Морское пиратство: есть ли проблема для Украины?

242 просмотра
Четверг, 04 ноября 2010, 15:43
Максим Будаков
кандидат юридических наук

Еще раз поднять тему такого экзотического преступления, как морское пиратство, меня заставил последний захват и счастливое освобождение суден "Lugela" и "Beluga Fortune" с украинским экипажем. В этот раз пираты ушли "ни с чем", решив, видимо, не связываться с командой, которая предусмотрительно забаррикадировалась в машинном отделении.

В этот раз такой, весьма своеобразный, способ защиты от морских разбойников сработал.

А завтра?!..

Завтра пираты попробуют силой достать экипаж. Или просто потопят судно. И новые человеческие жертвы лягут неизгладимым пятном на репутацию мирового сообщества, которое не в состоянии справиться с проблемой морского пиратства.

О масштабах проблемы говорят такие цифры. По данным Международного морского бюро, только в 2009 году в мире произошло 406 пиратских захватов суден с 1052 членами команд на борту. За первый квартал 2010-го года - 67, полностью за год статистика пока отсутствует. Восемь моряков были убиты и 68 получили ранения. 217 попыток захвата предприняли сомалийские пираты.

Экономические потери от морского пиратства исчисляются миллиардами долларов. Сюда входят и суммы выкупов, страховка, простой судна и утрата груза и так далее.

Это в мировых масштабах. Что же для Украины?

Для нашей страны проблема просто громадная. Тысячи экипажей, состоящие из наших с вами соотечественников, бороздят воды мирового океана на иностранных суднах. Шанс попасть в руки к пиратам у украинцев, пожалуй, наибольший, чем у представителей других народов.

И дело совсем не в нашей уникальности. Как раз наоборот. Сотни тысяч украинцев, получив отменное судоходное образование в наших ВУЗах, не имеют возможности устроиться на работу по специальности в Украине. Работа на иностранных судах - это единственная возможность прокормить свои семьи.

Таким образом, именно наши соотечественники представлены в основной массе в мировом судоходстве. Соответственно, именно они и являются "группой риска".

В 2005 году мне посчастливилось стать одним из участников операции по освобождению из пиратского плена судна "Панагия" с 22-мя украинцами на борту. На тот момент это был первый в истории независимой Украины резонансный захват морскими пиратами в заложники экипажа, который состоял исключительно из граждан нашего государства.

Что же изменилось с того времени в правовом и организационном плане для решения проблемы пиратства - и в мире, и в Украине? И какие рекомендации можно было бы сделать, исходя из собственного опыта освобождения судна?

Попробуем смоделировать основные направления работы по борьбе с пиратами.

1. Опыт успешного освобождения моряков судна "Панагия" позволяет сделать вывод, что для адекватного реагирования на захваты важна, прежде всего, координация и централизация усилий государственных органов в сфере борьбы с морским пиратством. При этом указанный механизм должен работать на постоянной основе, а не только во время очередного захвата.

В случае с освобождением "Панагии" упомянутый механизм удалось наладить в "ручном режиме", во многом благодаря личной роли и влиянию тогдашнего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Анатолия Кинаха и руководству аппарата СНБО. Речь идет, прежде всего, о получении необходимой информации от основных государственных органов Украины - Службы безопасности, внешней разведки, Главного управления разведки МО, Минтранса.

2. Налаживание необходимых информационных потоков - основа удачного освобождения моряков. И будет неправильным говорить о том, что государство не должно участвовать в подготовке и процессе переговоров с пиратами, как заявляют отдельные политики. Такое участие обязательно должно быть. Однако оно должно сводиться не к сбору денег, как этот пытаются представить некоторые эксперты, а к содействию решению главной задачи - освобождению граждан Украины. Не это ли основная функция государства?

3. Личный опыт проведения самой операции по освобождению дает также основание заключить, что успех во многом зависит от четко спланированной работы с родственниками захваченных моряков.

Отсутствие надлежащего информирования родственников о ходе переговоров, отсутствие целенаправленной психологической работы с ними - приводят, в частности, к обоснованным с их стороны акциям протеста и заявлениям о бездействии власти.

При этом абсолютно понятной и оправданной является их реакция. Ведь в условиях, когда судовладельцу выгоднее не вести изнурительные переговоры с пиратами, а "забыть" об экипаже и судне и получить страховку, отсутствие какой-либо информации порождает слухи и панику.

4. Отдельного внимания заслуживает роль средств массовой информации. Опыт вызволения судна "Панагия" ярко демонстрирует определенную деструктивную роль отдельных представителей СМИ в проблеме освобождения заложников. К сожалению, в погоне за "горячей новостью" отдельные журналисты допускают некорректные формулировки и перекручивание фактов. А это дезорганизует переговорный процесс.

Приведу один пример.

В середине ноября 2005 года, когда процесс "устыковывания" с пиратами суммы выкупа за судно "Панагия" фактически завершился (а это именно долговременный "процесс" для мусульман-пиратов), в одной из украинских газет выходит сообщение следующего содержания, привожу в сокращенном виде: "Пиратами захвачено судно "Панагия". Государственные органы не проводят никакой работы. Судовладелец планирует передать пиратам 700 тысяч долларов США". Обозначенное сообщение ретранслируется BBC Somalia. После чего пираты, ссылаясь на обман с суммой выкупа с нашей стороны, запугивают капитана судна расстрелом и прекращают переговоры на неделю.

Через неделю переговорный процесс начинается с чистого листа...

Указанный пример не говорит о том, что СМИ категорически нельзя допускать к переговорному процессу. Однако важно замкнуть информационные потоки на первоисточник - группу по освобождению. Еще хочу отметить психологический подход к решению проблемы. Большинство журналистов, в случае правильной аргументации со стороны уполномоченного на общение со СМИ представителя, послушаются обоснованного совета не публиковать "сенсационную информацию", поскольку сами являются родителями и понимают, что такое подвергать опасности собственных детей.

Однако все, что было сказано, касается действий исключительно в случае, когда сам захват судна уже произошел.

Это - важные составляющие механизма борьбы с пиратством, однако, далеко не главные. Усилия власти, на мой взгляд, должны быть направлены в большей степени на проведение плановой работы по предотвращению пиратских захватов.

В борьбе с пиратством роль государства Украина должна сводиться к совместным международно-правовым усилиям с ведущими государствами мира. Однако, к сожалению, усилия самого мирового сообщества во многом направлены не на ликвидацию причины пиратства в Сомали как такового, а на борьбу с последствиями в виде захватов суден.

Исходя из определенного опыта изучения проблемы морского пиратства, возьму на себя смелость сделать вывод: первоосновой является урегулирование ситуации в Сомали. Страна пребывает в состоянии гуманитарной катастрофы, поэтому население с целью выживания вынуждено заниматься пиратским промыслом. Это глобальный уровень проблемы, находящийся в компетенции Совета безопасности ООН.

Так почему бы Украине не стать если не инициатором процесса восстановления порядка в Сомали, то хотя бы активным его участником?

Максим Будаков, кандидат юридических наук, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)