Вспомнить все
Одни утверждают, что предынфарктное состояние – едва ли не единственный возможный результат восприятия нынешней власти порядочным человеком. Другие настаивают, что порядочность – это хорошо, но здоровье – важнее. Посему рекомендуют почаще "отмораживаться" и вообще "думать о хорошем".
Однако обе поведенческие стратегии ущербны. В этом убеждаешься, когда обращаешься к аналогиям из истории стран и народов.
Наибольших успехов добиваются отнюдь не те государства и народы, которые неврастенически воспринимают превратности судьбы. И даже не те, которые с расчетливым скупердяйством распределяют свою психическую энергию по шероховатой плоскости жизненных злоключений.
А те, которые делают своевременные и адекватные выводы.
Поскольку же для претворения выводов в жизнь часто нужно выдержать некоторую паузу, то решающее значение имеет крепкая память – умение разложить по полочкам события и факты, причины и следствия, – чтобы в нужное время оперативно извлечь необходимый "файл" и воздать должное всем и вся.
Догнать и перегнать 1990-тый!
На днях в очередной раз осознал, насколько неистребима человеческая наивность и инфантильное стремление выдавать желаемое за действительное.
После обретения Украиной независимости, политики разных мастей с высоких трибун как заклинание твердили, что "государственный суверенитет – это отныне и на века", что "к старому возврата больше нет" и так далее.
А я сравнил предпраздничную (в преддверии Дня Соборности) 1990-го и 2011-го риторику и сделал выводы: аргументационное и стилистическое совпадение содержательной части оказалось едва ли не стопроцентным.
Если бы не формалистика в духе ритуальных возложений венков президентом, то даже ушлые эксперты не взяли бы на себя смелость утверждать, где заканчивается информационная лента 1990-го и начинается 2011-го…
От осознания таких реалий даже видавшим виды циникам становится не по себе.
Напрашивается вывод: заклинания в стиле "халва-халва" не только не полезны, но и весьма вредны, поскольку отвлекают от решения насущных проблем и предоставляют злокачественным образованиям возможность разрастись до гипертрофированных размеров.
В итоге для борьбы с ними оказывается недостаточно не только гомеопатических, но и терапевтических средств – даешь хирургию!
В некоторых аспектах нынешняя власть не только уподобилась образцу 1990 года, но и перещеголяла его.
К примеру, тогдашние руководители областных подразделений МВД не позволяли себе запугивать участников массовых акций номинацией "пушечное мясо".
Они также не считали возможными публичные откровения по поводу "фотографирования всех, кто едет в Киев на мероприятия, посвященные Дню Соборности".
И не потому, что тогдашняя гласность была бутафорской – нет, просто она уже выработала иммунитет против тупого авторитаризма.
Кстати, именно по этой причине заместитель генпрокурора в те времена не мог подобострастно исполнять "Мурку". Он скорее застрелился бы или возглавил путч.
Сейчас же под влиянием воинствующего невежества, возведенного в ранг государственной политики, иммунитет против авторитаризма во многом утрачен и то, что с позиций 1990-го года считалось беспрецедентным сюрреализмом, обрело плоть и кровь.
К примеру, в парламенте зарегистрировано около десятка вариантов "оптимизации гимна Украины", а в кулуарах сами же парламентарии без тени иронии признают, что настоящей причиной пандемии "гимнотворчества" являются не отдельные словосочетания, а кардинальный пересмотр мелодии и текста.
Вопрос лишь в том, в пользу чего? "Мурки" или "Владимирского централа"?
После столь существенной мировоззренческой регрессии топ-представителей власти уже не удивляешься, почему в рейтинге демократии от журнала "The Economist" Украина получила место в ряду стран (Мадагаскар, Фиджи, Иран, Эфиопия, Египет, Гамбия), где зарегистрирован наибольший обвал демократии в номинациях "политическая культура", "участие в политическом процессе", а также "избирательный процесс и плюрализм".
