О вреде пения с чужого голоса и пользе мажоритарной системы

44 просмотра
Понедельник, 14 ноября 2011, 13:15
Инна Богословская
народный депутат Украины

Уже очень много лет мы апеллируем к лучшему зарубежному опыту, регулярно получаем рекомендации от заграничных экспертов и структур. Нам рекомендуют, советуют, внушают. Мы что-то ратифицируем, имплементируем, воплощаем, претворяем. И при этом страна неизменно болтается в хвосте мировых рейтингов.

"Может, что-то в консерватории подправить?" - говорит глубоко мною уважаемый Михаил Жванецкий. Не пора ли нам все-таки скорректировать эту порочную, абсолютно не работающую систему "пения с чужого голоса"?

Как много стран советов на современной карте!

Наверное, мы не все смогли в этой жизни сделать идеально. Но в нашей стране родился и работал Вернадский, производятся лучшие космические ракеты, многие наши интеллектоёмкие отрасли абсолютно конкурентоспособны.

А мы почему-то ведем себя как умственно отсталые. У нас по любому поводу ждут команды, одобрения или экспертной оценки извне.

Сейчас в Украине некоторые персоналии преподносят как панацею рекомендации Венецианской комиссии. При всем уважении к этому авторитетному институту, опыт выполнения зарубежных рекомендаций Украиной показывают, что они никогда не становятся панацеей.

Зарубежные рекомендации хронически трансформируются в красивые лозунги, которыми можно размахивать на площадях, бесконечно твердя о жажде интеграции куда-то и во что-то. В призрачное "далеко". Но, не продвигаясь туда ни на шаг, как это было, к примеру, с Евро-2012 при прежней власти.

Потому что, на практике, ни у кого еще не получалось хорошо прожить чужим умом.

Наверное, поэтому ни США, ни Япония, ни Великобритания, ни Франция — страны, на чей уровень авторитета и мощи мы должны бы равняться, не ждут ничьих рекомендаций.

Хорошая карта не просто должна красиво выглядеть, она должна быть привязана к реальности.

Есть прекрасные европейские машины, которые не могут ездить по большинству украинских дорог. У них слишком низкая подвеска. И пока не выедешь на дорогу где-нибудь в отечественном регионе, спор об их непрактичности можно вести годами.

Нюанс в том, что в случае законодательства о выборах, мы рискуем своей машиной. А европейцы рискуют нашей.

Кроме того, нам настоятельно советуют то, что считают совершенно необязательным для себя.

Наиболее сильные политические и экономические национальные организмы (США, Япония, Великобритания, Франция) вполне позволяют себе эксплуатировать достоинства мажоритарной системы или мажоритарной составляющей избирательной системы. И это, в частности, позволило вырваться перечисленным странам в лидеры.

Потому что адекватная состоянию общества и его ментальности избирательная система - синоним эффективного управления. А эффективное управление — синоним эффективной экономики и высокого уровня жизни.

При "неправильном", по мнению Венецианской комиссии, законодательстве Украина имела в начале 2000-х средний рост ВВП около 8,4%. А максимальный — более 12%. Мы отладили не идеальную, но достаточно эффективно работающую в конкретных украинских условиях систему.

Но ее сломали: нелегитимно, нахрапом, через колено. Мы получили "закрытые списки", управленческий хаос и тотальное торжество популизма. Рост экономики всего за год замедлился в 4,5 раза.

Рекомендации построить в Украине идеально красивую избирательную систему книжного типа очень похожи на совет построить небоскореб века в сейсмически опасной зоне.

С весьма похожей настойчивостью нам годами из-за рубежа категорически рекомендуют не печатать денег и всегда иметь ничтожный дефицит бюджета, притом, что многие мировые лидеры себя такими ограничениями совершенно не стесняют. Они делают то, чего требуют в конкретный момент времени их экономики.

