Интернет: возможности и угрозы на выборах-2012
Российский опыт
Наблюдение №1. Активность в социальных сетях перетекла в митинги и демонстрации.
Почему же соцсети первичны? За последние годы, менее политизированная, чем в Украине, социально-активная общественность РФ вышла в своих диспутах за рамки кухонь. В интернете можно вести диалог не только с женой и друзьями; а бурят или дагестанец смог услышать мнение калининградца и москвича.
Сначала митинги несогласных проходили здесь – в интернете, чем и вселили коллективную веру в возможность и реалистичность таких совместных действий на улицах. Именно в интернете люди смогли ощутить общность с тысячами единомышленников.
Наблюдение №2. Лидером оппозиции становится блоггер.
Наблюдение №3. Для поддержки митингов несогласных в социальных сетях проходили сборы финансовых средств.
Это прецедент! Самоорганизация и успешный фандрайзинг в онлайн. При этом первичное место самоорганизации – не кухня, не дом культуры, и не площадь, а группы в соцсетях. И перечисление денег происходит не в кассе, а через кошельки webmoney и оплата картами visa в интернете.
Что еще важно – обеспечена максимальная прозрачность расходования средств. Скидывающиеся деньгами очень четко контролировали расходование собранных средств.
Наблюдение №4. Спецслужбы РФ являются активными субъектами онлайн-среды в России.
Ими управляется и координируется не один десяток онлайн-ресурсов. Мало сомнений у экспертов и в том, что со спецслужбами РФ уже давно взаимодействуют все крупнейшие сайты Рунета, особенно сайты с большими базами персональных и контактных данных – соцсети, сайты знакомств, сообщества. Доказательств тому – масса. Чего стоит утечка информации об источниках донорской помощи сайта гражданской журналистики ridus.ru.
Наблюдение №5.Несогласные интернет-пользователи на протяжении всей кампании чувствовали силу своей массовости.
И в их переживаниях сохранилось ощущение этой силы. Память массового сознания ведь никто не отменял. Бой проигран, но битва продолжается.
Теперь об Украине
Коротко о статистике. Сегодня один член среднестатистической украинской семьи является пользователем интернет. Это означает, что практически в каждой семье есть хотя бы один её член, с которым можно взаимодействовать с помощью интернета.
Тут специально говорится "взаимодействовать", а не "контактировать" или "коммуницировать". Именно взаимодействовать.
Больше об онлайн-статистике не стоит здесь говорить, так как о ней профессионально пишут непревзойденные авторитеты своего дела: TNS, Gemius, InMind, GFK и прочие международные исследовательские компании.
Только еще один факт – на этот раз из статистики Forbes. Самым богатым российским бизнесменом в 2012 году по версии Forbes стал Алишер Усманов, 29-е место среди самых богатых людей мира – совладелец Facebook, ICQ, Twitter, Mail.ru, Одноклассники, ВКонтакте, Groupon и других известных web-ресурсов.
Так вот, Усманов выиграл конкуренцию за первое место в российском рейтинге Forbes за счет WEB-активов. В структуре его прибыли в 2011 году – 41% принадлежит WEB, 55% – IT, если к WEB добавить Мегафон.
И менее 40% – металлургии.
Вернемся к теме статьи. Возможности современного украинского интернета мало кто использует из современных политиков. А если и использует, то однобоко.
Среди политиков до сих пор бытует мнение, что интернет – это электронные газеты и видеоканалы, которые отличаются от традиционных СМИ тем, что к размещенным новостям можно лишь делать комментарии, то есть высказать свое бото-недовольствие.
Как возможности, так и угрозы интернета для большинства первых политических персон находятся вне зоны их понимания.
Это еще одно наблюдение.
Подробней о возможностях
1. Интернет позволяет реализовать все составляющие избирательного процесса онлайн. Агитировать, проводить исследования, осуществлять встречи с избирателями, организовывать и проводить митинги, осуществлять сбор средств, программу микродел, компанию "от двери к двери" в социальных сетях, раздавать продуктовые пайки и даже осуществлять подкуп избирателя, а также реализовать сам процесс голосования непосредственно.
Вряд ли вы найдете что-то такое в избирательном процессе, что нельзя реализовать онлайн.
2. В интернете сконцентрирована наиболее социально-активная часть украинского общества. Та часть общества, которую по праву можно назвать потенциалом нации, основной движущей силой украинского общества. Какую сторону выберет эта движущая сила – революции или последовательных преобразований?
3. Интернет позволяет не просто контактировать с адресатом информации, наделенным избирательным правом, но и вступать с ним во взаимодействие и выстраивать взаимоотношения.
4. Интернет теперь можно зачищать от нежелательных статей и ссылок и делать это абсолютно легальными инструментами.
SERM "search engine reputation management" – относительно молодой для всего мира инструментарий управления репутацией в онлайн. Его суть в том, чтобы по запросу "депутат N" в выдаче поисковика Google, Yandex – статьи с негативным содержанием опустились в результатах поисковой выдачи, а статьи с позитивным или нейтральным содержанием поднялись и закрепились в ТОП-10.
Сейчас формируется новый рынок в онлайн – зачистка выдачи в поисковиках негативных материалов о политиках, публичных персонах, партиях. Я слышу от коллег из SEO-индустрии, что первые политические клиенты уже есть.
Угрозы
Угрозы политический бомонд недавно почувствовал во время хакерских атак на государственные сайты. О некоторых угрозах отечественные политики слышали из хроник и анализа революций в Тунисе, Ливии, Египте, Йемена, которые привели к свержению глав этих государств.
