"Черные дыры" правового поля

116 просмотров
Пятница, 21 января 2011, 13:52
Сергей Якименко
адвокат, для УП

Редкий украинский политик не разглагольствовал о том, что законы одни для всех. А вот и не для всех, и не одни.

Все равны перед судом, говорят они. Равны, но не все.

Причем неравенство зиждется не на телефонном праве или устных кулуарных договоренностях, оно порождается самими законами, которые принимает наш парламент.

В Украине господствует неравенство, возведенное в закон.

Определение подобным законам уже нашел в прошлом веке Владимир Ленин: "Возведенная в закон воля господствующего класса".

С этой возведенной в закон волей я, адвокат, сталкиваюсь часто. И любой из читателей с ней неизбежно столкнется, если решит, например, отстоять в суде свои права. Например, права потребителя электроэнергии.

Предположим, из-за нарушений режима поставки электричества (перепад напряжения) сгорел ваш дом. Вы подали в суд против облэнерго, экспертиза доказала, что причиной пожара стало халатность энергетиков, вашей вины в происшедшем – ноль. Убытки составили, по самым скромным подсчетам, сто тысяч гривен.

Адвокат грамотно провел судебное дело, добился решения суда, который ИМЕНЕМ УКРАИНЫ обязал облэнерго выплатить вам сто тысяч плюс расходы на ведение дела. Справедливость восторжествовала!

А я вам скажу – не дождетесь вы своих тысяч.

Облэнерго вам ничего не выплатит добровольно. Вы возьмете исполнительный лист, предъявите его к исполнению в государственную исполнительную службу и даже получите постановление об открытии исполнительного производства.

В законе "Об исполнительном производстве" вы прочтете, что госисполнитель должен исполнить судебное решение в течение полугода. Но оно не будет исполнено ни через полгода, ни через год.

Скоро вы получите еще одно постановление все того же расторопного государственного исполнителя – о приостановлении производства в связи с тем, что должник участвует в некой процедуре, направленной на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-экономического комплекса Украины.

А все началось с подписанного Ющенко закона "О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса". Это знаменательное событие произошло летом 2005 года. Этим законом для предприятий ТЭК сделано исключение из общего правила.

Каково общее правило? Не платишь долг, кредитор – в суд, госисполнитель по решению суда забирает положенное силой и не позднее 6 месяцев. Точка.

А вот для шахт, энергогенерации и энергопоставщиков, этим законом прописана иная процедура погашения долгов через некий комитет при Минтопэнерго. И прямо оговорено, что всякие там решения суда исполняться не должны пока должник участвует в этой самой особой процедуре.

Авторы закона понимали, что отступают от общих принципов равенства, законности, верховенства права. Поэтому срок иммунитета был ограничен.

"3.4. Строк дії процедури погашення заборгованості підприємствами паливно-енергетичного комплексу не може перевищувати дев'яти місяців з дня видання Міністерством палива та енергетики України наказу про затвердження переліку підприємств паливно-енергетичного комплексу, які беруть участь у процедурі погашення заборгованості.

Ну ладно, наш погорелец потерпит эти девять месяцев. Господь терпел и нам велел. Но к концу этого срока парламент преподнес ему новый сюрприз:
Закон "Про внесення зміни до статті 3 закону України "Про заходи, спрямовані на забезпечення сталого функціонування підприємств паливно-енергетичного комплексу".

Верховна Рада України постановляє: Пункт 3.4 статті 3 закону "Про заходи, спрямовані на забезпечення сталого функціонування підприємств паливно-енергетичного комплексу" викласти в такій редакції:

"3.4. Процедура погашення заборгованості підприємствами паливно-енергетичного комплексу діє до 31 грудня 2006 року". Ну что же, подождем начала 2007 года.

Правда обидно, что присужденная сумма теряет в своей покупательной способности. Едва ли на нее теперь купишь жилище, аналогичное тому, что сгорело по вине облэнерго.

А вот и Новый 2007 год! И новый предновогодний сюрприз: Закон "Про внесення зміни до статті 3 Закону України "Про заходи, спрямовані на забезпечення сталого функціонування підприємств паливно-енергетичного комплексу".

Верховна Рада України постановляє: пункт 3.4 статті 3 закону "Про заходи, спрямовані на забезпечення сталого функціонування підприємств паливно-енергетичного комплексу" викласти в такій редакції: "3.4. Процедура погашення заборгованості підприємствами паливно-енергетичного комплексу діє до 1 січня 2008 року".

