Украинская геополитическая стратегия. Нейтралитет
Политика разновекторности, попытка двигаться сразу в двух направлениях – и "в Европу", и "поближе к России", пока не принесла ощутимых дивидендов Украине ни на внешней арене, ни внутри страны. Рассмотрим еще один вариант.
Последние несколько лет в Украине тезис о нейтралитете во внешней политике стал необычайно актуальным. Это привело к значительной вульгаризации самого понятия: под "нейтралитетом" понимают исключительно неучастие в военных блоках, и, своего рода, изоляция от любой интеграции.
Приблизительно такую альтернативу одновекторности видит часть современного украинского истеблишмента. Вот только подобный латентный нейтралитет может привести к серьезным международным последствиям для Украины. Ведь таким образом, страна просто выпадает с мирового политического пространства.
Почему выпадает? Вовсе не из-за нейтралитета, как такового. Скорее, из-за отсутствия позиции, и элементарной лени и брака креатива в переговорном процессе. Добавьте сюда еще и неумение расставлять приоритеты и генерировать идеи.
Нейтралитет, на самом деле – очень сложная материя, требующая дальновидного просчета и доминанты национального интереса во всех поднимаемых вопросов. Ситуативность в данном случае злейший враг, который, убивая системность в действиях, ставит под сомнение сам факт нейтралитета. Здесь нужна последовательность.
Но все же, если сценарий латентного нейтралитета все-таки будет реализован и превращен в общегосударственную геополитическую стратегию, какие выгоды возможны, в таком случае, для Украины?
– Шаткая безопасность, которая под действием разных факторов может разрушиться. И нейтралитет, соответственно, потребует корректировок.
– Возможность для условной экономической независимости и установления своих "правил игры" в экономической сфере. Это выгодно финансовым группам, но далеко не населению.
– Выигрыш фактора времени для определения своей будущей геополитической стратегии.
Как видим данная стратегия скорее временная, чем постоянная и более выжидательная, чем целенаправленная. В то же время, количество рисков её реализации от этого не уменьшается.
Их можно свести к следующим тезисам:
– Полное геополитическое затмение, изоляция от центров принятия решений.
– Экономическая закрытость и/или ситуативность, что ставит под сомнение эффективность финансовых показателей страны.
– Отведение роли геополитического "флюгера" в мире, чью позицию можно "купить" за экономические или политические преференции.
Способы управления подобными рисками
Все они указывают на формулировку принципиально новой стратегии, отведенной под отдельный сценарий.
Очевидно, что для Украины принадлежность к той или иной сфере влияния (США, Россия) является губительным, а перспективы вступления в ЕС как таковой на сегодняшний день нет. Поэтому необходимо становиться на путь поиска другой стратегии геополитической деятельности. Логично, что она требует критерия эффективности, так как в других сценариях – это некая цель и предшествующая ей интеграция.
В нашем же случае, подобным критерием может стать национальный интерес, который диктует подход к каждой отдельной ситуации, исходя из него. Это позволяет не акцентировать внимание на идеологическом грунте, и извлекать максимальную выгоду для своей страны.
Принципиальное отличие подобной стратегии от стратегии латентного нейтралитета заключается в том, что сохраняется принцип интеграции. Но интеграции всеобщей и избирательной, в зависимости от соответствия национальным интересам.
Практически это реализуется путем выстраивания приоритетов для экономического, политического и культурного развития страны, и соответствующего налаживания отношений с разными полюсами, путем методов сложного компромисса и переговоров.
Какие факторы работают в пользу данной стратегии?
1. Идеологический, культурный, экономический и другой плюрализм. Данный фактор присутствует в нашей стране и априори требует компромиссного подхода.
2. Экономический потенциал Украины. Требует специфических методов для своей реализации. А именно – ориентации на разны рынки.
3. Географическое положение Украины. Обусловливает сложную геополитическую идентификацию, и одновременно – колоссальные транзитные возможности.
Ресурсы для реализации данной стратегии
Реформистский ресурс. Проведение комплексных реформ в разных сферах общественной жизни, которые бы обеспечили возможность для проведения продуктивной всеобщей внешней политики. К этому относиться и модернизация производства, и создание рабочих мест, и повышение конкурентоспособности Украины.
Политический ресурс. Объединенная и сплоченная работа всех органов власти, обеспечивающая реализацию данной стратегии.
Информационный ресурс. Проведение массовой информационной кампании, направленной на разъяснение сути новой стратегии. Формирование позитивного общественного мнения, а также взаимодействие с гражданским обществом.
Дипломатический ресурс. Создание компетентного и профессионального дипломатического корпуса, способного достигать максимальных результатов во всех возможных международных ситуациях.
Тем не менее, реализация данной стратегии так же влечет за собой достаточное количество рисков. Это требует их соответствующей оценки.
Политически риски
Довольно высока вероятность осуществления политического давления на Украину со стороны всех геополитических игроков, что требует принятия соответствующих мер.
Способы управления. В первую очередь, это формирование собственного доказательного инструментария в переговорном процессе, позволяющем отстаивать свою позицию. Кроме того, для поддержания политической независимости, Украина не должна избегать участия и проявления инициативы во всех глобальных международных проектах, которые носят для нее выгодный характер.
Создание позитивного, максимально прагматичного и надежного образа Киева на международной арене – лучшая гарантия успеха.
Экономические риски
Формируются вокруг проблемы конкурентоспособности Украины в экономической сфере, так как завышенные амбиции, фактически, обеспечивают фиаско, без возможности реализовать свой потенциал.
Способы управления.В данном случае, стоит сделать серьезный акцент на финансовую составляющую, так как повышение возможности Украины в экономической сфере требует серьезных капиталовложений.
Процессы модернизации стоит регулировать вплоть до законодательного уровня. Именно законами необходимо предписать обязательное проведение массовой модернизации, и повышение роли государства в сферах, где требуется подъем производства.
Повышение же доходной части бюджета, безусловно, наталкивает нас на налоговую сферу, которая должна быть оптимизирована под возможности общества и потребности государства.
Культурные риски
Таковых в международном формате нет.
Стратегия продуктивного нейтралитета подразумевает сохранение национального формата культуры, и образование с доминированием собственной модели.
В то же время, риски возникнут на внутреннем фронте, который потребует ответов на культурные и исторические вопросы, в связи с новой геополитической доктриной.
Способы управления.Глобальный социальный консенсус, который необходимо найти в обществе, сопровождаемый глобальной информационной кампанией.
Замена стереотипов общества – реальным планом действий.
Объединение страны на базе общего будущего, а не прошлого.
Поиск внутреннего политического компромисса.
Уход от радикальных культурных инноваций.
Такими общими тезисами можно охарактеризовать последнюю геополитическую стратегию, которую возможно реализовать в Украине.
Как видим, её воплощение требует серьезных ресурсов и высокого уровня политической культуры. В то же время, возможности, которые она открывает, предоставляют Украине шанс найти свое место в мире.
Универсальной стратегии развития внешней политики Украины быть не может.
Факт лишь одни – она нужна. Поскольку ситуативность и хаос в действиях на международной арене могут стоить Украине многого – её будущего.
Виталий Филипповский, политический аналитик, специально для УП