Золотая петля для Дракона

Понедельник, 23 января 2012, 16:41

В конце прошлого года, 1-го декабря, власти Китая подняли прожиточный минимум с $20 до $30. Число нищих сразу же выросло с 20 до 120 миллионов человек. Да, мы сейчас говорим о второй экономике мира, которая вот-вот перегонит США.

Китай упорно шел к этому больше 30 лет: курс реформ стартовал в 1978 году. Тогда Поднебесная болталась где-то в конце списка по уровню ВВП на душу населения – не хватало даже еды и одежды. Ситуация была хуже, чем в Украине. Значительно.

И, тем не менее, им удалось то, что не удалось нам: Путин заставляет своих дочек учить китайский, а не украинский.

Естественно, сравнивать Китай и Украину сложно: контраст невероятный. Тем не менее, можно определить несколько элементов, которые абсолютно ясно просматриваются в китайском обществе и которых решительно не хватает в украинском.

Повторить опыт Поднебесной мы, естественно, не сможем, но определенные принципы должны взять на вооружение. Это планирование, стабильность и методичность.

В 1982 году был выдвинут генеральный курс построения "социализма с китайской спецификой". И расписан план этого построения. С тех пор китайское общество его стабильно и методично выполняет.

Естественно, в него вносятся коррективы, план расширяется, уточняется, поддается всевозможным точечным модификациям. Но суть и генеральная линия остается единой.

В каждом городе, где удалось побывать, мы посещали "музей развития". Обычно это отдельный зал, в центре которого стоит макет, а на стенах развешаны иллюстрации по схеме "было – стало".

На макете масса домиков и мостиков из прозрачного пластика – то, что должно быть построено. Как правило, финальной "точкой прибытия" считается 2050 год. То же касается и экономки, и политики, и развития общества в целом.

Мы же сегодня не мыслим категориями больше 5 лет. Многие из нас не видят дальше собственного носа: живут от зарплаты до зарплаты. А на вопрос "сколько ты зарабатываешь?", называют сумму в месяц, а не в год.

Китайцы думают иначе. Им свойственен масштаб, как в архитектуре, так и в мысли. Экономический план на 100 лет – не так уж много для народа, построившего Великую Китайскую Стену. Кроме того, восприятие времени у культуры, которой дают примерно 4200 лет, должно быть иное, чем у европейцев и, в частности, украинцев.

Но одно дело создать план, а другое – реализовать его. Тут в силу вступают два остальных элемента. В первую очередь, методичность.

Пример из прошлого – грандиозные строительные проекты: дворцы, крепости, стены. Пример из сегодняшнего – крупнейшие города и промышленные центры. Один из последних – Сучжоу.

В 1992 году на его месте была деревня, сегодня Сучжоу входит в десятку самых инновационных городов мира.

Для реализации проекта 6 лет нужно было посвятить только созданию коммуникаций. Терпения на это хватит не у всех. Сингапур, который в данном случае выступал старшим партнером КНР, не выдержал и продал китайцам большую часть своей доли, которая на старте составляла 65%.

Все, что мы видим в современном Китае – методично строилось десятки лет. При этом то, что жители Поднебесной трудолюбивы – чепуха. Они такие же как и "працелюбні українці", которые существуют только в новогодних поздравлениях.

Ни мы, ни они, ни какой либо другой народ мира не более трудолюбив, чем безнадежно ленивый Человек. 99,9% из нас если и хотят потрудиться, то только для того, чтобы потом отдыхать (когда заработаю достаточно денег, когда уйду на пенсию, когда уйду в отпуск, когда настанут выходные).

Так же методично китайцы работают и над поддержанием политической стабильности. Она в Поднебесной имеет чуть ли не сакральное значение.

В самом начале трактата "Искусство войны" Сунь Цзы есть строка: "Путь (Дао) – это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений".

Смысл стабильности в Китае существенно отличается от смысла того же понятия в России. Ничего общего с фразой "хватит раскачивать лодку", как сейчас говорят в РФ. Китайская стабильность держится на результатах и умении их подавать.

Без этого тридцатилетняя стабильность была бы просто невозможна. И тут самую крупную роль сыграла Компартия Китая. Особенно с внедрением "политики открытости" и запуска капиталистических процессов под крылом социализма (с китайской спецификой).

Во-первых, китайцам отлично известны планы на будущее. Во-вторых, они видят контрольные точки в процессе движения. Они видят Шанхай, видят объекты Олимпиады-2008, видят повышение собственного благосостояния – тот же прожиточный минимум, увеличившийся в один день на треть.

Стабильность по-китайски – это постоянная работа, непрерывный процесс достижения компромисса и аккуратного контроля за его сохранением.

В этом контексте запрет международных социальных сетей на территории Китая сначала кажется вопиющим нарушением гражданских свобод. Но сами китайцы не очень то и протестуют.

Во-первых, у них есть собственные успешные социальные сети. Во-вторых, кому очень нужно пользоваться Facebook’ом или Twitter’ом, к примеру, для бизнеса, пользуются ими в обход запретов. Это просто немного сложнее.

