Инвестируйте в доверие!

32 просмотра
Понедельник, 18 апреля 2011, 12:56
Александр Фельдман
избирался народным депутатом Украины от БЮТ, сейчас - член Партии регионов

Многие считают, что защита прав национально-культурных меньшинств, налаживание диалога между представителями различных религий, противодействие проявлениям нетерпимости и так далее является либо уделом самих потерпевших и сочувствующих, либо бизнесом корыстных "грантоедов", либо занятием для чудаков, которым некуда больше тратить время и деньги.

Большинство людей уверены, что только после решения социально-экономических проблем можно будет ставить вопрос о росте взаимопонимания, толерантности и доверия в обществе. В том смысле, что только сытый человек может быть человечным…

Не берусь оспаривать значимость социально-экономического "базиса", но хочу обратить внимание на важность нематериальных факторов развития общества. Это позволит прояснить мотивацию многих людей к благотворительной, правозащитной и гражданской деятельности, а также даст возможность адекватно оценить их вклад в развитие Украины.

Важнейшими из нематериальных категорий развития любого общества являются доверие, взаимопонимание, толерантность. Если разобраться, эти категории являются сугубо прикладными, а их утилитарный смысл еще не оценен в полной мере.

Доверие — это добровольно принятые на себя взаимные обязательства. Люди начинают доверять другим только тогда, когда между ними есть взаимопонимание, то есть когда человек уверен, что его понимают, уважают, не обманывают и наделяют встречным кредитом доверия.

Без толерантности невозможно взаимопонимание, невозможно стать ни субъектом, ни объектом доверия. Чем шире круг толерантности и взаимоуважения – тем шире и сильнее доверие.

Без этого нематериального фундамента невозможно построить ни нормального общества, ни эффективного государства, ни развитой экономики.

Еще 50 лет назад представители постклассического направления экономической мысли пришли к выводу, что в обществах, основанных на доверии, уровень развития и благосостояния выше, чем в обществах с низким уровнем доверия.

Причина заключается в том, что в обществах доверия между людьми существует устоявшийся консенсус относительно правил игры, то есть существуют соблюдаемые законы и эффективно работающие институты, позволяющие решать стандартные жизненные задачи без налаживания личных взаимоотношений по любому возникающему поводу.

Для того, чтобы человека нормально полечили в больнице – не нужно быть родственником главврача, не нужно думать кому бы еще заплатить, чтобы не поставили неверный диагноз или не прописали бесполезное лекарство.

Поскольку повседневные проблемы в обществах, основанных на доверии, решаются на основе самоорганизации, самоуправления и рационального экономического выбора, то основной массив государственных институтов сосредотачивается на верхних, государственных уровнях жизнедеятельности, на которых решаются сложные задачи, связанные с управлением развитием, национальной стратегией, повышением качества жизни и тому подобное.

Собственно политический процесс в таких обществах сосредоточен вокруг местных повесток (в каком районе лучше строить дорогу или бассейн) и вокруг глобальных вопросов (запрещать или разрешать аборты, развивать космические программы или увеличивать ассигнования на образование).

В таких обществах на это всегда есть деньги, поскольку люди более охотно создают личные накопления, попадающие на фондовый рынок, в банковскую систему или в реальный сектор. Общество доверия, таким образом, создает экономику доверия и легитимирует государство в целом.

На отсутствие доверия, общество реагирует двояко.

С одной стороны, доверие переносится вовне – люди начинают доверять иностранным валютам, банкам, лидерам, роддомам, школам, университетам, врачам и так далее.

А с другой, доверие "сворачивается" внутрь – на место формальных норм и механизмов приходят неформальные – блат, коррупция, землячества, кумовство, неписанные нормы поведения, понятия, круговая порука, система опознавания "свой-чужой".

Такое явление как оргпреступность – это квинтэссенция и главный продукт конкуренции в условиях неработающих формальных норм и государственных институтов.

Фукуяма говорил, что в странах с низким уровнем доверия, таких как "Россия и некоторые другие бывшие коммунистические страны, ... нередко наиболее крепкими сообществами оказываются преступные группировки".

А также: "в России и Украине частные компании, как и политические партии, либо очень слабы, либо вообще отсутствуют, а в период выборов обозначаются лишь крайние, взаимопротивоположные позиции, связанные с личностями, а не четкими политическими программами".

Поскольку в обществе недоверия люди не могут договориться об общих правилах игры, то они вынуждены компенсировать их отсутствие личными взаимоотношениями и взаимодействием в рамках неформальных институтов.

Правящие элиты отвечают на это попытками установления патерналистских режимов, связывающих своих граждан жесткими обязанностями.

Из-за неэффективности и невостребованности права, на первое место в шкале ценностей такого общества приходит архаичный "культ справедливости", но поскольку формальные регуляторы справедливости тоже не могут существовать без доверия – поклонение этому культу приводит к еще большей несправедливости, имущественному расслоению, нарушению прав и свобод, дискриминации.

Такие политические режимы оказываются неустойчивыми и часто насквозь коррумпированными.

Избиратель в обществе недоверия воспринимает экономическую конкуренцию как вредную, а демократию, как "бесхребетную" и неспособную повысить благосостояние широких масс.

Недоверие в обществе приводит к формированию соответствующей экономики. Государство, корпорации и отдельные индивиды вынуждены тратить большое количество средств на компенсацию дефицита доверия.

Колоссальные объемы государственных средств, вместо образования и здравоохранения, идут на финансирование аппарата мониторинга, принуждения и "исправления личности". Корпорации тратят огромное количество средств на содержание юристов, специалистов по безопасности, коррупцию, защиту от коррупции и всевозможных рейдеров.

Человек часто становится жертвой коррумпированных чиновников и бандитов, он также вынужден дважды платить буквально за все и постоянно прибегать к услугам нотариусов, юристов, консультантов и охранников.

Экономика недоверия постоянно самовоспроизводится, без оглядки на динамику ВВП и состояние базовых отраслей, а кризисы и катаклизмы действуют на нее не угнетающе, а стимулирующе.

Понятно, что самоуправление и самоорганизация тоже не могут работать без доверия. Поскольку жить в такой атмосфере недоверия трудно, то люди начинают дистанцироваться друг от друга, обособляться в политической, экономической и гражданской сфере, вызывая атрофию легальных общественных и государственных институтов. Круг замыкается…

Теперь несколько принципиальных выводов.

Вывод первый – доверие не может являться результатом специальных реформ и итогом избирательных кампаний. Оно является исключительно продуктом каждодневной индивидуальной работы и формируется на основе толерантности, доброжелательности, взаимоуважения, добровольно взятых на себя и исполненных обязательствах.

Вывод второй – низкий уровень доверия к государству и его представителям – это не причина недоверия в обществе, а его следствие. Говоря другими словами, наши политические антипатии – это результат нашей неспособности договариваться друг с другом. Ничего не изменится в лучшую сторону, пока мы сами не научимся жить по цивилизованным правилам.

Вывод третий – без социальных инноваций, результатом которых станет рост доверия в обществе, любые нововведения в промышленности, инфраструктуре, строительстве и прочее не дадут желаемого эффекта. Люди будут с удовольствием пользоваться ими, но при этом каждый день будут жить так, как будто они туристы, приехавшие в чужую страну.

Вывод четвертый – наиболее рентабельной и стратегически верной инвестицией для любого бизнеса в Украине является именно доверие, а не газ, земля и полезные ископаемые.

Вывод пятый – будучи добрыми, участливыми, честными и толерантными – каждый из нас неоценимо помогает себе и обществу в целом.

Александр Фельдман, народный депутат Украины (фракция ПР), для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)