Конституционная реформа: шаг вперед или два назад?

89 просмотров
Среда, 30 марта 2011, 10:13
Александр Мучник
Институт демократии и прав человека, заслуженный юрист Украины

...Пожалуй, наиболее выразительный пример значения конституционной реформы в судьбе того или иного народа в середине ХХ века явила собой Франция. В силу устаревшей Конституции 1875 года она встретила нападение гитлеровской Германии, будучи крайне ослабленной политическими распрями, министерской чехардой, разбродом и шатаниями в умах политической элиты.

Чтобы проиллюстрировать катастрофическое положение, в котором тогда оказалась Франция, достаточно привести мнение историка, который ещё накануне Первой мировой войны выразил сомнение в том, что "страна, сменившая 42 военных министра за 43 года, способна сражаться эффективно".

Уже после Второй мировой, Шарль де Голль, на эту же тему, полушутя-полусерьезно сокрушенно восклицал: "Как можно управлять страной, у которой 246 сортов сыра?"

Генерал де Голль же и дал ответ на сей вопрос. Он инициировал конституционную реформу, которая в итоге привела к появлению на свет совершенно новой Конституции Франции 1958 года, которая объединила нацию перед лицом внутренних и внешних угроз. Новая Конституция ввела Францию в круг великих держав, сделав её одним из лидеров послевоенной Европы.

Одним словом, при определенных исторических условиях конституционная реформа способна обеспечить кардинальное обновление страны.

А теперь позвольте примерить сказанное к украинским реалиям.

Для начала приведу вещие слова Игоря Губермана:

В России жил я, как трава,
и меж такими же другими,
сполна имея все права
без права пользоваться ими. 

 

Берусь утверждать, что сегодня в Украине мы имеем все права без права пользоваться ими.

И когда речь заходит о конституционной реформе, то лично я имею в виду такую редакцию Конституции, которая однозначно позволит нам пользоваться всей полнотой прав, данных нам историей развития человечества.

Нам нужна лишь такая конституционная реформа, которая способна обеспечить реальное воплощение в жизнь основных прав человека, построение гражданского общества и созидание правового государства.

Всё иное, как говорится, от лукавого!

Права человека, провозглашенные в Конституции Украины, на практике оказались нежизнеспособными. В чем корень зла?

На мой взгляд, проблема в том, что в реальной жизни господствуют и торжествуют некие сложившиеся веками стереотипы поведения, которые определяют нашу повседневность с такой же неотразимой силой, как законы природы. Эти стереотипы так укоренились в нашем менталитете, так неумолимо подчиняют себе наше повседневное поведение, что Конституция Украины не в силах с ними справиться.

Чтобы не путаться в терминах, оговоримся сразу: тот нормативный акт, который был официально принят в качестве Основного закона державы, мы будем именовать юридической Конституцией. Ну, а те реальные, неписаные правила, которые ежечасно и ежедневно определяют, а подчас и отравляют нашу жизнь – назовем фактической Конституцией.

Юридическая Конституция при этом может быть самой что ни на есть "распрекрасной", читая которую хочется смеяться от счастья. А фактическая, наоборот, может любого заставить зарыдать от горя.

Так вот.

Искусство наделить "распрекрасную" юридическую Конституцию той силой, которая сможет на деле вытеснить за пределы повседневной жизни фактическую, делающую нас несчастными – и должно стать сутью правовой реформы. Такая реформа заслуживает всяческого одобрения и всенародной поддержки.

Поэтому можно только приветствовать указ президента от 21 февраля 2011 года "О поддержке инициативы по созданию Конституционной Ассамблеи", который дал старт реформе.

А вот каковой окажется эта реформа на деле – зависит от нас с вами.

Теперь в самый раз дать еще одно определение.

На мой взгляд, Конституция – это такие общеобязательные правила поведения, в соответствии с которыми государство должно обеспечить самосохранение, достоинство и свободное развитие нации в лице любого человека, этноса и коренного народа, проживающего на отведённой им исторической судьбой территории.

Конституция – это наказ народа государству защищать права человека и гражданина.

Конституция, которая не способна заставить государство обеспечить достижение этих благих целей, является фиктивной. То есть – декларативной, пустопорожней, мертворожденной с момента своего появления на свет.

Один американский правовед заметил, что "как только Конституция США была ратифицирована, практически всякий человек в Америке немедленно воспринял её как документ, контролирующий его судьбу". Можем ли мы нечто подобное заявить о своей Конституции? Нет!

Если судить о действующем Основном законе по таким признакам, как темпы вымирания населения, степень распространения смертельно опасных эпидемий, масштаб бегства (эмиграции) людей из страны, а также уровень коррупции среди украинского чиновничества, вывод неутешительный и однозначный: Конституция Украины является фиктивной.

Конституция должна обеспечить народу реальную возможность влиять на своё государство с целью защиты прав человека. В ней должны быть заложены нормы права, позволяющие гражданам привлекать к ответственности любое должностное лицо, игнорирующее права человека.

Иными словами, речь должна идти о конституционной реформе, которая способна будет привести к подлинному народовластию в Украине.

Народ платит налоги, чтобы государство обеспечивало ему достойную жизнь и свободное развитие. Всей своей сутью Конституция Украины должна обеспечить принцип: государство для человека, а не человек для государства.

Конституция, которая не способна содействовать воплощению этого принципа в жизнь, однозначно нуждается в ревизии.

Посему, если мы хотим защитить достоинство и основные права своих соотечественников, мы должны принять участие в конституционной реформе, без которой нам вряд ли суждено жить в правовом государстве.

Не стоит лишь при этом упускать из виду пророческие слова французского писателя и политического деятеля 18 века Жана Кондорсе: "Даже при самой свободной конституции невежественный народ все-таки остается рабом".

Александр Мучник, Институт демократии и прав человека, заслуженный юрист Украины, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)