Начало революции или конец митинга?

33 просмотра
Пятница, 03 декабря 2010, 11:54
Алексей Красноперов
политолог

События, начавшиеся на Майдане в Киеве 22 ноября, внушали воодушевление. Казалось, это признак начала формирования среднего класса с осознанными целями и готовностью отстаивать свои интересы.

Политики наперебой заявляли, что акции протеста предпринимателей против Налогового кодекса – показатель наличия гражданского общества.

Митинг на Майдане даже сравнивали с Оранжевой революцией. Более того, говорили, что это шаг вперед. Ведь в 2004 году у людей были политические требования, а сегодня – социально-экономические.

Значит, средний класс таки осознал общность своих интересов и ради этих интересов вышел на сырой холодный Майдан. Любители символизма отмечали и дату начала протестов – как и в 2004, люди вышли на Майдан-2010 22 ноября.

Но на этом поводы для воодушевления, пожалуй, исчерпываются.

Дальше было много событий. Поддержка митингующих оппозицией. Встречи предпринимателей с депутатами и представителями исполнительной власти, готовившими Налоговый кодекс. Визит Януковича и Азарова на Майдан. Наконец, вето и 11 поправок в кодекс от президента.

За эти две недели Майдан деградировал. Предприниматели так и не вняли призыву сформировать свою собственную идеологию. Более того, они размыли свои изначальные требования политическими лозунгами.

По сути, вместо создания яркой и приемлемой для всего общества идеологии протеста, митингующие вооружились приевшейся оппозиционной риторикой.

У несостоявшейся революции есть три основных проблемы, которые так и не позволили ей состояться. Это отсутствие идеологии борьбы, частность интересов и размытость требований.

Во-первых, идеология. Предприниматели так и не показали обществу, чего они хотят, кроме защиты собственных прав, попранных 14-тым разделом Налогового кодекса.

Более того, от лидеров протестующих предпринимателей так и не прозвучал ответ на вопрос о том, почему они требуют для себя более привилегированных условий налогообложения, чем у врачей, учителей или других наемных работников.

Ответ – предприниматель рискует, а наемные работники нет – не подходит. Не потому, что он не верный. То, что бизнес находится в постоянной зоне риска, как раз вполне соответствует действительности. Более того, логично обеспечить для бизнеса мотивацию оставаться в этой зоне риска, а не переходить в ранг наемных работников.

Однако этот ответ не устраивает бюджетников, которые не понимают, почему с них берут больше.

Во-вторых, частность интересов. Как уже было отмечено, предприниматели на Майдане, по сути, отстаивали только "свое".

Заявления о том, что они представляют интересы всего гражданского общества, – как минимум, преувеличение. И все опять-таки потому, что уже упомянутые наемные работники не видят своего интереса в требованиях предпринимателей. Цитируя классика, "слишком узок их круг – страшно далеки они от народа".

И, в-третьих, размытость требований. Большая проблема Майдана в том, что его требования постоянно менялись. Сначала претензии выставлялись к отдельным статьям Налогового кодекса. Потом появилась идея о вето на весь документ.

После того, как частичное вето президента было наложено, а Кабмин начал дорабатывать поправки, пресс-секретарь штаба предпринимателей Святослав Шевцов заявил, что изменений требуют более 200 статей кодекса.

Наконец прозвучало мнение, что Налоговый кодекс нужно писать "с нуля", а то и вообще лучше отказаться от его принятия и жить по старому налоговому законодательству.

Еще больше требования предпринимателей размывали политические лозунги – отставка правительства, перевыборы парламента, отмена договора о двойном налогообложении, отклонение закона о языках.

Людям, которые могли бы поддержать Майдан, становится все сложнее понять, что именно они должны поддерживать.

Все это открывает дорогу для принятия Налогового кодекса с упомянутыми 11 поправками. Протесты предпринимателей так и не переросли в гражданскую революцию.

Для настоящей борьбы нужно было иметь мощную социальную базу, широкую общественную поддержку, внятные и понятные большинству требования и ярких лидеров. У Майдана-2010, не в пример 2004, этого не было.

Алексей Красноперов, политолог, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)