Контекстная реклама для украинской власти

49 просмотров
Среда, 24 ноября 2010, 12:28
Саммит Украина-ЕС закончился. Его результаты - шанс для Украины усовершенствовать свою европейскую информационную стратегию.

Все 19 лет наша страна пребывает на Европейской арене, руководствуясь логикой "в чем моя выгода?". Но в современном взаимозависимом мире, где властвуют свободные медиа и отсутствуют границы, нужно мыслить иной категорией - "где моя, там и твоя выгода".

Украина пока - вне европейского контекста. Мы хотим отмены виз и свободной торговли, они - безопасности, гарантией чего может стать только по-европейски демократическая Украина.

Европейцы каждый раз демонстрируют нам, как надо вести информационную политику, говоря при встрече с нами именно о наших, а не о своих проблемах - выборы в Украине, свобода слова, демократия. И нам вроде как приятно - кажется, что они занимаются решением наших проблем.

А мы говорим об их проблемах? Мы помогаем Европе справиться с вызовами, которые стоят перед ней?

Украина как одна из крупнейших стран Европы обязана принимать участие в публичной европейской дискуссии касательно новых поправок к Лиссабонскому договору, проблем с национализмом на севере Европы, целесообразности создания Средиземноморского союза на юге континента (кстати, конкурента "восточноевропейскому партнерству").

В конце концов, обсудить продовольственную стратегию, тем более с точки зрения перспектив зоны свободно торговли, и даже тенденции на выборах, в особенности, в контексте роста популярности ультраправых.

А пока нас просто нет в европейском контексте. Поэтому и нас нет в их повестке дня.

Необходимым признаком любой информационной политики является ее обращенность, адресованность - без слушающего нет и говорящего.

Вместе с тем, всякое высказывание обретает смысл только в контексте. Это все фундаментальные принципы теории коммуникации.

Выходит, они об этом знают, мы - нет.

Не зная европейской информационной культуры, не войдя публично в их контекст, Украина сталкивается с проблемой критического несовпадения кодов - нашего и европейского.

Коммуникационная идентичность любого сообщества основывается на разделении представителей всех культур на "своих" и "чужих". Если у тебя нет ключа к системе - ты "чужой".

В Европе наблюдаются, как минимум, две коммуникационные идентичности - северная и южная, с которыми имело бы смысл познакомиться гораздо ближе.

Нет такой национальности "европейцы", нет такого центра принятия решений - "Брюссель". Есть много народов и представляющих их партий. И все они разные.

С целью построить эффективную коммуникацию с Европой имеет смысл признать, что, как минимум, два европейских региона фундаментально отличаются друг от друга, имеют диаметрально противоположные потребности в информации.

С точки зрения массовой коммуникации, Север и Юг Европы - разные культуры восприятия и передачи информации. Различия между латинской и протестантской медиа-цивилизациями существенны. Сердце Юга - средиземноморская традиция. Сердце Севера - лютеранские мини-группы и их ценности. Эти два региона несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, религии.

Люди этих цивилизаций по-разному смотрят на отношения Бога и человека, индивида и группы, гражданина и государства, родителей и детей, мужа и жены, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии.

У них разные представления о внешней политике, в частности, о роли и месте Восточной Европы в их жизни. Эти различия складывались столетиями. Они не исчезнут в обозримом будущем.

Френсис Фукуяма в своей книге "Доверие" обозначил отличительные черты средиземноморский "фамилистической" (то есть семейной) группы. Это сплоченность, важность статуса, ранга, государственной должности, господство вертикальной коммуникации.

Сегодня Юг Европы - классическая "индивидуалистическая коммуникация".

Север Европы - "групповая" или горизонтальная коммуникация.

Знаем ли мы в деталях с какими группами или "семьями" имеем дело, обращаясь к европейцам?

Кроме "группового", есть масса других контекстов, которые определяют характер коммуникации с международной целевой аудиторией: моно- и полиактивные, имплицитные и эксплицитные, мужские и женские и так далее.

Другими словами, мы говорим о необходимости проведения информационной политики, вместо создания "позитивного имиджа".

Готовясь к подписанию важнейших для себя документов, Украина должна работать в европейском контексте, а не в своем. Ведь только то, что станет взаимовыгодно и понятно "маленькому украинцу" и "маленькому европейцу" - моментально станет выгодным высшим чиновникам ЕС.

При Госдепе США успешно работает "Подразделение стратегических коммуникаций", которое формирует постоянную информационную политику за рубежом. В Германии - спецведомство с 500 сотрудниками Федерального правительства по работе со СМИ (иностранными в том числе), в Израиле - Министерство в вопросах пропаганды и диаспоры, в России - Фонд поддержки публичной дипломатии.

Смысл понятен.

От имиджевых туристических роликов и солнечных логотипов Украине нужно на 20-том году жизни переходить на профессиональную международную информационную политику.

Пока же наш "Укринформ", который вроде и должен отвечать за это направление, в сравнении с глобальными информационными игроками - Запорожец на трассе Формулы-1.

К сожалению, это госагентство не использует и десятой части возможностей, которые предоставляют нам знания о конкурентоспособной коммуникации и свободных медиа.

Информационная политика страны - плоть от плоти маркетинговой деятельности или "контекстной" рекламы, если хотите. Только так, да еще имея политическую волю государства, можно рассчитывать на понимание со стороны ЕС наших потребностей в отмене виз и выгодных условиях для торговли.

Андрей Загородский, совладелец коммуникационного бизнеса, директор агентства "Overbrand", для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)