеспечивать стабильность общественной жизни. Лучшее – враг хорошего.

Но такой взгляд приемлем, когда общественный уклад тоже хорош. А не в упадке.

Украинцы доверяют преимущественно той информации, которая сгенерирована в ближайшем окружении. И интернет позволяет чиновникам присутствовать в нем практически постоянно.

Вот вам и вектор решения проблемы доверия работе властей.

Фактор иностранных спецслужб.

Доступ к персональным данным украинцев имеют крупнейшие иностранные IT-компании, в основном российские и американские. Украинцы охотно выкладывают в социальные сети, почтовые сервисы и блогосферу свои подробные персональные данные. И ведь нет никакой гарантии, что иностранные владельцы онлайн-сервисов не сотрудничают со спецслужбами своих стран.

Скорее наоборот. По крайней мере, если американские и европейские спецслужбы это и делают, то не так явно.

А вот российские спецслужбы засветились уже не в одном скандале относительно построения систем контроля над интернет-сообществами и журналистикой в онлайн. Кроме того, в российские СМИ неоднократно просачивалась информация о личных контактах и взаимоотношениях между собственниками и топ-менеджерами крупнейших российских онлайн-ресурсов с видными представителями спецслужб.

Наиболее влиятельные в Украине онлайн-сервисы принадлежат россиянам: Mail.ru, Vkontakte, Одноклассники, Yandex, ICQ, Meta.ua и частично даже Facebook и Twitter. На долю принадлежащих россиянами интернет-ресурсов приходится более 60% всех посещений из Украины.

Стратегия национальной безопасности должна предусматривать систему онлайн-безопасности украинцев. Как раз сейчас формирующийся новый состав СНБО должен предусмотреть в своей структуре подразделение по онлайн-безопасности Украины.

И последнее: вектор украинской самоидентичности легче всего найти в среде активного интернет-сообщества.

Да и, собственно, разработать и реализовать стратегию обнаружения этой самой национальной украинской самоидентичности.

Стратегия обнаружения – имеется в виду не стратегия поиска, а стратегия актуализации. Так как идентичность – она внутри украинцев, её не нужно искать – она есть, её нужно всего лишь актуализировать.

Так вот, носители украинской идеи, склонные к актуализации национальной украинской идентичности максимально сконцентрированы в украинском интернете.

Те из украинских политиков, которые завоюют интернет-сообщество, примут на вооружение технологии межличностного взаимодействия в интернет – на длительную перспективу сформируют для себя задел политической эффективности и останутся "своими" для поколений 80-х, 90-х и 2000-х.

Место Политических Лидеров украинского интернет-сообщества вакантно.

Добро пожаловать!

Конопелько Николай, CRB Group, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)