"Что позволено Юпитеру, не позволено быку". На настоящую "Европу" вправе претендовать другие. Украина, имея сопоставимую с Францией и Великобританией численность населения и высокое качество этого населения, "обязана" продолжать пользоваться неэффективными советами, "пасти задніх".

Я не вижу в этом логики. Как и во многих других моментах.

К примеру, некоторые западные персоналии нам рассказывают, как им сейчас не хватает Тимошенко в украинской политике. Но, обсуждая закон о выборах, они немедленно "забывают" из какой системы возникла Тимошенко. Не как крайне противоречивая личность, а именно как яркий политик.

Да из той самой мажоритарной системы, которая не нравится Венецианской комиссии! Но которая живет и процветает в ведущих странах мира. И которая позволяет политику самостоятельно раскрыться и реализоваться, а не вечно стоять в позе "чего изволите?" перед партийным боссом.

Мы — слишком молодая рыночная экономика, нам слишком быстро надо расти и много наверстывать, чтобы мы могли позволить превратить Украину в страну всемогущих партийных бонз и бюрократии.

Опять же, к слову, абсолютно безликий садист и убийца Лозинский, чей моральный облик был известен его землякам, прошел в Верховную Раду, спрятавшись за 96-й номер партийного списка БЮТ.

Какие задачи должно решать эффективное законодательство о выборах?

Я убеждена, что закон о выборах будет полезен обществу только если решит несколько задач первостепенной важности.

Во-первых, обеспечит представительство в парламенте всех социальных, профессиональных и территориальных групп населения. Возможность их прямого доступа к законодательной деятельности.

Сейчас эта задача не решается. В парламенте, в основном, жители Киева. Преимущественно — представители бизнеса или бывшие чиновники.

Во-вторых, создаст социальные лифты, которые дают возможность обновления элит, формирования новых лидерских групп — локомотивов прогресса. Это позволит постоянно иметь новые идеи, находить новые инструменты и не позволит законодательной власти законсервироваться, как гнилая вода, наглухо перекрытая плотиной.

Существующая избирательная система стала именно той плотиной, которая перекрыла нормальное течение реки и вода начала гнить. Работа в парламенте перестала для многих депутатов быть работой. Она превратилась во в меру престижное, высокооплачиваемое хобби и "прикрытие".

В-третьих, отфильтрует кадровый "балласт". Нам нужны активные, самостоятельные, состоявшиеся люди, понимающие, что такое реальная политика и идущие в политику ради политики.

А не "темные лошадки", которые покупают мандат в кабинете у партийного босса, прячутся в партийных списках за спины известных персоналий, а потом месяцами не интересуются, чем живет парламент.

Нужна конкурентная политика. Выйди из "кабинетов, схем, договоренностей" в поле и докажи избирателю лично, что ты достоин его представлять! Я через это прошла. И это очень серьезное сито.

В-четвертых, сократит достигшую абсурдных размеров пропасть между властью и людьми. Депутат, который призван быть "каналом" передачи информации снизу вверх и сверху вниз — от общества во власть и от власти в общество - перестал таковым быть.

На территории его никто не знает, он не представляет интересы ни социальной группы, ни территории. Что, в конечном итоге, лишает законодательную власть и эффективности, и легитимности.

Избиратель за годы пропорционалки просто забыл, как выглядит живой депутат. Он помнит, как было при "несовершенной" старой системе и видит, как стало.

Наверное, поэтому более 65% избирателей хотят мажоритарную или смешанную систему и только 10% - пропорциональную.

Людей сегодняшняя избирательная система не устраивает. Не устраивает она и государство. Значит, нужно срочно принимать новый закон.

Была бы моя воля, я бы настаивала на полностью мажоритарной системе.

Но: во-первых, партийные всех цветов и уровней этого не допустят; во-вторых, нужно еще десяток лет, чтобы дозрело общество. Потому что именно зрелое общество заставит партии прийти к ответственности за каждого своего мажоритарщика.

Значит, быть смешанной системе. Разумный компромисс лучше войны.

Инна Богословская, специально для "УП"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)