Политические репрессии?
Арест Юрия Луценко открыл новую страницу в истории политических репрессий в Украине. Однако можно ли в данном случае говорить именно о политических репрессиях?
Немного о терминологии
Я сознательно не хочу оперировать юридической и правозащитной терминологией по одной простой причине – даже во времена сталинского "Большого террора" к числу собственно политически репрессированных можно было отнести только тех, кто проходил через "Особые совещания" с непроизносимыми аббревиатурами в делах вроде КРД или ЧСИР.
Все остальные осуждались народными судами в соответствии с действующим законодательством. Причем 58 статья являлась частью именно УК, а ее политическая трактовка – это только трактовка.
Да и только часть (хотя и значительная) обвиняемых по этой статье обвинялись за политическую (оппозиционную) деятельность в прошлом.
Другое дело – измена Родине и шпионаж. Конечно, в 37 году к доказательствам по таким делам подходили без особого внимания. Впрочем, Тимошенко совершенно зря советует Януковичу учитывать тот опыт.
Во-первых, дискуссии относительно обоснованности обвинений в шпионаже тех или иных деятелей не утихают до сих пор. То, что сталинисты, отстаивающие правоту следствия, находятся в меньшинстве – это результат пропаганды, которая называет невиновными всех, кого посадили в 37-м.
Серьезной же дискуссии по этому поводу никогда не было – ведь Никита Хрущев умел сажать не только кукурузу.
Во-вторых, нигде в мире обвинения в шпионаже "политическими" не считаются.
В общем же случае политическими репрессиями считаются любые действия, единственным мотивом которых является препятствование (а лучше – пресечение) политической деятельности.
Классический пример – история, случившаяся с Вячеславом Черноволом. Перед отъездом домой из места заключения он остановился в гостинице. Его соседка попросила помочь со сломанным утюгом, он зашел в ее номер и тут же был задержан милицией за попытку изнасилования.
Как видно, никакой иной мотивации, кроме как не допустить возвращения Черновола к политической деятельности в данном случае не было. Разве что – предотвратить "насилие" над утюгом…
Понятно, что политику сидеть по статье, которую можно считать политической, значительно интереснее, чем по уголовной. Ведь политическая линия может поменяться и тогда вчерашний криминал превратится в бонус.
Оппозиция неприкосновенна?
Нынешнюю украинскую оппозицию преследуют не за изнасилования, а за вполне конкретные случаи коррупции, злоупотребления служебным положением и ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
Причем случаи эти имели место в то время, когда оппозиционеры были при власти.
Безусловно, сейчас такие обвинения мешают их политической деятельности и в этом смысле являются политически мотивированными. Но тут есть два щекотливых момента.
Во-первых, в Украине нет традиции уголовного преследования действующих чиновников высокого ранга во время исполнения ими должностных обязанностей. Но означает ли это, что чиновников нельзя судить после того, как они покинули пост?
Кроме того, сами по себе факты могут вскрыться и через какое-то время (нередко – через годы)…
Во-вторых, неужели то обстоятельство, что проштрафившийся чиновник оказался в рядах оппозиции, должно автоматически означать неподсудность? Закон один для всех, кроме оппозиции? Странный подход…
Тогда надо и Павла Лазаренко считать "узником совести" и Леонида Грача…
Я уже не говорю о том, что против некоторых нынешних оппозиционеров дела были заведены еще в бытность их чиновниками.
Ну, скажем, дело Филипчука еще можно подогнать под какие-то понятия политического конфликта – сама Тимошенко представляет дело "Ванко" именно как политическое.
Но вот с Корнейчуком ситуация другая – заключать без тендера договор о юридическом обслуживании "Нефтегаза" фирмой, где ты недавно был "старшим партнером", это откровенная коррупция.
Прецедент?
Журналисты периодически интересуются, не создают ли нынешние преследования оппозиции прецедент, когда каждая власть будет сажать чиновников бывшей?
Если вспомнить 2005 год, то сразу становиться ясно, что у политиков и журналистов воистину девичья память. Такого размаха политических преследований независимая Украина не знала никогда – даже в период наибольшей силы кучмовской "как бы диктатурки".
