Соглашение об ассоциации Украина-ЕС: перспектива членства закреплена не будет. Это еще для кого-то новость?
На председательствование Польши в Евросоюзе Украина все еще возлагает особые надежды, приоритетом которых является закрепление перспективы членства в Соглашении об ассоциации.
Является ли данная цель реальной? Есть ли у Варшавы такие возможности, и было ли тактической ошибкой Киева оставить решение этого вопроса на завершающую стадию переговорного процесса?
Если ранее высказывались эксперты в духе "это невозможно", то в первый же день вступления в должность председательствующей в ЕС об этом сказала и Варшава. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский высказался однозначно: "Нет, не на этом этапе". Несмотря на то, что сама Польша и некоторые другие страны ЕС – традиционные друзья Украины – высказываются в поддержку позиции Киева, в Европейском союзе есть и другая группа – традиционные украиноскептики, которые выступают против.
Ситуацию кратко охарактеризовал еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле: "В ЕС по этому вопросу нет консенсуса".
Будет ли таким уж и неожиданным тот факт, что на саммите Украина-ЕС, который пройдет в декабре, в СА перспектива членства за Украиной закреплена не будет?
Для тех, кто участвует в переговорном процессе или проинформирован о нем, такой расклад должен быть очевидным. Но риторика Киева остается неизменной: "Дайте нам перспективу членства, ведь вам это ничего не стоит".
Почему этого не произойдет
Для этого нужно вспомнить, как все начиналось. Начав переговоры по СА в сентябре 2008 года, стороны четко обозначили результат, которого они хотят достичь в этом направлении. Украина заявила о том, что намерена закрепить в этом документе перспективу членства, Брюссель же сказал, что этот документ – "не открывает, но и не закрывает никакой дороги".
Перед внешнеполитическим ведомством Украины была поставлена задача: "невзирая на", в любой формулировке – перспективу членства получить. Так появился и балканский вариант, который пытается пролоббировать Украина. В этом варианте в СА должна появиться строка о том, что результатом выполнения этого документа может стать предоставление членства в ЕС.
Впрочем, Киев устроит все что угодно, вплоть до формального упоминания 49-й статьи Договора ЕС, лишь бы прозвучало обещание жениться, что, в свою очередь, обещает украинское руководство и своим гражданам.
Этого не произойдет. По крайне мере, не сейчас.
В результате, после того, как по итогам предстоящего декабрьского саммита Украина-ЕС документ максимум будет парафирован, украинское общество, которому долго и настойчиво обещали "Европу уже сегодня", может попросту перегореть.
В этом аспекте вызывает обеспокоенность разочарование именно населения Украины. Ведь сразу же после появления новостей "ЕС не предоставил Украине перспективу членства" – легко прогнозировать и реакцию украинцев: "Нам опять отказали. Тогда зачем нам все это нужно?"
В данном случае ЕС надо винить менее всего.
Вина лежит исключительно на руководстве Украины, как нынешнем, так и предыдущем.
Своими популистскими заявлениями они создали иллюзию о том, что таки да, Украина вот-вот получит перспективу членства. Не важно, каковы мотивы этого популизма: либо это сугубо национальное украинское "ще трішки тієї земельки, нехай буде", либо амбиции вписать свое имя в историю Украины как принесшего стране перспективу членства.
С другой стороны, в таких действиях можно предположить и умысел тех, кому намного выгоднее интеграция с Россией – куда проще убедить разочаровавшихся в Европе в эффективности и простоте дружбы с восточными соседями, всегда готовыми раскрыть свои крепкие объятия. Так, по крайней мере, это может выглядеть.
Из Брюсселя и Варшавы ситуация воспринимается по-иному.
Премьер-министр Дональд Туск искренне убежден, что СА и работа в рамках Восточного партнерства является тем инструментом, который приведет страны, сотрудничающие в рамках этого проекта, в том числе и Украину, к членству в Европейском Союзе. Пусть его слова звучат очень знакомо, но...
"Ты ближе к Европе, когда строишь Европу у себя. Те, кто думает по-европейски, могут достаточно четко представить европейскую перспективу, даже если это, как в ситуации с Украиной, может занять десятилетия.
Но этот курс на сотрудничество в рамках ВП является таким, который изменяет эти государства на наших глазах", – сказал Туск в день вступления Варшавы в президентство на пресс-конференции в Брюсселе.
