"Палата №6"

37 просмотров
Четверг, 16 февраля 2012, 10:24
Антон Авксентьев
руководитель аналитического отдела лаборатории PR-технологий "Luman Group"

В последние годы президентства Виктора Ющенко активно обсуждался проект создания в Украине двухпалатного парламента. Президент, видимо, всерьез рассматривал возможность своего присутствия в "верхней палате", и это было едва ли ни главным аргументом, оправдывающим существование таковой.

Представляется, что если мы действительно по образу и подобию многих преуспевающих государств – сейчас речь идет о той модели двухпалатного парламента, которая не связана с региональным представительством – желаем освоить практику сосуществования двух палат, то начать следует с создания "нижней".

По всем хрестоматийным канонам, "нижняя" палата должна быть некой репрезентирующей для всего населения, хотя более точным словом было бы "релевантность", а не "репрезентативность". В тоже время к "верхней" – таких требований не предъявляется.

Однако, хотя практика пожизненного представительства в парламенте Украины законодательно не закреплена – на деле украинское "лордьё" и "сэрьё" давно и основательно оккупировало законодательный орган.

Должности передаются по наследству. Рада, как и местные советы, обрастает династиями. А пресловутая "циркуляция элит", несмотря на перманентный цирк, отчаянно отказывается циркулировать.

К слову, "династии" – явление отнюдь не новое: лукаво удивляясь карьерным взлетам молодых Януковичей, не следует забывать и не менее юного Ющенко, племянника президента, который сразу после выпуска из университета был отправлен вице-губернаторствовать в Харьковскую область.

А чтобы текст не казался излишне пафосным или голословным, обратимся к весьма скупой на эмоции статистике.

Итак, проанализируем шестой созыв нашей "верхней" и единственной палаты, основное внимание уделив тому, сколько созывов слуги народа уже оттрудились. Для краткости будем называть ее по Чехову – "палата №6".

Оказывается, что в Верховной Раде более 40 депутатов участвовали в работе парламента 4-х созывов. Более двух десятков – в работе 5-ти созывов. А некоторые "рекордсмены", как, например, Ефим Звягильский или Сергей Головатый, вообще слились с Радой воедино, и уже 20 лет беспрестанно "депутатствуют". Последний, к слову, избирался сначала по спискам БЮТ, затем – НУНСа, а с ноября 2007-го стал членом фракции Партии регионов.

С другой стороны, нельзя не признать, что в Раде шестого созыва представлены 30% депутатов, ранее в парламент не избиравшихся.

Но если начать перечислять их фамилии, то большинство из них простому украинцу ничего не скажет – первых ролей в публичной политике эти депутаты не играют. Подобная "пассивность" и "незаметность" большинства новых слуг народа подводит нас к следующему выводу: вероятно, настоящие "новые лидеры" – это не те, кто довольствуется дорогостоящими проходными местами в списке партии. И, кстати, не будем забывать, что деньги любят тишину...

Так что смешанная избирательная система дает возможность политикам проявить себя, даже обязывает их сделать это – в противном случае они попросту не пройдут.

Другими словами, связь между инвестированием средств и результатом – здесь куда как более сложная, чем при пропорциональной системе, которая превосходно адаптирует под себя новые кадры.

Вот мы и приходим к одному из столпов риторики Яценюка, Тягнибока и еще многих других. А именно – к тезису о необходимости появления в парламенте новых, молодых лидеров.

"Тезис о молодых" давно не молод. Более того, эксплуатируют его, преимущественно, давно не новые в украинской политике фигуры. Представляется, что важен не столько возраст, сколько срок вовлеченности в систему – обозначим его как "срок годности".

Если срок годности "слуги народа" вышел – он начинает служить иным ценностям.

Но мы вновь рискуем уйти в популистскую демагогию: например, стоит ли полагать, что человек, не имеющий опыта работы в законодательном органе, сможет быстро освоиться в Раде? Вероятно, лучшей ресурсной базой кадров для ВР станет не улица и не площадь, а местные советы.

Разумеется, это не идеальный вариант. Кто-то возразит, что депутаты местных советов занимаются только земельным дерибаном. Но это будет такой же популистский тезис, как и рассмотрение "майдана" и "майданчиков" в качестве средоточия новой элиты...

Однако законодательное закрепление запрета баллотироваться в ВР, не проведя какое-то количество времени в местных советах, было бы вполне разумным шагом.

Локализировав эту идею в контексте возврата к смешанной избирательной системе, можно было бы остановить такое массовое явление, как появление в регионах "депутатского десанта" из Киева.

Хотя в условиях партийного бизнеса это и выглядит утопично, можно было бы, к примеру, запретить нынешним народным депутатам баллотироваться в Раду по одномандатным мажоритарным округам, ограничив их только пропорциональной системой и партийными списками. А"мажоритарку" оставить для депутатов местных советов, которые, по крайней мере, имеют хоть какое-то отношение к округу, да и определенную репутацию среди местных избирателей.

Вполне разумной мерой было бы установление других возможных ограничений.

Например, запретить работать в Раде более двух созывов подряд – чем депутаты лучше президента?

Или отказывать в регистрации вновь баллотирующимся депутатам, которые посетили менее 50% заседаний или подготовили недостаточное количество законодательных инициатив в предыдущую каденцию.

Но пока ситуация печальна. В Верховной Раде царит единственный закон, принятый без обсуждений и голосований – речь идет о "Железном законе олигархических тенденций" Михельса.

Абсолютно очевидно, что парламент "закостенел", депутатский корпус практически не обновляется, и прорвать этот замкнутый круг можно только извне.

Смешанная система – это хоть и небольшой, но всё же шанс для новых, молодых, энергичных лидеров, еще не принимавших "грязевые ванны" большой политики.

Разумеется, старая элита "палаты №6" будет всеми силами упираться и цепляться за свои места. Оппозиционеры будут клеймить их "пособниками бандитского режима", власть – навешивать ярлыки неопытности и некомпетентности.

Но именно такой непростой "путь героя", в категориях Элиаса Канетти, и должен пройти новый лидер. Пройти и не сломаться – иначе какой же он "новый"?

Антон Авксентьев, лаборатория политических технологий "ХПС", специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)