Готов участвовать в бессрочном Майдане. Деньги не предлагать
"Сна нет – есть сон лет,
Кино кончилось давно…" Виктор Цой
Совокупный исторический опыт человечества предоставил политической науке право на нескрываемый скепсис. А именно – неутешительно оценивать перспективы Украины в плане бескровного обретения политической независимости и построения полноценного государства.
Однако упоминание о таком вердикте, абсолютным большинством политических игроков Украины всегда почему-то воспринималось как жест дурного тона и неуместное пророчество Кассандры.
К сожалению, политическая сфера – слишком сложный организм: его невозможно загипнотизировать мантрами в духе легковесного припева "ха-ра-шо, все будет хорошо – я это знаю". А после бесцеремонного разгона протестующих предпринимателей и проламывания голов 16 декабря в сессионном зале Верховной Рады, даже безукоризненный антидепрессант, в виде повторения слов "халва-халва", уже оставляет на губах солоноватый привкус крови.
Трудно сказать, почему события разворачиваются по принципу самолета, потерявшего управление и свалившегося в фатальное пике.
Ведь в партии власти немало влиятельных прагматиков, способных осознать, что на пепелище победителей не бывает – там все погорельцы.
Однако последнее слово оказалось за персонажами в стиле Шарикова из "Собачьего сердца" и Шуры Балаганова из "Золотого телёнка". Ключевой недостаток таких особей метко определил Остап Бендер: "Вам, Шура, идей не хватает".
В принципе, этот диагноз не оскорбителен и не унизителен. Но какая-то болезненная гордыня, в виде гиперкомпенсации, толкает шариковых и балагановых на неуёмный акционизм. Подобно обезумевшей обезьяне, они мечутся с гранатой в руке туда-сюда.
И, в конце концов, общественная ситуация взрывается…
За державу обидно
Современное украинское общество буквально обречено на очередной Майдан.
Причем бессрочный – вплоть до безусловного удовлетворения не только всех требований Майдана-1, но и некоторых новых. Как-то: определения всех шариковых – в псарни, а балагановых – в цирковые труппы.
Причиной безальтернативности нового Майдана является не столько хамство зарвавшихся выскочек, сколько генетическая неспособность нынешней власти к эффективной политико-управленческой работе.
Весь профессионализм этих "работяг" сводится к растаскиванию госсобственности и госбюджета.
Не спорю: здесь тоже нужны некоторые таланты. Но говорить о них вслух, а тем более преподносить в качестве особо ценного для страны качества – в приличном обществе не принято.
Результаты этой неуёмной клептомании уже не первый год удручают цивилизованный мир. К примеру, если в странах Евросоюза соотношение доходов богатых и бедных людей составляет 7:1, то в Украине это соотношение колеблется в пределах от 70:1 и до 120:1. При этом следует учесть, что соотношение 12:1 считается критическим, означающим угрозу социального взрыва.
Так что удивляться следует не новому Майдану, а тому, что в этой стране до сих пор ещё сохранялось относительное спокойствие.
К слову, при всей словоохотливости, субъект, выполняющий роль "регулировщика" в нынешнем парламенте, всякий раз стыдливо умалчивает о том, что в его бытность "смотрящего" за Фондом госимущества, три четверти госпредприятий разошлись по "своим рукам" за смешные 18 миллиардов гривен.
Для сравнения: повторная приватизация "Криворожстали" принесла в бюджет страны более 24 миллиардов, а частица этого предприятия в совокупном балансе госсобственности составляла менее 1%.
Таким образом, по самым скромным прикидкам "испарилось" около 150-и миллиардов долларов.
В сравнении с этой суммой, натужные попытки преподнести выплаты пенсий за счет денег от Киотского протокола предыдущим правительством в качестве злостного преступления, смахивают на откровенную попытку "развести лохов".
Как убежденный демократ, не могу отрицать право жить по принципу "без лоха и жизнь плоха". Но в не меньшей мере признаю за каждым право не быть лохом.
Не быть лохом – это обладать умением производить хотя бы простейшие логические операции и арифметические действия.
Например, задуматься над тем, почему год назад организаторов и подрядчиков строительства стадиона "Олимпийский" обвиняли в миллиардных приписках, а сейчас, взяв этот процесс под свой контроль, праведный гнев сменился на милость? И не слышно даже намёков на корректировку сметы в сторону её уменьшения?
