Cyberhate: банить и модерировать!

53 просмотра
Понедельник, 27 декабря 2010, 16:29
Александр Фельдман
избирался народным депутатом Украины от БЮТ, сейчас - член Партии регионов

Внимание западных социологов и медиа-экспертов все чаще привлекает явление "кибер-ненависти" или "хэйтерство".

По данным ОБСЕ, интернет становится основным транслятором ненависти в глобальных масштабах. Independent подсчитала, что за прошедший год, в блогах и социальных сетях, страниц с проклятиями и оскорблениями стало на 20%больше.

Не стоит воспринимать проблему кибер-ненависти только через призму противодействия ксенофобии, расизму и антисемитизму. Хотя они и составляют солидную долю контента ненависти, но далеко не исчерпывают весь репертуар.

Кибер-ненависть имеет различные формы.

Это, прежде всего, немотивированные оскорбления в адрес рядовых пользователей со стороны анонимных кибер-хамов. Это некорректные выражения на форумах и в комментариях в адрес украиноязычных пользователей со стороны русскоязычных, и наоборот. Оскорбления авторов статей или комментаторов.

Это и провокационные материалы, высмеивающие религиозных, общественных и политических деятелей, национальную и религиозную символику, оскорбляющие культуру, историю, уклад жизни и образ мысли других людей.

Сюда же можно отнести выход скандальной и не одинокой в своем жанре компьютерной игры "Операция "Галичина" после конфликта вокруг острова Тузла.

Это интернет-ролики, в которых бритоголовые "патриоты" избивают гастарбайтеров, азиатов, кавказцев, афро-американцев и так далее, а также ответные акции интернет-возмездия со стороны воинствующих антифашистов. Или видео-файлы со сценами насилия над бездомными, алкоголиками, наркоманами, проститутками, сопровождаемые антигуманными комментариями…

И все это – ненависть:

а) выражаемая языком образного или реального насилия;

б) создающая объект агрессии;

в) провоцирующая насилие.

Не стоит наивно пытаться разделить понятия кибер-ненависти и насилия.

Во-первых, потому что через сцены насилия "раскрывается" объект многих разновидностей ненависти.

Во-вторых, любая ненависть, так или иначе, призывает к насилию – осмеяние, уничтожение, переселение, ограничение в правах и прочее.

В-третьих, кибер-ненависть традиционно является средством медийного сопровождения всевозможных силовых кампаний, от уровня открытых военных конфликтов – до уровня акций экстремистских организаций. Чрезвычайно короткую дистанцию от виртуальной ненависти до прямого насилия показали недавние события на Манежной площади в Москве. Интернет, кстати, здесь сыграл далеко не последнюю роль.

Сам по себе интернет, как технология, является морально нейтральным явлением и одним из ключевых достижений современной культуры. Но…

Отдельные пользователи делают его идеальным пространством для демонстрации насилия.

Многие факты насилия, в том числе реального и очень жесткого, были совершены специально для того, чтобы затем их выложить в интернет – в основном, чтобы просто сделать их общедоступными. Не будь Сети, многие факты насилия попросту никогда не свершились бы и не повторились.

Ведь очевидно, что вне сети иного массового спроса на такие материалы не существует…

Достаточно вспомнить шокирующие события 2007 года, о группе подростков из Днепропетровска, которые молотками убивали бездомных и стариков – только для того, чтобы снять это на видео, а потом самим его пересматривать и выкладывать в сети.

Кстати, многие тогда не могли поверить, что это не постановка…

Легкомысленность делает Сеть идеальным пространством для вполне спокойного отношения пользователей к ненависти и насилию.

Давайте хоть на минутку уберем привычную пелену иронии со всех понятий и образов, и отдадим себе отчет в том, что такие популярные в сети социальные "ксенонимы" как бомж, гастарбайтер, лох и прочее – это не виртуальные персонажи, а реально существующие люди.

Давайте вспомним и реальное значение этих слов: человек, которому негде жить; трудовой мигрант, терпящий бесконечные унижения и тяжело вкалывающий далеко от дома, чтобы прокормить свою семью; неагрессивный и простодушный человек, который не может дать сдачи обидчикам; и так далее.

С чего здесь "прикалываться" и с кого "стебаться"?.. Эти люди в "неоцифрованном" виде действительно часто становятся жертвами противоправных действий.

Интернет может быть использован как идеальное пространство для культивирования ненависти.