Однако некоторые страны Сообщества просто не готовы к такому шагу – четко прописать перспективу членства для Киева.
Причина этому – политическая конъюнктура, а не реальные юридические основания. Ряд национальных правительств сейчас не пойдут на это. Прежде всего, по причине сложной финансовой ситуации. Кризис в Греции поставил еврозону на грань выживания, не простой остается ситуация в Португалии, вызывает вопросы Ирландия. Один из польских политиков очень точно охарактеризовал ситуацию, сказав: "Евро болен и находится в реанимации. Сколько времени понадобиться на реабилитацию – сказать никто не может".
Сейчас в ЕС все ресурсы и силы брошены на спасение евро. Именно это является нынешним приоритетом – а не предоставление Украине четкой перспективы членства.
Кроме того, нужно оговорить, что европейцы опасаются финансовых претензий со стороны Киева. В переговорах по СА в части создания зоны свободной торговли, переговорщики совершенно четко говорят: мы, мол, берем на себя обязательства, как страна-кандидат, но взамен не получаем соответствующей финансовой поддержки.
С юридической точки зрения, подписание СА не обязывает Брюссель начать выделять Украине финансирование в объемах, на которые претендуют страны-кандидаты. С другой стороны, это не гарантирует того, что после вступления документа в силу, Киев будет достаточно настойчиво, как, впрочем, и сейчас, говорить об увеличении финансирования.
В самих же странах ЕС уже давно зреет недовольство неравным, с точки зрения населения, распределением общего котелка финансов: бельгийцы и нидерландцы, немцы и другие не понимают, почему за их счет кто-то, например, греки – должен жить хорошо. Еще один с ложкой – еще один раздражающий фактор.
Другой момент – миграция и обострившая ее ситуация в Северной Африке. Европейцы лукавят, когда говорят, что никакой связи между волной иммигрантов из этих стран и Украиной нет. Есть и еще какая, только не на уровне политиков, а на уровне обывателей.
Население стран ЕС устало от постоянно увеличивающегося числа новоприбывших с новыми культурой, религией и традициями, которые они, мигранты, как приносят с собой – так и хранят, не воспринимая или не принимая европейскую.
А состоянием на сейчас речь идет не только о мигрантах с другой культурой. Три месяца назад правительство Нидерландов вышло с инициативой по полякам. После огромного количества жалоб из Роттердама и Гааги на поляков без работы, места жительства, знания языка, получающих минимальное социальное пособие и при этом нарушающих общественный порядок – правительство намерено рассмотреть возможность на первом этапе лишить поляков материальной помощи, на втором – выслать из страны.
Данная ситуация отнюдь не добавила авторитета славянам. И хотя украинцы говорят только о безвизовом режиме на 30 дней без права трудоустройства, только туризма и бизнеса ради, настроения в ЕС очень неблагоприятны.
Киев абсолютно прав, когда говорит, что усталость от расширения – это миф.
В действительности, это – усталость от иммигрантов.
И тут украинские аргументы в отношении того, что "кто хотел выехать, уже выехали" – могут работать только на уровне политиков. Европейский обыватель от них далек, и на фоне приближающихся в некоторых европейских странах выборов ни одно национальное правительство не пойдет на то, чтобы сказать своему избирателю о том, как хорошо и правильно предоставить украинцам перспективу членства и безвизовый режим.
Дело не в украинцах, которые в Европе воспринимаются как высококультурная и образованная нация – но в европейцах, недовольно воспринимающих на улицах своих городов чужаков.
Итого
Ситуация для Киева в плане закрепления перспективы членства отнюдь не благоприятная. И Варшава ее не исправит – за оставшееся время не многое изменится в странах ЕС.
Для самой Польши председательство тоже обещает быть не простым. Видение реформ, которые, по мнению Варшавы, нужно проводить, например, в сельском хозяйстве, вряд ли найдет понимание и поддержку среди некоторых стран ЕС. Но это уже другая тема.
В ситуации с СА важно другое.
Важно, чтобы по окончании саммита Украина-ЕС в декабре руководство Украины заявило о том, что Киев и Брюссель завершили переговоры и парафировали Соглашение об ассоциации, и его выполнение приведет к тому, что украинцы будут жить в стране с европейскими стандартами.
Такими же будут и новости с этого саммита. И чтобы после новостей этот документ начали-таки выполнять.
Если намерения искренни и серьезны.
Ирина Хохлова, Интерфакс-Украина, Брюссель, специально для УП