ЖКХ: времени уже нет
Ругать работников жилищно-коммунальной отрасли давно стало хорошим тоном. Но за всеми разговорами о том, какое у нас плохое ЖКХ, мы не должны выплескивать младенца вместе с водой.
Рискну напомнить: ЖКХ – это отрасль, в которой сосредоточены 25% ресурсов страны. Отрасль, в которой работают около миллиона украинских граждан, и далеко не все они воры, тунеядцы и алкоголики.
И зачастую в том, что у вас не течет вода из крана, виноват не водопроводчик дядя Вася и даже не начальница местного ЖЭКа. Обычно причина гораздо проще: ваш водопровод, проживший десять-пятнадцать лет без капитального ремонта, доживает свои последние дни.
Когда вещь ломается, ее либо чинят, либо выбрасывают и покупают новую. Мы не можем позволить себе выбросить на свалку четверть ресурсов страны – значит, придется чинить.
Починка и ремонт, разумеется, тоже стоят денег, но скупой, как говорится, платит дважды. А в случае с ЖКХ – даже трижды.
Существует простой экономический закон, выведенный специалистами Мирового банка и другими экспертами, спасавшими в свое время системы водоснабжения в Чили, Аргентине и странах постсоветского пространства.
Закон этот состоит в следующем: если сегодня коммунальная структура требует вложения в 1 доллар, и мы его не вложим – то через три года на те же нужды придется вложить 3 доллара.
Заметьте: вкладывать, в конце концов, все равно придется, потому что современный человек не может остаться без света, воды, тепла и канализации.
Но расплачиваться за это промедление будет не тот, кто не принял решение вовремя, а население – либо в виде тарифов, либо в виде налогов.
Теперь посмотрим, что сейчас происходит с нашим ЖКХ. Июньский прорыв канализации в Макеевке – и весь город сидит на привозной воде. Аналогичная катастрофа в Мариуполе – и вспышка холеры в Донецкой области. Авария в электросетях в Киеве – и Верховна Рада, Нацбанк и Кабмин вместе со стадионом "Динамо" полдня сидят без света.
Это означает только одно: запасы прочности нашей жилищно-коммунальной системы на исходе. Как и наш гипотетический водопровод, она пришла в полную негодность.
Наступила пора вкладывать доллар, пока он не превратился в три, четыре или десять. Времени на рефлексию уже нет.
Поэтому у меня, как у министра, чье министерство в свое время немало сделало для реального продвижения реформы жилищно-коммунальной отрасли, вызывает оторопь задача, поставленная перед очередной, в который раз созданной (!), рабочей группой по реформированию ЖКХ.
Эта задача отнюдь не звучит как "мы изыскиваем средства и как можно быстрее спешим спасать то, что осталось от отрасли". Задача звучит следующим образом: "создание концепции реформирования ЖКХ".
В переводе на нормальный человеческий язык это означает: "мы должны собраться и подумать, что бы еще такого можно было бы придумать ради принятия мер по спасению…".
Все равно, как если бы при крушении "Титаника" пассажиры, вместо того, чтобы наперегонки броситься к шлюпкам, устроили бы во главе с капитаном философский диспут на тему "что такое шлюпка, и какова ее роль в спасении утопающих в открытом море".
Господа, одумайтесь! Вам нужна концепция реформирования ЖКХ? Она у вас уже есть – это закон, принятый два года назад!
Для особо забывчивых приведу его полное название: "О внесении изменений в Закон Украины "Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы".
В июне 2009 года за этот закон вместе с нами дружно проголосовали тогдашние оппозиционные депутаты Виктор Янукович – ныне президент Украины, Николай Азаров – ныне ее премьер-министр, и в числе прочих – Андрей Клюев, нынешний вице-премьер, который теперь как раз и возглавляет вновь созданную рабочую группу по реформированию ЖКХ.
Более того, основные пункты этого закона присутствуют и в соответствующей программе президента. Я глубоко уважаю Андрея Петровича, но неужели он даже не читал этих документов?
