Россия, вперёд!
Российская власть на днях четко показала, каким она видит выход из затяжного политического противостояния между властью и обществом, длящимся в России со дня выборов в Госдуму 4 декабря.
Идущий на новый президентский срок Путин, при содействии фактически отошедшего от управления страной, но еще формально действующего президента Медведева, начал активно формировать свою президентскую команду. В нее вошли наиболее проверенные и пользующиеся полным доверием кандидата антикризисные управленцы – выходцы из спецслужб.
Ставка – на кризис
Давний соратник Путина по работе в КГБ и его правая рука в период ожесточенной схватки с олигархами во времена своего первого президентского срока, Сергей Иванов возглавил администрацию президента. Еще один бывший сотрудник органов госбезопасности, Сергей Нарышкин пересел из кресла главы АП в кресло главы Госдумы.
Обе креатуры Путина необходимы премьеру для разработки и реализации системного ответа вызреванию и оформлению протестных настроений в российском обществе.
С 4 декабря и до настоящего момента повестку дня политической жизни России впервые за много лет формируют лидеры общественных протестов. Для Путин такая ситуация является категорически неприемлемой. Поэтому он готовит свой "ответ Чемберлену".
И этот ответ не заставит себя долго ждать.
Сейчас в российском обществе параллельно идут два важнейших процесса, каждый из которых смертельно пугает власть. Первый – это пробуждение российского общества, осознание им своих задач и поиск путей их решения. А второй – падение уровня поддержки Путина: даже полностью лояльные власти социологические структуры дают уровень поддержки премьера не выше 36-42%.
Для Путина это означает невозможность реализации единственного способа гарантированно получить пост президента – победить в первом туре выборов. Второй тур для него "смерти подобен", поскольку несет с собой совершенно непрогнозируемые и неконтролируемые риски. Никакие фальсификации не позволят обеспечить победу Путину, если масштабы протестного голосования заставят всю оппозицию объединиться вокруг его соперника во втором туре.
Но и в первом туре Путин может не победить – обозначенные выше два магистральных процесса в обществе с каждым днем набирают всё большую силу. Логически они слились в одно целое на митинге 24 декабря в Москве в принятой резолюции: "Ни одного голоса Путину на президентских выборах".
Поэтому Путин будет действовать – пытаясь выхватить инициативу у формирующихся структур гражданского общества и навязать обществу свою повестку дня. Причем действовать срочно.
Бывший советник Путина Андрей Илларионов прогнозирует, что Путин и его команда попытаются переломить ситуацию в свою пользу и предпримут решительные действия уже после нового года.
"В январе мы станем свидетелями совершенно других решений и совершенно других действий. Я не могу сказать, какие конкретно действия могут быть предприняты, потому что там есть много людей, которые являются профессионалами, специалистами в разработке соответствующих мер. Есть несчастные случаи, есть террористические акты, есть некие "международные инициативы" по восстановлению квази-СССР под названием ЕврАзЭС или какого-то нового этого союза.
И, соответственно, при возникновении какого-нибудь международного конфликта с участием вооруженных сил РФ – понятно, что любые вопросы внутриполитической повестки дня совершенно блекнут по сравнению с этим.
Кстати говоря, это дает дополнительные основания для введения специальных мер или чрезвычайного положения. В том числе, с ограничением действия средств массовой информации, социальных сетей, с интернированием наиболее активных представителей оппозиции и так далее".
Многие уже стали забывать, что именно на фоне победоносной для российской армии военной операции в Чечне тогдашний премьер Путин сначала стал и.о. президента, когда в новогоднюю ночь 31 декабря 1999 года Борис Ельцин сообщил о досрочном сложении президентских полномочий, а затем – и полноценным президентом.
Поскольку этот опыт, с досрочным получением в свои руки всего объема президентских полномочий, однажды уже помог Путину занять пост главы государства, тандем Путина-Медведева может снова пойти по этому же пути.
Удобный и однажды уже "сыгравший" повод – новогодняя ночь – совсем близко...
"Точка невозврата" пройдена
Самое же поразительное в логике действий "антикризисной команды" Путина заключается в том, что власть: 1) не понимает и упорно игнорирует происходящие кардинальные изменения в российском обществе; и 2) совершенно не пытается найти с ним общий язык.
А, между тем, произошедшие изменения – уже необратимы. Внутреннее осознание своих прав и потребностей стало основным вектором пробудившегося от многолетней спячки общества.
Пока места проявлений таких изменений можно сравнить с небольшими островками на карте огромной страны. Власть это обнадеживает. Она пребывает в уверенности – еще можно взять ситуацию под контроль, причем сделать это очень быстро.