Для тренировки сообразительности можно поразмыслить и над тем, чего стоит приснопамятное "улучшение жизни уже сегодня", если копеечные повышения зарплат и пенсий никак не покрывают прожорливой инфляции? Или вот ещё: зачем "сокращать госаппарат", если его обслуживание в следующем году обойдётся госбюджету без малого в полтора раза дороже?
Нельзя сказать, что озарение вмиг снизошло на всех сограждан. Но процесс трезвого восприятия действительности неумолим: сокращение уровня доверия к президенту и ВР составляет 3-5% ежемесячно. С такими темпами антирекорд Ющенко вскоре может быть побит.
Народ ропщет, бросая недоброжелательные косяки, в основном, в сторону президента, осознавая, что парламент нынче выполняет сугубо декоративную функцию. Чисто по-человечески сограждан понять можно. Но даже бедственное положение не должно давать повода для субъективизма и передёргивания фактов.
Будем объективны – к Януковичу не должно быть никаких претензий: да, он обещал "всех услышать", но он и словом не обмолвился, что будет делать именно по-вашему.
Мы тоже не будем излишне тактичны на нашем тернистом пути
Сегодня это может показаться невероятным, но власть, сконцентрировавшая остриё своего внимания на уничтожении Тимошенко, вскоре может быть вынуждена умолять её восстать из пепла. Дабы не иметь дело с новым форматом оппонентов, для которых само упоминание о компромиссе вызывает нервную дрожь.
Да и сама ситуация может зайти "так далеко", что никакие тактические рокировки окажутся невозможными.
Причина даже не столько в "скромных" аналитических способностях новоявленной знати, сколько в том, что она чересчур уверовала в чудодейственную силу политтехнологического шулерства. И при этом не понимает, что, в условиях ускоряющейся социально-политической динамики, степень эффективности подобной суеты оказывается приблизительно такой же, как влияние припарок на мертвого.
Власти также не следует питать особых иллюзий по поводу скрупулезного выполнения приказов людьми в погонах. Нет, "человек с ружьем", конечно же, возьмет под козырек. Но участвовать в чем-то, хоть отдаленно напоминающем "мокруху", не захочет по многим причинам.
Во-первых, любимой эротической фантазией многих людей в погонах является конвоирование тех, кто сегодня наделен полномочиями отдавать им приказы.
Во-вторых, самым сложным приказом, который наши военнослужащие выполняли в течение предыдущих 20 лет, был "сбегай за бутылкой!"
В-третьих, 90-95% профессионалов на сегодняшний день находятся не в силовых структурах, а на гражданке. Поэтому играть с огнем, в лице такого "цивильного контингента" – себе дороже.
Настоящие профессионалы, хоть и с еле скрываемым раздражением, но все же, пока что выдерживают паузу. Они смотрят на происходящее, как на детский сад с элементами спонтанного психоза. И четко осознают, что такие издержки инфантилизма "перевоспитываются" буквально в течение получаса – подобно тому, как это было 27 декабря 1979 года с дворцом Амина в незабвенном Кабуле.
Тот, кто утверждает, что на политической карьере Тимошенко поставлен крест, обманывает либо себя, либо других: Юлия Владимировна даже после нескольких лет карцера будет живее всех живых.
Но некоторые существенные элементы новизны в нынешней ситуации все же просматриваются.
Сегодня ЮВТ уже не определяет политическую повестку дня. Скорее наоборот: повестка дня определяет Тимошенко, точнее, ультимативно определяет всё и вся – включительно с Тимошенко, и со всеми теми, кто чувствует в себе силы и призвание привести эту страну к общему знаменателю здравого смысла.
И не беда, что кто-то переоценивает свои возможности и будет вынужден сойти с дистанции. Новая политическая повестка дня имеет практически неограниченные возможности рекрутировать под свои знамена все новых и новых неофитов.
Полагаю, никого не надо убеждать в том, что ускоренная ротация кадрового состава для застоявшегося политического болота Украины – это величайшее благо.
Выше нос, господа, – сегодня первый день остатка нашей жизни!
Зореслав Самчук, замдиректора Международного института гуманитарних технологий, специально для УП