Скажем больше. В соответствие с законом 2009 года был принят целый пакет базовых документов: стратегический план работы министерства, концепция ценообразования, концепция регулирования природных монополий, новый закон о ОСМД, антикризисный закон, постановление о государственной программе модернизации коммунальной теплоэнергетики. Все это лежит в архивах Министерства ЖКХ. Достаточно только прочесть.
Вместо этого вновь созданная рабочая группа принимается изобретать велосипед. Господа, неужели вы не осознаете, что у вас – и у нас – уже нет на это времени?
То, что было построено нашими предшественниками при Союзе, рассыпается на глазах. Вы не можете позволить себе играть с огнем и делать всю страну заложницей чьих-то амбиций.
Если вы не знаете, что делать и за что хвататься в первую очередь – прочитайте инструкцию. Она у вас есть: два года назад вы сами за нее голосовали.
Тем не менее, власть продолжает экспериментировать над отраслью. То на всю страну пропагандируется опыт Ужгорода, массово "пересевшего" на индивидуальные газовые котлы (и это – в условиях тотального дефицита собственного газа). То публично звучат заявления о едином тарифе для всех регионов.
С одной стороны, я очень рад, что впервые за последние 20 лет первое лицо государства берет отрасль персональный контроль. По сути дела, своими заявлениями президент продемонстрировал, что он лично готов взять на себя ответственность за ход реформы ЖКХ, и его нельзя не уважать за такой шаг.
С другой стороны, профессионализм функционеров исполнительного блока правительства вызывает обоснованные сомнения – это подтверждается и последними кадровыми решениями, и публичными высказываниями руководства страны.
Та же непродуманная попытка ввести единый тариф фактически снимет всю ответственность с местной власти и сбросит ее на центр: теперь любой нерадивый мэр сможет радостно перекреститься и заявить: "Господа, мы не вошли в отопительный сезон, потому что тарифы, установленные в Киеве, не окупают наших расходов, поэтому мы не рассчитались за газ, не купили новые котлы и не проверили сети".
Мне лично прекрасно знакома эта ситуация: в свое время я и сам неоднократно оказывался заложником национальной украинской игры "сбрось ответственность на центральную власть".
Конечно, я далек от мысли, что все мэры будут готовы воспользоваться подобными оправданиями. Но для нерадивых мэров – а их в Украине немало, и это ни для кого не секрет – это заявления о едином тарифе стали просто подарком.
А ведь вся суть коммунальной реформы как раз и заключалась в том, чтобы сделать мэров ответственными собственниками и управленцами, способными привлекать инвесторов в ЖКХ.
Теперь же на привлечении инвесторов можно будет поставить крест – потому что, извините, ни один дурак в этот бардак со своими деньгами не полезет.
На свете не сыщется такого идиота, который рискнет вложить деньги в отрасль, у которой курс развития меняется по семи раз на неделю. Вчера мы говорили об экономии газа и альтернативных видах топлива, сегодня сажаем всю страну на "газовую иглу" в виде индивидуального отопления.
Никому неизвестно, что еще мы придумаем завтра.
Само министерство ЖКХ на протяжении прошлого года успело пережить слияние, поглощение и смену четырех министров и в результате очутилось в состоянии полного развала.
Но вместо того, чтобы наконец-то начать действовать и привести этот бардак в порядок, снова устраиваются говорильни на тему "что я знаю о реформировании ЖКХ".
Собственно, все подобные эксперименты могут привести только к одному: отрасль опять плотно "сядет" на государственное финансирование. Но возможности этого финансирования крайне ограничены, потому что все "лишние" средства ушли в совсем других направлениях.
Уже сейчас трезвомыслящие головы начинают подсчитывать, сколько жилых домов можно было бы отремонтировать на деньги, потраченные на подготовку к "Евро-2012".
Стадионы, конечно, вещь нужная – но еще более необходимы для нормальной жизни свет, вода и канализация, и на то, чтобы спасти все это, у нас остаются считанные месяцы. Нужно действовать, пока еще не поздно.
Алексей Кучеренко, министр ЖКХ Украины 2007-2009 годов, для УП