Почему и как чиновники становятся коррупционерами
Прошу україномовних читачів "Української правди" з розумінням поставитися до того, що наступні думки будуть викладені російською мовою. На те є причини По-перше, УП ставиться толерантно до друку авторських матеріалів російською мовою. Це правильно і важливо для нашої багатонаціональної країни України!
По-друге, вважаю, що володію російською не гірше, ніж українською, оскільки народившись у Сибіру, переважну частину свого життя прожив на Чернігівському Поліссі та Слобожанщині у російськомовному середовищі.
По-третє і найголовніше, для більшості сучасних українських можновладців півночі, півдня і сходу нашої Держави російська мова, на моє переконання, є більш прийнятною, як не прикро мені про це говорити, для розуміння можливих варіантів відповідей на поставлені питання, тому що хочеться, без надії сподіваючись, бути почутим саме цими читачами…
Я покупаю молоко в одном из сельских "фирменных" молочных магазинов Киевской области, который принадлежит успешному фермеру. Молоко классное, свежайшее, да еще и по смехотворной цене – 5,00 гривен за литр.
Торгует им ежедневно с 7.00 утра одна и та же милая, добродушная и отзывчивая женщина по имени Вера. Очередь относительно небольшая, по крайней мере, по сравнению с "молочными очередями" в совдеповских магазинах в 70-90-тые годы прошлого столетия, в которых приходилось простаивать не один час в свой единственный выходной.
Молока привозят немного, поэтому иногда может и не хватить с учетом того, что одни покупатели сами выстаивают в очереди, а другие, и таких больше, оставляют тару продавцу.
Вера, стараясь не создавать конфликтных ситуаций с людьми, стоящими в очереди, в промежутках "между…" наполняет эту тару для "своих", которые потом заберут свое молочко.
Часто продавцу помогают наполнять такие банки и бутыли молоком добровольные помощницы, которые делают эту процедуру из другого краника в подсобном помещении. Казалось бы, что особенного в этой веками знакомой нашему народу процедуре: отпустить знакомому товар без очереди. Так было до нас, при нас, и будет после нас.…
И попробовала бы Вера не услужить "своим" – знакомым, "нужным" и "влиятельным" людям из сельской общины… Тогда не оберешься обид, вражды, неуважения односельчан. Так и работы можно лишиться.
Читатель спросит: а при чем тут молоко к коррупции? А к тому, что коррупционерами, как и фермерами, продавцами, политиками, учеными, судьями, прокурорами и милиционерами не рождаются! Ими становятся!
Становятся, усвоив с детских лет "народную мудрость" – помогай "ближнему" всем, "чем" и "как" можешь.
Помогай приобрести товар или справку без очереди; получить удовлетворительную оценку на экзамене; удостоверение на получение льгот без соответствующего на них права; скидку на товар или услугу; работу (заказ) на более выгодных условиях; должность, которая позволяет оказывать вначале такие же "мелкие", а со временем и "услуги" покрупнее.
(Например, получение депутатского мандата или "нужного" судебного, прокурорского, правительственного решения и так далее).
Каждый читатель может дополнить этот "перечень услуг", исходя из личного жизненного опыта. Этим опытом обладает, по моим личным наблюдениям, в той или иной мере 99% моих сограждан, в том числе, и автор этих строк.
Так вот, коррупция, по моему глубокому убеждению, начинается как раз с оказания "этих услуг". Мы воспитаны и пропитаны духом коррупции!
Когда же возможности оказывать подобные услуги не только за счет собственного труда, но и за счет труда других, становятся востребованными широкими массами населения – они приобретают новое качество – товара, который можно выгодно для себя лично продавать.
Такова психология и внутренняя логика становления и развития коррупционера любого уровня. Тот же, кто пытается жить вне этих правил, в конце концов, становится изгоем общества.
Таким образом, искоренить в человеческом сообществе коррупцию нельзя, можно лишь снизить ее уровень до таких пределов, когда она не будет оказывать решающего негативного влияния на морально-психологический климат, экономические и правовые отношения в обществе.
Можно ли достичь такого результата путем усиления мер наказания со стороны государства в отношении "зарвавшихся коррупционеров"? Утверждаю, что нельзя!
Никакие стократные штрафы, многолетние лишения свободы, в которых коррупция процветает ничуть не меньше, чем на свободе, не дадут желаемого результата. Запугать, и то на какое-то непродолжительное время, или повысить "ставки" за риск коррупционных действий – ДА, но не более ТОГО!
Считаю, что есть лишь три наиболее эффективных способа снизить уровень коррупции в нашем обществе в обозримом будущем, но не завтра…
Первый – незамедлительно освобождать от должностей всех действующих чиновников и политиков, которые будут уличены в мельчайших коррупционных деяниях без какого-либо права занимать в будущем должности, позволяющие совершать такие действия.
Подвергать уголовному наказанию следует лишь тех, кто причинил реальный ущерб законным правам и интересам личности и государства в сфере охраны жизни и здоровья граждан и экономической безопасности села, города, региона, страны.
Второй – построение системы кадровой политики в государстве, основанной на экспертных оценках профессиональных и психологических особенностях личности с одновременным введением в практику государственной службы института добровольной отставки с должности, при условии отсутствия уголовно-наказуемого деяния, без каких-либо негативных последствий для такого отставника.
Третий – создание в обществе через СМИ и учебно-воспитательный процесс атмосферы нетерпимости и порицания поведения человека, способствующего развитию коррупционных деяний в любых их проявлениях.
Все три указанных способа снижения уровня коррупции в стране должны быть основательно подготовлены в правовом и информационном аспектах и введены в действие одновременно.
При этом важным условием эффективности реализации этих предложений является действенная реформа правовой системы и правового воспитания (подчеркиваю – ВОСПИТАНИЯ, а не образования!) КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА УКРАИНЫ.
Владимир Сущенко, для УП