Соглашение об ассоциации Украина-ЕС: перспектива членства закреплена не будет. Это еще для кого-то новость?

38 просмотров
Четверг, 14 июля 2011, 12:13
Ирина Хохлова
Интерфакс-Украина, Брюссель

На председательствование Польши в Евросоюзе Украина все еще возлагает особые надежды, приоритетом которых является закрепление перспективы членства в Соглашении об ассоциации.

Является ли данная цель реальной? Есть ли у Варшавы такие возможности, и было ли тактической ошибкой Киева оставить решение этого вопроса на завершающую стадию переговорного процесса?

Если ранее высказывались эксперты в духе "это невозможно", то в первый же день вступления в должность председательствующей в ЕС об этом сказала и Варшава. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский высказался однозначно: "Нет, не на этом этапе". Несмотря на то, что сама Польша и некоторые другие страны ЕС – традиционные друзья Украины – высказываются в поддержку позиции Киева, в Европейском союзе есть и другая группа – традиционные украиноскептики, которые выступают против.

Ситуацию кратко охарактеризовал еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле: "В ЕС по этому вопросу нет консенсуса".

Будет ли таким уж и неожиданным тот факт, что на саммите Украина-ЕС, который пройдет в декабре, в СА перспектива членства за Украиной закреплена не будет?

Для тех, кто участвует в переговорном процессе или проинформирован о нем, такой расклад должен быть очевидным. Но риторика Киева остается неизменной: "Дайте нам перспективу членства, ведь вам это ничего не стоит".

Почему этого не произойдет

Для этого нужно вспомнить, как все начиналось. Начав переговоры по СА в сентябре 2008 года, стороны четко обозначили результат, которого они хотят достичь в этом направлении. Украина заявила о том, что намерена закрепить в этом документе перспективу членства, Брюссель же сказал, что этот документ – "не открывает, но и не закрывает никакой дороги".

Перед внешнеполитическим ведомством Украины была поставлена задача: "невзирая на", в любой формулировке – перспективу членства получить. Так появился и балканский вариант, который пытается пролоббировать Украина. В этом варианте в СА должна появиться строка о том, что результатом выполнения этого документа может стать предоставление членства в ЕС.

Впрочем, Киев устроит все что угодно, вплоть до формального упоминания 49-й статьи Договора ЕС, лишь бы прозвучало обещание жениться, что, в свою очередь, обещает украинское руководство и своим гражданам.

Этого не произойдет. По крайне мере, не сейчас.

В результате, после того, как по итогам предстоящего декабрьского саммита Украина-ЕС документ максимум будет парафирован, украинское общество, которому долго и настойчиво обещали "Европу уже сегодня", может попросту перегореть.

В этом аспекте вызывает обеспокоенность разочарование именно населения Украины. Ведь сразу же после появления новостей "ЕС не предоставил Украине перспективу членства" – легко прогнозировать и реакцию украинцев: "Нам опять отказали. Тогда зачем нам все это нужно?"

В данном случае ЕС надо винить менее всего.

Вина лежит исключительно на руководстве Украины, как нынешнем, так и предыдущем.

Своими популистскими заявлениями они создали иллюзию о том, что таки да, Украина вот-вот получит перспективу членства. Не важно, каковы мотивы этого популизма: либо это сугубо национальное украинское "ще трішки тієї земельки, нехай буде", либо амбиции вписать свое имя в историю Украины как принесшего стране перспективу членства.

С другой стороны, в таких действиях можно предположить и умысел тех, кому намного выгоднее интеграция с Россией – куда проще убедить разочаровавшихся в Европе в эффективности и простоте дружбы с восточными соседями, всегда готовыми раскрыть свои крепкие объятия. Так, по крайней мере, это может выглядеть.

Из Брюсселя и Варшавы ситуация воспринимается по-иному.

Премьер-министр Дональд Туск искренне убежден, что СА и работа в рамках Восточного партнерства является тем инструментом, который приведет страны, сотрудничающие в рамках этого проекта, в том числе и Украину, к членству в Европейском Союзе. Пусть его слова звучат очень знакомо, но...

"Ты ближе к Европе, когда строишь Европу у себя. Те, кто думает по-европейски, могут достаточно четко представить европейскую перспективу, даже если это, как в ситуации с Украиной, может занять десятилетия.

Но этот курс на сотрудничество в рамках ВП является таким, который изменяет эти государства на наших глазах", – сказал Туск в день вступления Варшавы в президентство на пресс-конференции в Брюсселе.

