Памяти Анны Яблонской

65 просмотров
Вторник, 25 января 2011, 16:14
Юрий Шеляженко
для УП

При взрыве в Домодедово погибла наша соотечественница и моя ровесница, талантливый одесский писатель Анна Яблонская (Машутина). Осиротела её семья, муж и маленький ребёнок. Для украинской литературы потерян самобытный талант.

Террористы наверняка знали, что делают, закладывая бомбу в международном аэропорту. Вероятно, это был сигнал российским элитам: вы не будете чувствовать себя в безопасности, пока не оставите в покое Кавказ.

Но кто гибнет в результате террора?

Политики и генералы, организовавшие "зачистки" в чеченских сёлах, финансирующие режим Кадырова, пытающиеся возродить империю ценой большой крови?

Нет, мирные люди.

Это не их война. И, самое ужасное, теперь всё больше мирных людей будут думать иначе. Почувствуют себя воюющей стороной.

Может начаться "охота на ведьм", как в США после 11 сентября. Будут массово ассоциировать ислам с террором, несмотря наосуждение чудовищного преступления Советом муфтиев России.

Атмосфера межнационального противостояния может усилиться и в Крыму, где новая власть уже требует от татар освободить земли, с которых их когда-то депортировал Сталин. Кто-то из радикалов может усмотреть пример в "подвиге" домодедовского смертника.

У меня, как верующего в наивысшую ценность человека, свой взгляд на эту историю. Мне кажется, что любая активная унификация мировоззрения людей, сколачивание банд и толп, тупая пропаганда, внедрение военизированной дисциплины во имя любой цели порождает насилие и гибель неповинных людей.

Молох тоталитаризма постоянно требует жертв, он питается кровью.

Тиран и преступник Гитлер массово уничтожал евреев. Тиран и преступник Сталин массово уничтожал "врагов пролетариата". Тираны и преступники, возглавляющие террористические группировки, спланировали трагедию в Домодедово.

Нет разницы между ними, живущими согласно идеологии "кто не с нами, тот против нас", которая, по сути, представляет собой квинтэссенцию фашизма в любой форме – хоть зелёной, хоть красной, хоть коричневой.

Нельзя победить фашизм без отказа от пещерной стадности, без увеличения ценности каждой отдельной личности.

А это значит: нужно больше образования и одновременно свободы творчества, больше самодисциплины и одновременно свободы слова и собраний, больше взаимопонимания и одновременно свободы совести, больше демократических ценностей и меньше имперских.

Если теракты будут усиливать в массовом сознании ненависть к врагам, а не любовь к ближнему и внимание к Богу – поток обиженных, готовых взорвать себя ради людоедской мести сотням невинных, может стать нескончаемым.

Анна Яблонская писала: "Мой любимый часами смотрит черно-белые хроники фашистских парадов. Ему нравится, как толпа выкидывает вперед правую руку. Как будто у этой толпы всего одна рука, а не сотни тысяч, не миллионы правых рук.

Я не думаю, что ему всерьез нравится фашизм, – ему нравится эта упорядоченность, этот организованный восторг – такое редко бывает… Наша левая рука против их правой, вскинутой в приветственном "хайль". Левая побеждает правую. Парадоксальный армрестлинг".

Анна Яблонская писала: "Это неправда, что велосипед уже изобретен. На самом деле, смысл жизни в том и состоит, чтобы изобрести собственный велосипед, пусть даже трехколесный, а если удастся прокатиться на нем несколько кругов – считай, повезло".

Мы должны запомнить эти слова, чтобы ещё одна жизнь, отнятая стихией зла, не оказалась напрасной жертвой.

Может, хватит искать врагов и упражняться в армрестлинге с ними?

Преодоление терроризма возможно только с помощью распространения знаний и культуры, с помощью эскалации доброты и человеколюбия, уважения к чужим убеждениям и свободам, терпимости к чужим недостаткам, а главное – через избавление от собственного страха перед иными и неизвестными.

Ведь смертниками становятся те, кому нечего терять. Значит, надо подарить им то, что они не захотят потерять: внимание и защиту всего человечества, сумму знаний и полноту прав.

Разумеется, системы правопорядка должны функционировать бесперебойно. Но наказание преступников бессмысленно без любви к невинным, пусть даже пока невежественно-воинственным – последнее надлежит исправить таким, как Анна Яблонская – праведникам и миссионерам цивилизации, полным мудрого сочувствия и соучастия.

Людям срочно требуется трёхколёсный велосипед любви к ближнему, осознания неоспоримой и фундаментальной ценности каждой человеческой души, стремящейся к добру.

И соблазн коллективной истерии не должен отвлекать от творческих поисков путей утверждения добра.

Юрий Шеляженко, редактор журнала "Мораль", для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)