А в попугаях я гораздо длиннее…
Вероятно, теперешняя власть прибегает к одиозным методам запугивания из-за боязни, что вскроется ее ложь по поводу уровня цен, инфляции, безработицы и прочее.
До сих пор благодаря "воспитательной работе" со СМИ ситуацию как-то удавалось "держать под контролем", убеждая жителей каждого региона, что это только у них гречка по 20-25 гривен, бензин по 9, картошка и молоко по 8, а в целом по стране жизнь прекрасна и удивительна.
На основании таких установок в духе Чумака и Кашпировского народу предлагались к усвоению два вывода. Первый: не следует паниковать, потому что скоро общегосударственные тенденции возобладают и "ситуация наладится".
Второй вывод: поскольку ценовой коллапс – явление якобы узкосегментативное, то не стоит удивляться, что в общенациональном масштабе инфляция не превышает 10%.
Поскольку же, по версии правительства и Администрации президента, инфляция "незначительна", то повышение прожиточного минимума в 2011 году должно составить всего лишь 50 гривен в годовом исчислении.
А раз так, то увеличение минимальной зарплаты на 60 гривен – это "более чем достаточно". Похоже, власть нисколько не смущает тот факт, что 60 гривен – это каких-то 2,5 кило гречки.
На самом же деле официально оглашенный прирост цен на продукты питания оказался ниже реального в 3-4 раза.
А если учесть, что доля продовольствия в потребительской корзине в 2010 году составила более 50%, то официальные показатели инфляции занижены в 2-2,5 раза, а реальные доходы населения не только не повысились, но и понизились.
Падение уровня жизни на фоне роста ВВП – явление беспрецедентное в мировой экономической практике. Оно может симптоматизировать о двух изъянах общественной жизни: либо о жесткой авторитарности политического режима, который проводит политику экономического фашизма, распределяя общественные блага в пользу узкой прослойки населения, а не народа в целом.
Либо же о банальной фальсификации уровня ВВП в пользу его повышения.
Причем второй вариант распространен крайне редко, поскольку приписки в вопросе уровня ВВП являются палкой о двух концах: не успеешь рассказать народу, как замечательно он живет, как тебя тут же переспросят, почему этого не чувствуется.
Ввиду этого обстоятельства безбашенные приписки ВВП возможны в условиях только тех режимов, где народ лишен права задавать власти встречные вопросы (Северная Корея, некоторые страны Экваториальной Африки).
Украина образца 2010-начала 2011 годов уникальна тем, что в своей общественной практике она воплотила симбиоз двух изъянов – и явных приписок, и экономического фашизма.
Если учесть, как "подгонялся" официальный индекс потребительских цен, индексы тарифов и индекс-дефлятор, который используется при расчетах ВВП, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что реальные показатели ВВП в 2010 году не только не выросли на 4%, но и понизились.
Впрочем, даже в этом случае социальные стандарты оказались бы значительно выше, если бы иерархия расходных статей бюджета была иной, а процедура расходов – более прозрачной и демократичной по своей сути.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в упомянутом рейтинге журнала "The Economist" по показателю "эффективность функционирования правительства" Украина находится на уровне Ганы, Доминиканской Республики и Перу, уступая при этом таким странам, как Лесото, Мали, Монголия, Папуа-Новая Гвинея, Суринам. Эффективнее украинского правительства функционировала исполнительная власть режимов Бангладеш, Гондураса, Замбии, Камбоджи, Малави.
К успехам правительства и президента можно отнести разве что коррекцию обещаний улучшения жизни.
Если в преддверии президентских выборов они божились "улучшить жизнь уже сегодня", то в сентябре 2010 года Азаров обещал гречку по 8 гривен через две недели.
В январе 2011 года он вместе с Тигипко предрек снижение стоимости жилья в Украине во второй половине 2012 года – аккурат после следующих парламентских выборов.
Кстати, беспроигрышный ход: в случае победы на выборах, линию горизонта лучшей жизни можно будет отодвинуть еще разок-другой, в случае же поражения – все претензии к новой власти.
Зореслав Самчук, заместитель директора Международного института гуманитарных технологий, для УП