Преследованию подверглись тысячи (если не десятки тысяч) людей, причем в значительной части по политическим обвинениям.
Достаточно вспомнить охоту на избирателей, несколько раз голосовавших по открепительным талонам, которую устроил Юрий Луценко.
А какие песни и пляски проходили вокруг заметных чиновников режима Кучмы! Вспомним, как Евгения Кушнарева обвиняли в достройке Харьковского метро. Ну, в точности, как сейчас Юлию Тимошенко в выплате пенсий.
Такое впечатление, что и тогда, и сейчас перед следствием стоит задача – проиграть суд над оппозиционным политиком…
Кстати, в 2005 году Генпрокуратура выручила Ющенко. Ему было бы трудно объяснить международной общественности попытку посадить человека (пусть даже и государственного чиновника) за высказанное мнение…
Ведь ни для кого не было секретом, что Кушнареву власть не могла простить выступление на Северодонецком съезде. Кстати, Юрия Андруховича посадить никто не пытался. Он, правда, этого не оценил.
А дело "Белого лебедя"? Еще тогда кто-то из моих знакомых сказал, что, похоже, специально выбрали именно то дело, где найти вину Бориса Колесникова невозможно даже под мощным микроскопом.
А попытка Юрия Луценко отобрать у Григория Суркиса "Динамо"? Сейчас, в точности как в 2005 году, на заборах и бордах красуются надписи "Суркиса – в отставку!"…
Есть, конечно, и отличия.
Например, Анатолий Могилев еще не ездил на Туровскую на БТРе. Хотя "маски-шоу" там ожидались еще во время президентской избирательной кампании, но так и не состоялись почему-то…
А знаменитые вызовы на допросы через СМИ? Сейчас сами политики вынуждены брать на себя нелегкий труд информирования журналистов об очередном допросе…
Кое-где, конечно, достигнуты и явные успехи. Например, упоминать назначение Эдуарда Гурвица мэром Одессы решением суда сейчас как-то даже неудобно. Потому что фактический мэр Киева назначен указом президента.
А мэр Луганска занимает свой пост просто потому, что "очень надо" – выборы он проиграл, суд он тоже проиграл, а мэром остался только благодаря коммунисту Килинкарову, который ограничился моральной победой.
Тем не менее, говорить сейчас о формировании какого-то "прецедента" даже неудобно – Тимошенко, Луценко и остальные собирают сейчас урожай, посеянный в 2000-2005 годах. Причем урожай очень скромный…
Мотивы преследований
Найти ответ на вопрос – а репрессии ли то, что власть делает с оппозицией – можно разобравшись с истинными ее мотивами.
Первый – борьба с коррупцией. Я не думаю, что у нынешней власти этот мотив присутствует в чистом виде. Впрочем ее извиняет то, что коррупция неискоренима, пока существует государство. Нельзя эффективно бороться с коррупцией, но можно ее ограничить.
Нынешняя власть решает эту задачу по принципу "своим – все, чужим – закон". Не самый лучший вариант, но уже апробированный.
"Коррупционный скандал" 2005 года еще не забыли? А звонки Ющенко Генпрокурору в Италию с требованием выпустить из-под ареста нужного председателя сельсовета? Вот и я о том же…
Правда, автору больший дискомфорт доставляет то, что из шести эпизодов коррупции, вскрытых международным аудитом, Тимошенко инкриминируется только один (откровенно говоря – самый слабый, в том числе, и с информационно-политической точки зрения). Еще один только начали расследовать.
Пошли бы в дело все шесть эпизодов, можно было бы надеяться на раскрытие преступлений хотя бы прошлой власти, что служило бы некоторым тормозом для власти нынешней.
Отмечу, что для меня еще более сомнительным является мотив борьбы с коррупцией в действиях прошлой власти в 2005 году. Но слишком много было сказано на Майдане, чтобы после этого не довести до конца хоть одно коррупционное дело.
Второй мотив – личная месть. Честно говоря, если вспомнить, что все эти годы говорили Тимошенко и Луценко (а в 2005 году еще и делали), то им сочувствовать совершенно не хочется.
