Махновщина
Люблю вслед за Кучмой повторять, что Украина – не Россия. Однако часто украинские истории, доказывающие это, неприятно удивляют и разочаровывают.
Сайт "Обозреватель" украл статью у журналиста "Украинской правды" Мустафы Найема. Не просто статью, а интервью с Юлией Тимошенко.
Не просто украл, а еще несколько дней рассказывал об этом, как о своей журналистской удаче.
Не просто хвастался своими воровскими замашками, но еще потоптался по Мустафе Найему, Юлии Тимошенко и ее бывшему или нынешнему спичрайтеру.
Большинство читателей намеков и "разоблачений" "Обозревателя", уверен, не поняли. Многие намеки были адресованы подготовленной аудитории, украинским журналистам.
Подготовленная аудитория проигнорировала это странный поступок. А зря. Я с журналистом Найемом едва знаком, видел всего раза три в жизни, Тимошенко видел живьем лишь раз.
Но, во-первых, это банальное воровство. Есть две версии того, как интервью оказалось у "Обозревателя". Либо его перехватили спецслужбы в изоляторе, скопировали и передали нужным журналистам, либо текст потерял кто-то из штаба Тимошенко. Но даже если представить, что пресс-секретарь Тимошенко Марина Сорока оказалась вороной или Машей-растеряшей, это не повод бесстыже пользоваться находкой.
Если бы в руки журналистов попали секретные документы Мустафы Найема, которые бы разоблачали в нем американского шпиона или боевика Аль-Кайеды, тогда публикация этих материалов была бы оправдана. Но брать личные записи человека и публиковать их – это элементарное воровство.
Они же понимали, кому принадлежат бумаги. В них не было неприятной для общества сенсации. "Обозреватель" просто хотел попользоваться чужим добром. Это все равно, что найти мобильник соседа и звонить по нему в Гондурас.
Самое смешное, что в понедельник они публикуют ворованное интервью Тимошенко, а во вторник выдают интервью президента Януковича. Неужели тоже у кого-то украли?
Я плохо знаю украинскую журналистскую тусовку, но уже заметил, что "Обозреватель" с маниакальным упорством обличает "Украинскую правду" и газету "Зеркало недели" Мостовой.
Не могут даже самые циничные журналисты атаковать своих коллег из-за любви к искусству. Значит, эта кампания проплачена каким-то обиженным олигархом или скандальным вице-премьером. Везде есть неадекватные хозяева жизни, которые стремятся заткнуть рот журналистам. Но только на Украине это делают руками других журналистов.
На Украине поражает отвязанность и демоническая беспринципность элит, хабальский стиль дискуссий. Такое впечатление, что люди не видят берегов. Только здесь олигарх одновременно является депутатом парламента и госчиновником.
Так было в России в окаянные 90-е, но в значительно меньших масштабах. А Украина, такое впечатление, все еще живет в состоянии бандитских разборок, бесконечной махновщины. А некоторые журналисты этому только подыгрывают.
Я привык, например, в Беларуси к атакам со стороны власти. В государственной прессе постоянно выливают помои на независимых журналистов и оппозицию. Но даже там это делают аккуратнее и всегда прячутся под псевдонимами. Даже государственным белорусским пропагандистам стыдно, но украинским почему-то – нет.
В России положение дел со свободой слова тяжелое, временами катастрофическое. Я сам активный участник информационных войн 1999-2000 годов, когда олигарх Березовский мочил олигарха Гусинского и Лужкова, а олигарх Гусинский мочил Путина и Березовского. Мне стыдно за это до сих пор, хотя я воевал с Лужковым сознательно и даже сейчас считаю его негодным мэром.
Но мне стыдно, что я нарушил правила профессии, я знаю, что стыдно многим моим коллегам и с телекомпании НТВ. Наверное, и Евгению Киселеву стыдно, что он дал себя втянуть тогда в политические игры.
Но при этом мы никогда – НИКОГДА – не поливали грязью друг друга. Так могут поступать только конченные мерзавцы.
Я слышал, что сайт "Обозреватель" принадлежит некоему Бродскому. Он, кажется, хитер и изворотлив. Он от Юли ушел, еще от кого-то убежал. Прибился к Партии регионов.
Это ужасно, когда такой ловкий человек владеет СМИ. По отрывочным рассказам коллег я понял, что Бродский тянет на героя авантюрного романа. Но это его жизненный выбор, зачем же журналисты срывают подметки, выполняя его указания?
Всех денег не заработаешь, жизнь в Украине еще долго будет нестабильной, зачем позорить себя до конца жизни? Или в Украине стыд как чувство в принципе отсутствует?
Я спрашивал в Киеве, неужели нет авторитетных и уважаемых людей, какого-то комитета защиты журналистов, который мог бы осудить подлость и идиотизм отдельных журналистов? Ведь иначе сообщество быстро утонет в этих помоях. Мне ответили, что такого комитета нет.
Поэтому я – поганый москаль белорусского происхождения – решил публично выступить.
В Украине наступают тяжелые времена, то, что многим журналистам сейчас кажется ужасным, завтра покажется милой сказкой. В этих условиях только солидарность может спасти всех и каждого в отдельности.
Свобода слова – едва ли не главное условие того, что Украина не превратиться в Гуляй поле, не погрязнет в махновщине. В противном случае, никто не спасется, даже Бродский со своими обозревателями.