И какое отношение у власти может сформировать только данный объем информации? – Закручивание гаек, взятие под контроль, осуществление незапланированных трат на безопасность государственных серверов, создание специальной группы в СБУ по безопасности в интернет-среде и тому подобное.
Очень закономерно.
Попробуем показать векторы, по которым угрозы можно превратить в возможности власти и кандидатов во власть.
Межличностная коммуникация. Это ключевой блок угроз и возможностей.
Поделюсь наблюдением. Исследования поведения покупателей показывают, что украинские покупатели при выборе товара в первую очередь руководствуются рекомендацией близких, знакомых. Далее – мнением продавцов торговых точек, и еще менее влиятельны СМИ.
Но что интересно, на втором месте в наше время – цифровую эпоху! – покупатели руководствуются отзывами на форумах, блогах. За последние полгода на 6-ти конференциях я услышал это утверждение от исследовательских компаний, в том числе и международных.
Работает принцип межличностной коммуникации – человек, отвечающий на пост мамаши в форуме, как лечить заболевшего ребенка, что-то рекомендует, и он при этом значительно ближе, чем рекламный ролик за её спиной из телевизора.
Межличностная коммуникация в разы эффективней, чем традиционные СМИ.
Интернет позволяет взаимодействовать в ближайших кругах комфорта реципиента. Не просто коммуницировать или вещать, а взаимодействовать с аудиторией, и тем самым легче проходить контрсуггестию, сопротивление внушению. Только должно быть сыграно по Станиславскому: "Верю!"
Техническая безопасность. Ddos-атаки хакеров.
Государственные сайты должны быть защищены. Независимо от того кто и когда находится у власти. Это – аксиома.
Но странная вещь: коммерческие сайты чаще подвергаются атакам хакеров. Но выстаивают. И нужно понимать простую вещь, что защиту и безопасность от хакерских атак обеспечивают не сайты сами себе – это в основном функция хостинг-провайдера или дата-центра, у которого размещены сервера сайта. Просто в случае с коммерческими сайтами, получается, что хостинг-провайдеры у них круче, чем у государственных.
Боязнь. Политики боятся интернета.
Боятся в первую очередь межличностной коммуникации. А ну-ка, каждый ведь теперь сможет публично обратиться к политику напрямую в любое время суток. Например, в Facebook. Попросить помочь в чем-то, покритиковать, потребовать отчитаться. Не получится игнорировать, придется помогать, реагировать, отвечать.
Корректировать свой образ и уклад жизни на предмет ежедневной коммуникации с избирателем – еще больше пустить в свою жизнь журналистов и избирателей. Отсюда боязнь. Ведь, страх, как известно – это защитная реакция психики.
Проблематика интернет-сообщества, тренды, динамика находятся вне зоны понимания политических лидеров.
"Не царское это дело", разбираться во всяких там новомодных интернетах. Государственные процессы должны реализоваться преимущественно консервативно, дабы обеспечивать стабильность общественной жизни. Лучшее – враг хорошего.
Но такой взгляд приемлем, когда общественный уклад тоже хорош. А не в упадке.
Украинцы доверяют преимущественно той информации, которая сгенерирована в ближайшем окружении. И интернет позволяет чиновникам присутствовать в нем практически постоянно.
Вот вам и вектор решения проблемы доверия работе властей.
Фактор иностранных спецслужб.
Доступ к персональным данным украинцев имеют крупнейшие иностранные IT-компании, в основном российские и американские. Украинцы охотно выкладывают в социальные сети, почтовые сервисы и блогосферу свои подробные персональные данные. И ведь нет никакой гарантии, что иностранные владельцы онлайн-сервисов не сотрудничают со спецслужбами своих стран.
Скорее наоборот. По крайней мере, если американские и европейские спецслужбы это и делают, то не так явно.
А вот российские спецслужбы засветились уже не в одном скандале относительно построения систем контроля над интернет-сообществами и журналистикой в онлайн. Кроме того, в российские СМИ неоднократно просачивалась информация о личных контактах и взаимоотношениях между собственниками и топ-менеджерами крупнейших российских онлайн-ресурсов с видными представителями спецслужб.
Наиболее влиятельные в Украине онлайн-сервисы принадлежат россиянам: Mail.ru, Vkontakte, Одноклассники, Yandex, ICQ, Meta.ua и частично даже Facebook и Twitter. На долю принадлежащих россиянами интернет-ресурсов приходится более 60% всех посещений из Украины.
Стратегия национальной безопасности должна предусматривать систему онлайн-безопасности украинцев. Как раз сейчас формирующийся новый состав СНБО должен предусмотреть в своей структуре подразделение по онлайн-безопасности Украины.
И последнее: вектор украинской самоидентичности легче всего найти в среде активного интернет-сообщества.
Да и, собственно, разработать и реализовать стратегию обнаружения этой самой национальной украинской самоидентичности.
Стратегия обнаружения – имеется в виду не стратегия поиска, а стратегия актуализации. Так как идентичность – она внутри украинцев, её не нужно искать – она есть, её нужно всего лишь актуализировать.
Так вот, носители украинской идеи, склонные к актуализации национальной украинской идентичности максимально сконцентрированы в украинском интернете.
Те из украинских политиков, которые завоюют интернет-сообщество, примут на вооружение технологии межличностного взаимодействия в интернет – на длительную перспективу сформируют для себя задел политической эффективности и останутся "своими" для поколений 80-х, 90-х и 2000-х.
Место Политических Лидеров украинского интернет-сообщества вакантно.
Добро пожаловать!
Конопелько Николай, CRB Group, специально для УП