Специфика мажоритарных выборов 2012
Ни для кого, ни секрет, что парламентские выборы 2012 года станут настоящим технологическим противостоянием между группой власти и группой оппозиции. При этом Партия регионов будет пытаться всеми правдами и неправдами создать условия избирательного процесса, которые позволят ей победить в большинстве мажоритарных округов.
В некотором смысле, украинская оппозиция подражает власти. Пытаясь создать образ "технического" решения проблемы своей раздробленности, она всерьез заявила о желании создать список кандидатов, которые будут выступать от объединенного оппозиционного фронта.
Надеюсь, доказывать тот факт, что в региональном плане оппозиция не имеет особого желания создавать компромиссные кандидатуры, нет необходимости.
Например, харьковским "Фронтом перемен" руководит Александр Давтян, который является весьма лояльным человеком к сегодняшней городской власти, а, следовательно, и к Партии регионов. Как вы думаете, пойдет ли он на переговоры с дважды обезглавленной – Юлия Тимошенко/Арсен Аваков – "Батькивщиной", по поводу выставления "единых кандидатов" по мажоритарным округам от оппозиции? Очень сомневаюсь...
Более того, Харьков не является единственным примером проблем построения единого оппозиционного списка в общегосударственном масштабе.
Но речь сейчас не об этом. Речь о технологиях.
Так вот, для того, чтобы реализовать технологию "передачи голосов" от одного оппозиционера к другому – недостаточно, чтобы список был действительно единым и устраивал всех субъектов оппозиционной конфедерации. Чтобы технология "единого" удалась, необходимо создать один общий межпартийный бюджет. Чтобы после избирательного процесса в рядах оппозиции сохранялось спокойствие.
А это, к большому сожалению, невозможно.
Невозможно в силу того, что оппозиционеры, которым на старте кампании намекнут на то, что они "не будут идти до конца", просто не будут платить деньги в общий бюджет, если такой будет существовать, или вообще не будут тратить деньги на выборы.
Это значит, что властям не составит особого труда ещё на старте кампании определить перечень "настоящих" кандидатов и объявить им "холивар".
Кроме того, не стоит забывать и том, что КПД от процедуры передачи голосов не превышает 5-10% при самом лучше раскладе – это знает любой мало-мальски грамотный политтехнолог.
Вот пример этой технологии в динамике, который я почерпнул из выступления главы партии УДАР.
Скажем, на выборах в мажоритарном округе баллотируются несколько кандидатов от оппозиционных сил – от "Батькивщины", "Фронта Перемен", "Свободы", "Нашей Украины", "Народной Самообороны" и так далее. Каждый пользуется своим бюджетом и строит собственную кампанию. За 45-30 дней до выборов во всех оппозиционерах-мажоритарщиках должен проснуться дух альтруизма – они должны отдать голоса за "самого популярного"/рейтингового политика.
В чем проблема, если не в деньгах, спросите вы?
Всё очень просто – кто и как будет определять самого "достойного", "популярного" и "сильного" оппозиционера в округе?
Ну, допустим, что в Украине будет несколько "чётких" округов, по которым будут идти политики из высшей галактической лиги. А что делать с обычными округами?..
В техническом плане можно было бы провести социологический замер и узнать: кто в округе является самым популярным кандидатом. Но кто будет проводить эти социологические исследования? Ведь заказчик мониторинга монополизирует право на провозглашение "единого" кандидата. А это ещё один дополнительный повод для распрей.
Реально, лучший шанс оппозиции по применению этой довольно бестолковой технологии лежит в плоскости подковёрной "торговли" округами: тот, кто сможет позволить себе переманить, купить или пообещать, например, должность – тот и станет "самым сильным" кандидатом от объединенной оппозиции в округе.
Вот и всё...
Власть занимается примерно тем же самым. Только у неё есть больше ресурсов, а поэтому её попытки изменить правила игры во время игры выглядят более солидно, хотя и более пугающе.
Какие ухищрения она готовит для Восточной Украины? А какие технологии она будет задействовать на Западной Украине? Вопросы на эти важные ответы мы получим довольно скоро – как только начнется официальная избирательная кампания.
О выборе избирателей
Где же искать правду украинскому избирателю? Где же место обычного гражданина во всех этих хитроумных схемах? – Нигде...
Избиратель в них – лишь единичка, ничтожно малая, по демократическим меркам, сила.
Хотя, возможно, стоит несколько переформатировать первый вопрос, поставив во главу угла не достижение правды, а достижение минимальной возможности влияния, которое должны оказывать избиратели на процесс циркуляции элит. Даже в таком номинально-демократическом обществе, как наше.
Получится следующая картина: для увеличения влияния со стороны обычных граждан, необходимо изменение правил игры. Ресурсы власти монополизированы, следовательно, правила игры определяют не граждане Украины.
А это, в свою очередь, значит, что мы попали в замкнутый круг – граждане не могут повлиять на политику, ибо у них нет механизмов, а механизмы находятся в руках у тех людей, которые не хотят ничего менять.
Что делать в такой ситуации?
По моему мнению, только со сменой персонального состава украинского парламента можно внести в него новые идеи. Должны быть новые оппозиционные кандидаты, должны быть новые кандидаты от власти.
Но никто не думает об обновлении своих политических проектов. Скорее наоборот – все думают об их глубокой консервации. Это показывает Партия регионов, которая от неуверенности меняет правила игры, как ей заблагорассудится. Это показывает и оппозиция, консервирующая себя идеей общего списка.
Необходимо искать новых кандидатов, необходимо искать "самовыдвиженцев", которые имеют прямое отношение к избирательному округу, которые могут представлять общественные организации или не самые популярные партии.
Почему, спросите вы? Ведь они, эти "новые", могут быть довольно посредственными законодателями и управленцами? – Потому, что лишь с новыми людьми приходит новая политика.
Нет новых людей – нет новой политики.
Нет новой политики – нет влияния со стороны граждан на государственные дела.
Нет влияния граждан – нет изменений к лучшему, нет той Украины, о которой многие из нас мечтают.
Конечно, власть будет отождествлять самовыдвиженцев на востоке с оппозицией – и они не смогут там пробиться. Конечно, на западе оппозиция будет говорить, что все самовыдвиженцы – это проекты сегодняшней власти.
Но по сути, именно самовыдвиженцы – это реальная альтернатива логике консервации партийных машин.
Можно прислушиваться к глашатаям власти и голосовать против "оппозиционного хаоса". Можно прислушиваться к оппозиции и голосовать за уничтожение "авторитарного режима".
Но можно прислушаться и к тем, кто решил не отождествлять себя с популярными партиями – к настоящим общественным лидерам, моральным авторитетам, продвинутому бизнесу, а не тому, который был построен бывшими коммунистами.
И голосовать за реальное улучшение жизни. Правда, не "сегодня", но уже в осязаемой перспективе.
Без новых политиков не будет новой Украины, а будет то же самое, что и до сих пор.
Только вывеску поменяют. И то, если денег хватит.
Андрей Самброс, специально для УП