Однако некоторые страны Сообщества просто не готовы к такому шагу – четко прописать перспективу членства для Киева.

Причина этому – политическая конъюнктура, а не реальные юридические основания. Ряд национальных правительств сейчас не пойдут на это. Прежде всего, по причине сложной финансовой ситуации. Кризис в Греции поставил еврозону на грань выживания, не простой остается ситуация в Португалии, вызывает вопросы Ирландия. Один из польских политиков очень точно охарактеризовал ситуацию, сказав: "Евро болен и находится в реанимации. Сколько времени понадобиться на реабилитацию – сказать никто не может".

Сейчас в ЕС все ресурсы и силы брошены на спасение евро. Именно это является нынешним приоритетом – а не предоставление Украине четкой перспективы членства.

Кроме того, нужно оговорить, что европейцы опасаются финансовых претензий со стороны Киева. В переговорах по СА в части создания зоны свободной торговли, переговорщики совершенно четко говорят: мы, мол, берем на себя обязательства, как страна-кандидат, но взамен не получаем соответствующей финансовой поддержки.

С юридической точки зрения, подписание СА не обязывает Брюссель начать выделять Украине финансирование в объемах, на которые претендуют страны-кандидаты. С другой стороны, это не гарантирует того, что после вступления документа в силу, Киев будет достаточно настойчиво, как, впрочем, и сейчас, говорить об увеличении финансирования.

В самих же странах ЕС уже давно зреет недовольство неравным, с точки зрения населения, распределением общего котелка финансов: бельгийцы и нидерландцы, немцы и другие не понимают, почему за их счет кто-то, например, греки – должен жить хорошо. Еще один с ложкой – еще один раздражающий фактор.

Другой момент – миграция и обострившая ее ситуация в Северной Африке. Европейцы лукавят, когда говорят, что никакой связи между волной иммигрантов из этих стран и Украиной нет. Есть и еще какая, только не на уровне политиков, а на уровне обывателей.

Население стран ЕС устало от постоянно увеличивающегося числа новоприбывших с новыми культурой, религией и традициями, которые они, мигранты, как приносят с собой – так и хранят, не воспринимая или не принимая европейскую.

А состоянием на сейчас речь идет не только о мигрантах с другой культурой. Три месяца назад правительство Нидерландов вышло с инициативой по полякам. После огромного количества жалоб из Роттердама и Гааги на поляков без работы, места жительства, знания языка, получающих минимальное социальное пособие и при этом нарушающих общественный порядок – правительство намерено рассмотреть возможность на первом этапе лишить поляков материальной помощи, на втором – выслать из страны.

Данная ситуация отнюдь не добавила авторитета славянам. И хотя украинцы говорят только о безвизовом режиме на 30 дней без права трудоустройства, только туризма и бизнеса ради, настроения в ЕС очень неблагоприятны.

Киев абсолютно прав, когда говорит, что усталость от расширения – это миф.

В действительности, это – усталость от иммигрантов.

И тут украинские аргументы в отношении того, что "кто хотел выехать, уже выехали" – могут работать только на уровне политиков. Европейский обыватель от них далек, и на фоне приближающихся в некоторых европейских странах выборов ни одно национальное правительство не пойдет на то, чтобы сказать своему избирателю о том, как хорошо и правильно предоставить украинцам перспективу членства и безвизовый режим.

Дело не в украинцах, которые в Европе воспринимаются как высококультурная и образованная нация – но в европейцах, недовольно воспринимающих на улицах своих городов чужаков.

Итого

Ситуация для Киева в плане закрепления перспективы членства отнюдь не благоприятная. И Варшава ее не исправит – за оставшееся время не многое изменится в странах ЕС.

Для самой Польши председательство тоже обещает быть не простым. Видение реформ, которые, по мнению Варшавы, нужно проводить, например, в сельском хозяйстве, вряд ли найдет понимание и поддержку среди некоторых стран ЕС. Но это уже другая тема.

В ситуации с СА важно другое.

Важно, чтобы по окончании саммита Украина-ЕС в декабре руководство Украины заявило о том, что Киев и Брюссель завершили переговоры и парафировали Соглашение об ассоциации, и его выполнение приведет к тому, что украинцы будут жить в стране с европейскими стандартами.

Такими же будут и новости с этого саммита. И чтобы после новостей этот документ начали-таки выполнять.

Если намерения искренни и серьезны.

Ирина Хохлова, Интерфакс-Украина, Брюссель, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)