Понравилось предприятиям ТЭК не исполнять решения судов. Сначала приоткрыли слегка дверку (9 месяцев), потом в нее ногу вставили (продлили до конца текущего года). Все прошло без лишнего шума. Можно и шире распахнуть – сразу на два года (2007-2008).

Как тут не вспомнить горькую реальность нашей государственности: нет ничего стабильнее временных мер. В подобных рассуждениях промелькнули два года.

И что же дальше? А дальше "наша песня хороша, начинай сначала".

Закон України "Про внесення зміни до закону "Про заходи, спрямовані на забезпечення сталого функціонування підприємств паливно-енергетичного комплексу".

Верховна Рада України постановляє: У пункті 3.4 статті 3 закону "Про заходи, спрямовані на забезпечення сталого функціонування підприємств паливно-енергетичного комплексу" слова та цифри "1 січня 2009 року" замінити словами та цифрами "1 січня 2011 року".

Вот уж и новый 2011 год наступил. Государство живет с новыми президентом и правительством. Старое частично под следствием, частично за пределами Украины в бегах.

Опять звучат с телеэкранов призывы к законности, справедливости...

Заходим на сайт Верховной Рады, читаем ленту новостей об итогах минувшей сессии:

З пропозиціями президента України прийнято закони: "Про внесення змін до закону "Про заходи, спрямовані на забезпечення сталого функціонування підприємств паливно-енергетичного комплексу" (щодо порядку погашення заборгованості).

Законодавчим актом продовжено до 1 січня 2013 року визначену законом "Про заходи, спрямовані на забезпечення сталого функціонування підприємств паливно-енергетичного комплексу" процедуру погашення заборгованості підприємств паливно-енергетичного комплексу.

Парламент закон принял. Думаю, президент его подпишет, поскольку, как следует из текста сообщения, закон принят с его предложениями.

А что же наш погорелец? Чем его утешить? Какими словами? Словами великого Данте: "Оставь надежду, всяк сюда входящий"?

Правда, есть последняя надежда.

Я пытаюсь ее использовать.

Статья 6 Евроконвенции дает нам право на справедливый суд, выносящий решение в разумные сроки. Евросуд считает стадию исполнения судебного решения неотъемлемой частью судебного процесса.

После подписания Евроконвенции Россия пыталась убедить Евросуд в том, что, дескать, судебный процесс – это одно, а исполнение решения – это другое. Евросуд эту точку зрения отверг. Кому нужен суд, чьи решения не исполняются.

Еще в 2006 году мной проведено дело против Днепрооблэнерго. Решением суда взысканы в пользу двух украинских пенсионеров деньги.

Исполнительное производство открыто и тут же приостановлено. Оно пребывает в замороженном состоянии по сей день. А время берет свое, за эти 6 лет мои клиенты пенсионеры сдают жизненные позиции.

То вдвоем приходили, теперь только жена – муж уже не может. Да и она сначала без палочки ходила, теперь уже с палочкой.

Я обратился в Евросуд, описал ситуацию. Евросуд тоже приостановил иск против Украины, ссылаясь на прецедент "Иванов против Украины", которым Украине дана возможность до конца 2010 года внести поправки в свою неэффективную систему исполнения судебных решений.

Любой практикующий юрист скажет, что никаких поправок Украина не внесла. Так что ждем решение Евросуда.

Поднятая мной проблема – верхушка айсберга. Из текста закона видно, что это самое стабильное функционирование предприятий ТЭК достигается не только путем иммунитета от судебных взысканий, но и за счет каких-то преференций по уплате налогов.

Иначе говоря, есть некий список предприятий-счастливчиков, пополняемый приказами Минтопэнерго. И все вопросы оплаты их долгов решаются не в общем порядке, не судом, а в ручном режиме неким Комитетом.

Кто у нас стоит за такими предприятиями? За всеми этими шахтами, Днепрооблэнерго и облэнерго, теплоцентралями и прочая… С чьего поля эти ягодки?

В заключение отмечу, что проблема значительно шире. И описанная черная дыра в нашем правовом поле не единственная. Есть "дыры" создающиеся не законом, а судебной практикой. Это, например, вопросы банкротства предприятий и возмещения вреда здоровью работников. Однако это темы для отдельных публикаций.

А вспомнил я об этом для того, чтобы сделать вот такое заключение. Наше правовое поле – вовсе не поле. Это дырявое одеяло. Это батут с пустотами.

Подавая иск, ты надеешься приземлиться на упругую поверхность закона. Но так бывает не всегда. Можешь угодить в такую вот "дыру": сначала на 9 месяцев, потом до конца года, потом на год, потом на два, потом еще на два…

Сергей Якименко, адвокат, Кривой Рог, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)