Благодаря возможностям Сети могут создаваться новые формы ненависти, не существовавшие до интернета, и не существующие вне его. Кроме того, в интернете, и благодаря ему, абсолютно любое явление может быть отмоделировано в объект ненависти.

Интернет идеально подходит для трансляции ненависти: регулирующие нормы формируются годами, а новые сетевые возможности открываются значительно быстрей. В сети возникает уникальный синтез приватности и публичности – любой материал может быть личной точкой зрения автора, но при этом иметь высокий публичный статус. В сети предложение генерирует спрос, а не наоборот; сетевой культуре изначально присуща экспрессивность.

Первый мониторинг украинских сайтов, проведенный "Институтом прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии" показал, что свыше 60% статей и новостей на ведущих сайтах содержат ненавистнические комментарии и провокационные призывы.

Около 50% этих "мэсседжей" относятся к моральным и этическим ценностям адресата – проще говоря, это оскорбления в чистом виде.

19% –к политическим взглядам, культурно-политическая ксенофобия.

17% – к национальности, унижение национального достоинства и разжигание ненависти.

7% – к образу жизни адресата, ненависть по региональному и социальному признаку.

И только 5% – к обсуждению собственно предмета сообщения.

И это при том, что для анализа был выбран обычный информационный день вне избирательных кампаний, без конфликтных ситуаций и резонансных событий.

При этом Интернет вовсе не является пространством вседозволенности!

Призывы к насилию и разжигание вражды – не важно, в комментариях анонимных посетителей или в самих материалах сайтов – это преследуемые по закону преступления.

Часто встречающееся у комментаторов и блогеров откровенное разжигание ненависти на национальной, религиозной, расовой почве – это вообще одно из наиболее жестоко караемых законом противоправных действий. Ответственность за размещение такого рода противоправного контента будет нести тот, кто распространил информацию – это либо сам пользователь, либо владелец (!) сайта.

Кого бы ни оскорбляли на страницах интернет-издания, – это является гражданско-правовым нарушением. Ответственность за оскорбление должен нести автор.

Каждый человек может защитить свою честь и достоинство в судебном порядке. Достаточно подать иск к собственнику сайта о распространении неправдивой информации. Хозяин сайта вынужден будет раскрыть лицо автора оскорблений, либо будет нести ответственность сам. Экономия на содержании модераторов обернется ростом дополнительных затрат на юристов.

Все это я говорю не для того, чтобы дискредитировать интернет или "бросить тень" на глобальный оплот свободы слова. А для того, чтобы владельцы и редакторы сайтов, журналисты, администраторы социальных сетей и просто творчески-активные пользователи осознавали свою ответственность.

Бороться нужно вовсе не с философией свободного распространения информации – она переживет, уверен, и "борцов", и сам интернет в нынешнем его виде. И даже не с ненавистью как таковой – этому эмоциональному состоянию столько же лет, сколько и человечеству. Бороться нужно с конкретными проявлениями кибер-ненависти.

Достаточно просто модерировать и удалять провокационный контент, "банить" неадекватных пользователей, удалять профили экстремистов и кибер-провокаторов.

Если сотрудники сетевых СМИ не разрешают у себя в офисе гадить посторонним и периодически убирают рабочее место, то почему бы этого не делать с побочными продуктами виртуальной жизнедеятельности на собственных сайтах?!

P.S. В завершение не могу не коснуться вопроса о том, являются ли слова "жид", "хохол", "кацап", "хачик" и прочие широко употребляемые экспрессивные этнонимы – оскорблениями? И должны ли они являться объектами цензуры и ограничения?

Внешнее влияние на стиль лексики – занятие, конечно, бесполезное. Каждый человек вправе сам решать, каким языком ему разговаривать и кем себя представлять окружающим. Невозможно убедить человека выражаться корректно, если человек привык разговаривать матом с собственными родителями и детьми. А нормальные люди понимают, что у каждого ярлыка-этнонима разное происхождение, эмоциональная тональность, уровень оскорбительности…

Язык – "дом бытия", а какова речь – таково и бытие…

Если кто-то хочет казаться или быть маргиналом, то он имеет на это полное право. В конце концов, даже в театрах должны быть туалеты. Главное помнить, что в отхожих местах не принято задерживаться надолго и здороваться за руку…

Александр Фельдман, народный депутат Украины, учредитель Института прав человека и противодействия экстремизму и ксенофобии, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)