Взаимодействие этих элементов – планирования, методичности и стабильности – позволило КНР заложить колоссальные перспективы роста. Многим справедливо кажется, что Китай – это будущее.

Мы шутим: "Учите китайский – готовьтесь к экспансии". Но и над Поднебесной иногда сгущаются облака. Как говорил профессор Чжао Цюаньминь: "У великой страны большая проблема". Грозовой фронт идет с Запада и называется он "петля среднего достатка".

Китай недавно попал в опасную зону, когда уровень ВВП на душу населения колеблется от 3 до 10 тысяч долларов США. Находясь в этом промежутке – сейчас больше $4 тысяч, – Китай должен стать на путь стремительного научного развития. В противном случае на шее дракона затянется петля, которую до сих пор не может снять с себя Европа.

С ростом дохода китайцы начали капризничать. Наш профессор назвал это "многоуровневые требования к общественному обслуживанию". Оказавшись в достатке, они начали чаще задумываться о политике и размышлять о том, сколько им должно государство.

Чрезмерные социальные гарантии без соответствующих обязательств со стороны общества – камень, который не дает многим европейским государствам, в том числе и Украине, отплыть на безопасное расстояние от второй волны финансового кризиса.

В Поднебесной это прекрасно понимают. Средство спасения они видят в перемещении акцента с экстенсивно-промышленного на социальное развитие (не поблажки и пряники, а именно развитие).

В частности, Китай планирует сократить разрыв в доходах жителей сел и городов. Сейчас этот показатель составляет 1 к 3,2 соответственно. В планах довести до 1 к 1,5.

Плюс, нужно сбалансировать развитие экономики и экологии, экономики и общества. Для этого запланировано сокращение (!) темпов промышленного роста с 10% до примерно 7%. Больше внимания планируют уделять воспитанию наряду с образованием.

Вдобавок ко всему, Китай понял необходимость ухода от "черных" технологий. Сегодня это государство – на первом месте по потреблению угля, на втором – по электроэнергии и снова на первом – по выбросам CO2. Дальнейшее следование стратегии ресурсоемкого интенсивного развития становится невозможным.

Если Китаю удастся сохранить методичность в выполнении новых планов, отвечающих на современные вызовы, ему удастся сохранить лидерство и в скором времени превзойти США.

Если экстенсивное развитие ослабило государственный иммунитет и вирус западной лени закрепится в обществе, вопрос мирового лидерства Поднебесной будет отложен "на завтра".

Это на самом деле большая проблема перед великой страной. И мы должны следить за тем, как Китай справляется с ней. Потому что на Украине сегодня тоже стягивается петля. И не одна. Но мы, в отличие от китайцев, ищем оправдания, а не точим нож, которым разрежем веревки.

Во время и после визита в Поднебесную чаще всего приходилось слышать две фразы: "Это потому, что у них нет коррупции" и "Просто у них такой менталитет". Ни то, ни другое не имеет отношения к действительности.

Насчет коррупции. Да, там расстреливают казнокрадов. При этом, за последние 10 лет из Китая незаконно вывезли, по разным данным, от $124 до $2740 миллиардов.

По поводу менталитета. Вся та трудолюбивость, которую все приписывают китайцам, улетучивается за одно поколение благодаря политике сокращения рождаемости. Как только "сверхурочных" детей обложили налогом, бесчисленные бабушки-дедушки-тети-дяди набросились на единственного отпрыска, купая его в ласке и бесконечном внимании.

И вот, избалованное чадо уже не готово сгибать спину на будущее КНР.

Коррупция и менталитет – любимые источники оправдания для украинцев. Именно они разрешают нам подписываться под фразой: "Нам Китай уже никогда не догнать".

Я бы за такую фразу посылал на общественные работы. Это контрпродуктивный, смертельный подход для нашего государства. Такие города как Шанхай – это рекламные проспекты будущего.

В них нужно видеть новые возможности: сколько еще можно строить, до каких пределов можно сегодня развивать человека, город, страну. Как решить проблему пробок в Киеве, в конце концов. Глядя на Китай, мы должны видеть перспективу, а не приговор!

Очень важно, чтобы такой подход преобладал у нового поколения украинцев. У тех, кто не страдает "ямой желудка", вечным голодом к деньгам, полученным любым способом. У тех, кто осознает сейчас свое значение, свою роль в нашем государстве и понимает, что через 10 лет ему и его сверстникам придется принимать управление страной.

"Человеческая жизнь расцветала лишь тогда, когда ее растущие возможности уравновешивались трудностями". Как ни странно, эта фраза Хосе Ортега-и-Гассета сегодня в равной степени актуальна как для Китая, так и для Украины.

30 лет назад китайцы имели в сотни раз больше сложностей, чем украинцы. И мы все сегодня видим мощь Восточного Дракона. Видит Бог, Украина тоже не лишена сложностей. А значит, и серьезных перспектив.

Александр Щербаков, для УП