Дедлайн для репрессий

28 просмотров
Вторник, 21 декабря 2010, 15:06
Андрей МиселюкАндрей Миселюк
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

"Уже со второй декады декабря Запад уйдет с головой в подготовку и празднование Рождества. Украинцы тоже будут жить подготовкой к рождественским и новогодним праздникам. И потому ни Запад, ни общество не будут активно реагировать на любые репрессии против лидеров оппозиции".

Как представляется, именно такой была логика правящей команды, когда 10 декабря была дана отмашка ГПУ на запуск конвейера уголовных дел против оппозиционеров.

Что ж, похоже, рождественско-новогоднего затишья не будет. Впереди еще три недели активных действий против оппозиции. Действий, все более подпадающих под определение "беспредел".

Тотальный страх

Глядя на то, что власть делает с оппозицией, многие обескуражено пытаются найти ответ на вопрос: почему?

Почему власть реанимирует дела против активистов акции "Украина без Кучмы" десятилетней давности, зачем регионалы устраивают жестокое избиении депутатов-бютовцев прямо в сессионном зале парламента, а их "спикер-регулировщик" Чечетов отрицает это?

Почему у Тимошенко взята подписка о невыезде аккурат накануне ее встречи с представителями ЕС? Почему арестован бывший министр ее правительства Филипчук, а его коллеге – Луценко – пытаются "впаять" 12 лет.

Отсутствие у власти каких-то поддающихся анализу рамок действий против оппонентов можно объяснить тем, что главное предназначение этой волны "террора" – не конкретные уголовные дела против конкретных лидеров оппозиции.

Они призваны посеять страх. В первую очередь, в среде тех, кто способен критически оценивать действия власти и оказывать ей сопротивление.

Под эту категорию попадают, помимо вождей оппозиции, потенциально опасные для власти люди – лидеры организованного протеста предпринимателей на Майдане-2, свободомыслящие журналисты, руководители не подконтрольных власти общественных организаций.

Страх – это инструмент, с помощью которого можно эффективно манипулировать людьми и подавлять сопротивляемость.

Разум не контролирует страх. Он не поддается логике. Для насаждения тотального страха нужны "нелогичные", "абсурдные" действия эпизоды – такие как кровавое побоище в парламенте, визиты сотрудников спецслужб к ректорам вузов, вызовы на беседу журналистов и тому подобное.

Налицо четкая логика действий манипуляторов, пытающихся контролировать поведение ключевых – в данном случае политические активных и при этом не вполне лояльных – групп в обществе.

Задача нынешней волны преследований против широкого круга "инакомыслящих" – запугать, заставить молчать и стать вынужденно лояльными действующему режиму.

Важнейшей "целевой аудиторией" являются журналисты из авторитетных изданий, которые регулярно транслируют критические оценки действий власти.

Эта группа является для лубочной картины "режима, который улучшает жизнь уже сегодня" одной из самых больших угроз.

В то время как правящий режим успешно поставил под контроль вертикаль исполнительной власти, ситуацию в парламенте и контролирует судебную власть, существование таких очагов сопротивления является болезненным раздражителем. Поэтому режим делает все для того, чтобы их нейтрализовать.

Основных инструментов выполнения этой задачи у режима два: запугивание и подкуп. Тех, кого нельзя подкупить имеющимся широким арсеналом средств, пытаются запугать. При этом выбирают наиболее авторитетных, "знаковых".

По закону стаи: удалось нейтрализовать вожака – можно взять всю стаю под контроль и управлять ею. Конечно, в СБУ понимают, что у журналистов "стадный инстинкт" слабее – уровень независимости от "вожаков", способность принятия самостоятельных решений у них на несколько порядков больше.

Но силовики – СБУ, отдельные сотрудники МВД и другие – работают с применением основных законов манипуляции.

Схема проста: сначала создать проблему в виде не поддающихся пониманию с точки зрения логики претензий к наиболее знаковым "проблемным" журналистам (проблема с идентификацией личности, обыск автомобиля, провокационные высказывания и так далее), а затем исключить возможность обозначить проблему и вывести ее в категорию рационального. И воспользоваться растерянностью и замешательством в целевой группе.

Утро после рождественской сказки

Можно спрогнозировать, что запущенный после 10 декабря маховик репрессий остановит свое движение не раньше окончания долгих новогодне-рождественских праздников – 10 января.

Запад не сможет сохранять приличную мину при откровенно грязной игре украинской власти. Понятно (и наверняка это тоже учитывалось инициаторами "месячника Больших Репрессий" при организации акции), что Америке с Wikileaks еще долго будет не до тонкостей в мотивациях украинских лидеров.

Однако тональность последних заявлений официальных представителей ЕС и США по поводу дела Тимошенко говорит о том, что на события в Украине сквозь пальцы не смотрят. И смотреть не будут.

Впрочем, все покажет то, как решится вопрос о выдаче/невыдаче Данилишина. По чешским законам этот вопрос должен быть решен до конца февраля следующего года. Если Чехия откажется выдать бывшего министра, значит, Рубикон перейден – Запад изменил свое отношение к режиму Януковича.

В экономическом отношении это проявится в прекращении его кредитования.

Это единственный аргумент, который понятен Януковичу и он будет просто вынужден провести коррекцию своей линии. Потому что позволить себе действовать так, как действует он сейчас, может только глава самодостаточной, успешно развивающейся страны. Но не президент, который за 10 месяцев своей власти увеличил внешний госдолг на треть.

Экономические "успехи" режима умножают недовольство этой властью, которое постепенно, но неуклонно зреет. Помимо финансовой удавки Запада, масштабный общественный протест – это второй гигантский страх Януковича.

Чтобы не допустить его материализации и ведется нынешняя работа – против бывших кумиров улицы, против потенциальных новых вожаков, и просто против инакомыслящих.

Однако своими неуклюжими действиями "слона в посудной лавке" власть только приближает "оформление" этого протеста в реальные формы.

Андрей Миселюк, журнал "Эксперт", специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)