Почему они не платят за коммуналку
То, что за коммунальные услуги надо платить – говорится и пишется много. Как бы там ни было, но услуги все-таки оказываются. В мире нет ничего бесплатного. Если никто не будет платить, ничего хорошего из этого не получится.
Известно, что самые добросовестные плательщики – пенсионеры. Получив пенсию, они бегут в сбербанк занимать очередь в толпе таких же пенсионеров, чтобы рассчитаться за коммуналку. А что останется – то можно и на себя потратить.
А неплательщики – часто вполне обеспеченные люди, предприниматели, деньги у них есть. Плата за коммунальные услуги для их бюджета почти неощутима. " И вот именно такие люди и не хотят платить", – возмущаются работники ЖКХ.
Действительно, есть много людей, которые могут платить – но не платят. Я тоже знаю таких. Я – адвокат, и ко мне часто приходят подобные неплательщики за советом, когда дело оказывается в суде.
И я знаю, в силу профессии, почему они не платят.
При всем обилии публикаций на коммунальные темы, мне не попадалось такой, где бы было представлено мнение именно этих людей: почему они не платили, не платят, и платить не собираются в обозримом будущем. Тут явный пробел в гласности.
Попробуем его заполнить.
Позиция "отказников" заслуживает того, чтобы быть изложенной в медиа. Это не банальная привычка к халяве. Это – часть мировоззрения, философия и элемент самооценки, тесно связанный с чувством собственного достоинства. Как это ни кажется парадоксальным поначалу.
Для примера, другая проблемная ситуация:
Вы отправили ребенка в летний лагерь. По окончанию заезда администрация лагеря прислала вам счет за питание вашего чада. Вы смотрите счет, расспрашиваете ребенка, и вдруг обнаруживается:
– по счету его кормили 4 раза в день – а по факту 3 раза;
– борщ с мясом на первое всегда был без мяса;
– вместо соков был "чай" – вода, подкрашенная паленым сахаром;
– второе в половине случаев дети вообще не ели, выбрасывали;
– дважды за лагерную смену у ребенка было расстройство желудка.
Перед Вами почти гамлетовская дилемма: платить или не платить – вот в чем вопрос.
Достойно ли – безропотно ... оплачивать все счета ЖКХ? Иль надо оказать сопротивленье – не платить?!
Философия "отказников" – конечно не платить.
Платить, значит консервировать этот беспредел, давать заработать мошенникам. Платить – не уважать себя, позволять им жить за твой счет, обогащаться путем примитивного обмана, в расчете на "дурачка", "лоха". Я не "дурачок", не "мальчик для битья", вернее – "выбивания" денег. Со мной у них эти трюки не пройдут.
У этой философии есть "слабое" место. Как бы там ни было, но от голода ребенок не умер, что-то он все-таки ел. Справедливость требует – плати.
Однако не все так просто со справедливостью в данном случае. Известный еще со времен римского права принцип: обязательства должны исполняться надлежаще в соответствие с требованиями закона или договора, а при их отсутствии – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями, "с рачительностью доброго хозяина" – формула английских юристов.
Обязательство считается исполненным после того, как все указанные требования соблюдены. Пока последняя пуговица на фраке не пришита, работа портного не окончена. Никто не должен платить за неоконченную работу.
Сделай, как должно, а потом требуй оплаты.
Если при температуре минус 20 градусов теплоноситель на вводе в дом должен быть плюс 75 градусов, а не плюс сорок, то надо ли за него платить?
Температура в жилой комнате в любом случае не должна быть ниже 18 градусов, а не 17, или 17 с половиной.
Вы говорите о справедливости. Но разве справедливы тарифы?
Недавно руководитель Госфининспекции Петр Андреев признал, что 60% стоимости тарифов в Киеве – текущие затраты, лишь косвенно связанные с оказанием тарифицированной услуги: на 4-х водителей такси приходится шесть диспетчеров, оплата труда которых не ниже водительской, и также включена в тариф по километражу. Плати, пассажир!
А в Макеевке, по словам того же Андреева, 60 % оплаты за воду – оплата стоимости потерь в сетях.
Откуда эти потери? – Сети в безобразном состоянии, и нет денег на их ремонт.
Почему "нет", если отчисления на такой ремонт включены в тариф? Денег нет, но не потому что люди не платят – а потому что они разбазарены, ушли в откаты.
А ведь тариф включает не только средства на ремонт, но и на полное восстановление.
Где, в каком банке теплосети хранят эти амортизационные отчисления, накопленные за период после ввода сетей в эксплуатацию, отчисления от платежей тысяч простых людей еще с советских времен?..
Как работает ЖКХ? Каждый год надо делать ремонт ста труб. Отремонтировали половину, половину украли. На следующий год текут уже 150 труб, а денег только на 100 и из этих денег опять половину украдут.
И так далее. Пока больше половины воды вообще не станет просто вытекать по пути к потребителю.
И потребителю теперь предлагают платить за эту вытекающую воду, с каждым голов все больше вытекающую.
"Отказники" не хотят за нее платить.
Александра Кужель называла коммунальные предприятия – кошельками местной власти. "Отказники" не хотят пополнять эти кошельки своими деньгами.
"Отказников" переполняет смутное ощущение, что их держат за дураков. И они говорят себе: посмотрим еще, кто окажется в дураках.
Однако они ошибаются, думая, что соблюли свое достоинство и не позволили Системе себя поиметь, подобно тому, как она "имеет" уже упомянутых выше пенсионеров...
Тех самых пенсионеров, которые, кстати, поддерживают эту Систему не только своими отчислениями, но и голосами на выборах.
Жить в конкретном обществе и быть свободным от его нравов и порядков – нельзя. В отличие от тех же пенсионеров, отказники платят налоги. И эти налоги, перераспределяясь между бюджетными статьями, в конце концов, все равно попадают в ЖКХ.
Используются на закрытие самых больших дыр: ремонт крыш, теплотрасс, отселение жильцов аварийных домов, детские площадки перед выборами и прочее сиюминутно-горящее.
Они все равно платят.
Они платят взносы в Пенсионный фонд, которые, проходя через покрытые морщинами руки пенсионеров, все-таки опять оказываются в ЖКХ...
Сергей Якименко, адвокат, специально для УП