Другое дело, что для личной мести нельзя использовать прокуратуру и милицию. Но это уже проблема не отношений власть-оппозиция, а всего украинского общества.
Хотя, к чести Тимошенко, я не припомню, чтобы она как-то пыталась отомстить людям, которые в свое время ее отправили в следственный изолятор.
Третий мотив – препятствование политической деятельности оппозиции, вплоть до ее полного разгрома.
СМИ цитируют представителей БЮТ, которые считают, что "основной расчет власти – не допустить Тимошенко на парламентские выборы-2012. Ни во главе партийного списка, ни по "мажоритарке".
Мол, дело доведут до суда и приговора. Скорее всего, ей дадут лет пять, с отсрочкой исполнения приговора на два года".
Мне такой вариант кажется излишне сложным – для его реализации надо координировать действия прокуратуры и суда с действиями АП, КС и ВР по назначению даты новых выборов.
Если же говорить о президентских выборах, то такая технология и вовсе бессмысленна.
На выборах 2015 года шансы ЮВТ весьма призрачны, причем это, похоже, понимает и сама Тимошенко. Не зря же она 10 декабря сказала, что будет принимать решение о своем выдвижении в зависимости от настроений людей.
Значит, нет у нее той уверенности, которую она демонстрирует перед зданием прокуратуры?
В то же время, если оппозиция каким-то образом добьется проведения досрочных выборов, то факт судимости не будет играть определяющей роли. В конце концов, судимость можно снять в установленном порядке (как это, кстати, было сделано в отношении самого Януковича).
Проще действительно посадить Тимошенко и ждать пока БЮТ рассыплется, а Европа и США введут санкции против нынешней украинской власти.
Однако если учесть вскрытую Сергеем Лещенко слабость прокуратуры в "киотском" деле, то возникает вопрос – а действительно ли власть так уж заинтересована в политическом уничтожении ЮВТ?
Месть – местью, но на Банковой вполне могут считать, что Тимошенко – лидер, находящийся на излете своей политической карьеры. Да, пока она наиболее сильный оппозиционер, но за 2008-2010 годы у нее сформировался стойкий имидж неудачницы.
Пять поражений подряд! В этой ситуации вызовы в прокуратуру, напротив, играют крайне позитивную роль, поддерживая интерес общественности.
В то же время, в силу особенностей характера и нынешней политической практики, Тимошенко может надеяться, что пока она находится в центре общественного внимания, никакой объединенной оппозиции в Украине не будет.
Понятно, от нее будет доставаться Януковичу и Азарову, но конкурентам в оппозиционном лагере тоже не поздоровится… При этом сама она останется фигурой ослабленной и скомпрометированной, а по большому счету – политически бесперспективной…
Возможно, подобные соображения не в полной мере соответствуют действительности, но они имеют право на жизнь.
Недаром же Янукович заявил, что дело Тимошенко может не дойти до суда. Может это реверанс перед Западом (я, дескать, не вмешиваюсь), может – сигнал к возможности компромисса (будешь себя хорошо вести – не посадим), а может и сигнал следствию – не копайте сильно, она нам еще нужна.
Вывод
Итак, нынешние преследования оппозиции, безусловно, политически мотивированы. Налицо использование правоохранительных органов в политических целях.
В то же время, говорить о чисто политических репрессиях нельзя, поскольку препятствование политической деятельности оппозиции не является единственным мотивом власти.
Даже в случае жесткой посадки Тимошенко и Луценко, можно будет говорить только о политически мотивированном преследовании за коррупционные деяния.
Действительные же политические репрессии – это непосредственное наказание за политическую деятельность. И такие прецеденты имеются – возобновление дела по "Украине без Кучмы" и возбуждение дела в связи с блокированием парламента 16 декабря.
В обоих случаях имело место нарушение законодательства оппозицией, но – в рамках принятых правил игры. После того, как сама Партия регионов неоднократно блокировала работу ВР и признала результаты выборов 2004 и 2007 годов, в числе обвиняемых должен был бы оказаться и сам Виктор Янукович…
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, для УП