Но такая большая и неоднородная страна как Россия и не может проснуться сразу.
Более того, вопреки поговорке, на этот раз россияне не смогут позволить себе удовольствие "долго запрягать". Хотя они и пытаются еще так действовать – проводят митинги с перерывами по две недели, не ведут системной информационной, технологической работы – оставляя это всё на президентскую кампанию.
А зря – самый крайний срок, который есть у общества для осознания самого себя, своих задач, формулировки своего видения развития страны – чуть более двух месяцев. До 4 марта следующего года.
И то, это самый оптимистический вариант – команда Путина сделает всё возможное, чтобы "схлопнуть" процессы общественного пробуждения. Остановить их они уже не смогут, но сильно помешать – конечно, смогут. Что они, наверняка, продемонстрируют еще до окончания новогодних праздников – обычное праздничное затишье станет временем бурной активности "антикризисной спецкоманды" с попыткой навязать быстро формирующемуся гражданскому обществу свои правила игры.
Между тем, российское общество однозначно потребовало не возвращения путинской стабильности политического болота и "тишины выжженной земли" – а по-настоящему нового, справедливого, порядка.
Старые мантры о стабильности и надежности, которые несет с собой "Единая Россия" вызвали активное неприятие у населения еще во время думской избирательной кампании. Но власть по-прежнему не намерена выслушивать общество с его "отвлеченной ерундой" о справедливых общественных отношениях и уважении, а заставить в очередной раз принять как благо спущенный сверху порядок власть имущих.
И по инерции успешной "локализации" общественных протестов в предыдущие годы власть уверена: и на этот раз всё удастся удержать под контролем. Мол, митингующие пошумят, пар выпустят да и успокоятся.
Но, как свидетельствуют глубинные процессы в российском обществе, уверенность эта не имеет под собой никаких оснований.
И дело даже не в том, что на митинг 24-го в столице вышло на несколько десятков тысяч человек больше, чем двумя неделями раньше. А в том, что внутри разных социальных групп российского общества начало оформляться требование граждан признать их неотъемлемые гражданские свободы, проявляться одобрение попыткам эти права отстаивать. Так и появляются такие знаковые события, как письмо учителей одной из московских школ выпускникам прежних лет с "учительским благословлением" их активного участия в митингах протеста.
"Мы мирная сила"
По крупицам такие процессы происходят по всей стране. Именно они сделали возможной массовость протестов – люди активно ищут выход из тупика, в котором оказалась страна вследствие политики нынешней власти. Выход, предложенный пока в общих чертах лидерами общественного движения – формирование нового дискурса, нового пространства свободной воли гражданского общества.
То, что этот путь нашел массовую поддержку по всей России, стало настоящей победой над культивируемой много лет властью апатией и безразличием населения.
Власть не нашла ничего лучшего, чем ответить на это пробуждение общества тотальным обесцениванием, неким духовным террором. Помните поведение Путина во время его недавнего общения с народом в прямом эфире, шокирующее сравнение символики протестующих с презервативами? А несколькими днями раньше – отказ в праве россиянам самим определять судьбу своей страны на улицах, поскольку это исключительная парафия зловещей "руки Запада"?
Вот это и есть – настоящая, без прикрас, позиция российской власти по отношению к гражданскому обществу. К успешным попыткам последнего коллективно проявлять свободную волю и формировать политическую повестку дня в стране.
При этом напрасно власти пугают население внешними проявлениями революции. Лидеры протестующих отлично знают, какой замечательный подарок они преподнесут властям в случае радикализации их выступлений. Именно потому блогер Алексей Навальный, превратившийся за три недели из кумира интернета в кумира улицы, на митинге 24-го констатировал: "Я вижу достаточно людей, чтобы взять Кремль и Белый дом прямо сейчас! Но мы мирная сила".
Протестующие находятся в активном поиске форм выражения своего настроя. Должна еще оформиться позитивная программа изменений в системе власти, в отношениях общества и власти.
Сейчас митингующие либо выдвигают заведомо неприемлемые для власти требования, причем в режиме постфактум – типа устроить перевыборы в Госдуму или наказать виновных в фальсификациях думских выборов.
Такая программа обязательно появится, причем уже в следующем году – об этом свидетельствует скорость оформления запросов проснувшегося общества к власти и к российским политикам в целом. В том числе и к оппозиционным – далеко не все из них понимают суть происходящих в обществе перемен и готовы адекватно реагировать на них. Куда проще и привычнее ситуативно использовать в своих интересах эти тектонические сдвиги.
И планирующаяся попытка власти перехватить инициативу у общества при четких и скоординированных ответных действиях лидеров гражданского общества этот процесс только ускорит.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования, специально для УП