Еще раз о наболевшем
По поводу сокращения в этом году госзаказа со стороны Минобразования не высказывался только ленивый. Кто-то решение оправдывал, подавляющее большинство его критиковали.
Однако, на мой взгляд, самая главная проблема осталась как бы "за кадром" общественного внимания. А именно о ней стоит говорить, чтобы не допускать ошибок, если не теперь, так хоть в ближайшем будущем.
Эта проблема – отсутствие стратегического анализа в области образовательного госзаказа. Подтверждается данный тезис очень просто.
Во-первых, решение о сокращении госзаказа на 42% является абсолютно линейным и исходит из следующей логики: если на 42% сокращается количество выпускников школ, то ровно на столько же следует сократить и количество студентов-первокурсников.
Во-вторых, насколько мне известно, решение о том, какие специальности должны попасть "под нож", в основном, отдано на откуп самим вузам.
Все это однозначно свидетельствует о том, что у Министерства в настоящее время нет понимания того, какие специальности поддерживать бюджетным финансированием, а какие – нет.
Вот что по-настоящему беспокоит, поскольку, имея в основе фундамент, стройную систему, можно допускать разовые ошибки, но не имея ее, можно ошибаться бесконечно.
Как должен работать госзаказ на самом деле, если рассуждать логически?
Его основой по определению должно быть стратегическое планирование. Ведь высшее образование – инертная система: сегодня набрали студентов - и только через пять лет получили специалистов.
Поэтому при Министерстве образования должна работать аналитическая структура, которая бы оценивала потребность в специалистах на несколько лет вперед. И анализировала, что происходит в разных отраслях, какие профессии будут востребованы, как распределять бюджет между специальностями и между регионами, какие вузы и направления должны получать приоритетную поддержку и т.д.
Тогда, в случае необходимости урезать финансирование, министерство будет действовать зряче и не станет заниматься уравниловкой.
Всего один пример, чтобы проиллюстрировать мысль: из жизни отрасли, о положении дел в которой знаю не понаслышке, сфере IT-технологий.
Она развивается такими темпами, что в ближайшие пять лет Украина реально может превратиться в один из главных мировых центров по разработке IT: зарубежные эксперты считают, что уже в 2015 году наша страна займет 6-е место в мировом рейтинге государств-экспортеров IT. А валютные поступления в Украину от деятельности отрасли к тому времени достигнут $5 миллиардов в год.
Понятно, что сфера, развивающаяся так стремительно, является для экономики одной из прорывных и приоритетных. Но уже сегодня отчетливо просматривается и главный риск, который может помешать реализации оптимистического сценария, - дефицит кадров.
Сегодня студенты, которые учатся на программистов, уже к 3-4-му курсу, как правило, работают с серьезными компаниями и не имеют никаких проблем с трудоустройством по окончании вуза.
И уже сейчас видно, что через пару лет отрасли грозит серьезный кадровый разрыв: вузы просто не в состоянии обеспечить реальный спрос со стороны софтверных компаний. А если они их не обеспечат, Украина недополучит свои миллиарды долларов экспортных поступлений, поскольку заказы на разработку программных продуктов уйдут в другие страны: Индию, Пакистан, Китай и т.д.
Применительно к таким отраслям министерство должно не только не уменьшать количество бюджетников, а наоборот, увеличивать их за счет других специальностей, которые являются менее приоритетными для Украины.
И неважно, сокращается ли в какой-то момент количество выпускников школ, уменьшается ли в целом бюджет, отпущенный на образование. Видение стратегических целей позволит, невзирая на текущие проблемы, концентрировать ресурсы на главных направлениях.
Отсутствие стратегического планирования – лишь одна из проблем, стоящих перед высшим образованием. Но она носит базисный характер и, не решив ее, невозможно провести реформу высшей школы, вывести ее на действительно конкурентоспособный мировой уровень.
Если развить эту мысль и логически выстроить последовательную цепочку действий, которые бы помогли эту конкурентоспособность повысить, получим следующий алгоритм.
Сначала - прогнозирование потребности в специалистах определенной квалификации с учетом приоритетных направлений развития экономики и государственной политики.
Затем - определение приоритетов в развитии высшего образования с учетом и госполитики, и интересов общества, и мировых тенденций. Построение такой опорной траектории развития высшего образования позволит сформировать план бюджетного финансирования вузов и стимулировать инвестиции в образование.
А далее на этой основе можно строить эффективное управление качеством образования, с использованием самого широкого инструментария, от соблюдения национальных и международных стандартов, лицензирования и аккредитации вузов до разработки конкретных моделей, методов и внедрения систем менеджмента качества в практику работы вузов.
Таким образом, подчеркну еще раз, стратегическое планирование – краеугольный камень, без которого невозможно реформировать и выстроить эффективную, конкурентоспособную систему высшего образования.
Эдуард Рубин, директор Telesens International ltd. ,доцент кафедры АСУ НТУ "Харьковский политехнический институт"