Махновщина

119 просмотров
Среда, 17 августа 2011, 12:22
Павел ШереметПавел Шеремет
журналист, Украинская Правда

Люблю вслед за Кучмой повторять, что Украина – не Россия. Однако часто украинские истории, доказывающие это, неприятно удивляют и разочаровывают.

Сайт "Обозреватель" украл статью у журналиста "Украинской правды" Мустафы Найема. Не просто статью, а интервью с Юлией Тимошенко.

Не просто украл, а еще несколько дней рассказывал об этом, как о своей журналистской удаче.

Не просто хвастался своими воровскими замашками, но еще потоптался по Мустафе Найему, Юлии Тимошенко и ее бывшему или нынешнему спичрайтеру.

Большинство читателей намеков и "разоблачений" "Обозревателя", уверен, не поняли. Многие намеки были адресованы подготовленной аудитории, украинским журналистам.

Подготовленная аудитория проигнорировала это странный поступок. А зря. Я с журналистом Найемом едва знаком, видел всего раза три в жизни, Тимошенко видел живьем лишь раз.

Но, во-первых, это банальное воровство. Есть две версии того, как интервью оказалось у "Обозревателя". Либо его перехватили спецслужбы в изоляторе, скопировали и передали нужным журналистам, либо текст потерял кто-то из штаба Тимошенко. Но даже если представить, что пресс-секретарь Тимошенко Марина Сорока оказалась вороной или Машей-растеряшей, это не повод бесстыже пользоваться находкой.

Если бы в руки журналистов попали секретные документы Мустафы Найема, которые бы разоблачали в нем американского шпиона или боевика Аль-Кайеды, тогда публикация этих материалов была бы оправдана. Но брать личные записи человека и публиковать их – это элементарное воровство.

Они же понимали, кому принадлежат бумаги. В них не было неприятной для общества сенсации. "Обозреватель" просто хотел попользоваться чужим добром. Это все равно, что найти мобильник соседа и звонить по нему в Гондурас.

Самое смешное, что в понедельник они публикуют ворованное интервью Тимошенко, а во вторник выдают интервью президента Януковича. Неужели тоже у кого-то украли?

Я плохо знаю украинскую журналистскую тусовку, но уже заметил, что "Обозреватель" с маниакальным упорством обличает "Украинскую правду" и газету "Зеркало недели" Мостовой.

Не могут даже самые циничные журналисты атаковать своих коллег из-за любви к искусству. Значит, эта кампания проплачена каким-то обиженным олигархом или скандальным вице-премьером. Везде есть неадекватные хозяева жизни, которые стремятся заткнуть рот журналистам. Но только на Украине это делают руками других журналистов.

На Украине поражает отвязанность и демоническая беспринципность элит, хабальский стиль дискуссий. Такое впечатление, что люди не видят берегов. Только здесь олигарх одновременно является депутатом парламента и госчиновником.

Так было в России в окаянные 90-е, но в значительно меньших масштабах. А Украина, такое впечатление, все еще живет в состоянии бандитских разборок, бесконечной махновщины. А некоторые журналисты этому только подыгрывают.

Я привык, например, в Беларуси к атакам со стороны власти. В государственной прессе постоянно выливают помои на независимых журналистов и оппозицию. Но даже там это делают аккуратнее и всегда прячутся под псевдонимами. Даже государственным белорусским пропагандистам стыдно, но украинским почему-то – нет.

В России положение дел со свободой слова тяжелое, временами катастрофическое. Я сам активный участник информационных войн 1999-2000 годов, когда олигарх Березовский мочил олигарха Гусинского и Лужкова, а олигарх Гусинский мочил Путина и Березовского. Мне стыдно за это до сих пор, хотя я воевал с Лужковым сознательно и даже сейчас считаю его негодным мэром.

Но мне стыдно, что я нарушил правила профессии, я знаю, что стыдно многим моим коллегам и с телекомпании НТВ. Наверное, и Евгению Киселеву стыдно, что он дал себя втянуть тогда в политические игры.

Но при этом мы никогда – НИКОГДА – не поливали грязью друг друга. Так могут поступать только конченные мерзавцы.

Я слышал, что сайт "Обозреватель" принадлежит некоему Бродскому. Он, кажется, хитер и изворотлив. Он от Юли ушел, еще от кого-то убежал. Прибился к Партии регионов.

Это ужасно, когда такой ловкий человек владеет СМИ. По отрывочным рассказам коллег я понял, что Бродский тянет на героя авантюрного романа. Но это его жизненный выбор, зачем же журналисты срывают подметки, выполняя его указания?

Всех денег не заработаешь, жизнь в Украине еще долго будет нестабильной, зачем позорить себя до конца жизни? Или в Украине стыд как чувство в принципе отсутствует?

Я спрашивал в Киеве, неужели нет авторитетных и уважаемых людей, какого-то комитета защиты журналистов, который мог бы осудить подлость и идиотизм отдельных журналистов? Ведь иначе сообщество быстро утонет в этих помоях. Мне ответили, что такого комитета нет.

Поэтому я – поганый москаль белорусского происхождения – решил публично выступить.

В Украине наступают тяжелые времена, то, что многим журналистам сейчас кажется ужасным, завтра покажется милой сказкой. В этих условиях только солидарность может спасти всех и каждого в отдельности.

Свобода слова – едва ли не главное условие того, что Украина не превратиться в Гуляй поле, не погрязнет в махновщине. В противном случае, никто не спасется, даже Бродский со своими обозревателями.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)