Суд над Газпромом?
На днях в СМИ появилось сообщение, со ссылкой на премьера Азарова, что украинская сторона провела консультации относительно перспектив разрыва газового соглашения с Россией через суд.
Премьер добавил, что переговоры с Россией крайне усложняются непрозрачностью рынка: Киеву сложно доказать Москве, что цена на газ для Украины завышена по сравнению с другими европейскими потребителями.
Азаров, пожалуй, лучший премьер Украины за всю ее новейшую историю. В нем сочетается и хозяйственная хватка, и понимание макроэкономических зависимостей. Но в данном случае он несет чепуху.
Подобного рода заявления имеют политический характер и цель их – оказать давление на Москву. Только вот вопрос – кого больше такие угрозы должны пугать?
Россия уже неоднократно демонстрировала, что попытки силового давления на нее вызывают адекватную реакцию. Она преодолела последствия правления Ельцина и требует к себе уважения, а также рассчитывают, что с ней будут считаться. А если кто-то не согласен, так спросить у Саакашвили, чем это заканчивается.
Но если заявление Азарова это не просто слова, ведь премьер – человек дела. Что тогда?
Суд против России можно начать и, пожалуй, можно даже выиграть. В конце концов, доказать можно все что угодно – что люди ходят на руках, и что люди ходят на боках.
Но ведь по итогам суда можно будет только отменить старое соглашение, что никак не предполагает заключения нового на выгодных для Украины условиях. Наоборот, договариваться придется в непростой ситуации.
Во-первых, Россия будет уязвлена и крайне недовольна. Эмоциональный фон для ведения переговоров не самый благоприятный, согласитесь.
Во-вторых, Украина в очередной раз покажет себя не надежным транзитером. Вспомним газовые долги 90-тых. Вспомним долги ЕЭСУ, причем в их возникновении Тимошенко была виновата лишь в некоторой степени – они возникли вследствие разгрома "империи Лазаренко", а Тимошенко просто не дали погасить долг.
Вспомним газовые конфликты 2006 и 2009 годов. И теперь вот – односторонний разрыв долгосрочного контракта…
В этих условиях Запад отнюдь не будет спешить на помощь Януковичу. С одной стороны, потому что возникнут сомнения в адекватности Украины как партнера именно в газовых вопросах.
С другой, накопились претензии к самому Януковичу - это в Европе можно судить бывших премьеров, Украине такого права никто не давал.
В-третьих, Россия тут же напомнит о Харьковских соглашениях. То есть предстоит заново договариваться о базировании флота (не сомневаюсь, что избиратели Януковича оценят эту "хохму"), но рассчитывать, что Москва опять предложат газовые скидки, не приходится.
При этом Украина от потери скидки потеряет больше, чем Россия – от потери Севастопольской базы.
В конце концов, Россия была и остается монополистом, который может диктовать цены на топливо. У Украины же, усилиями Ющенко, разумной альтернативы российскому газу нет, и не предвидится.
Что остается в такой ситуации Николаю Яновичу, даже если суд не состоится? Сдавать России стратегические активы и идти на скамью подсудимых – по стопам Юлии Владимировны…
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, для УП
УП 100. Поза межами можливого
"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.