Дилеммы украинской идентичности: между шовинистами и "аватарами"…

54 просмотра
Четверг, 07 октября 2010, 14:35
Александр Фельдман
избирался народным депутатом Украины от БЮТ, сейчас - член Партии регионов
Сегодня мы являемся свидетелями того, как меняется фундамент европейской политики и обновляется ее идейная повестка, долгие десятилетия считавшаяся фундаментальной.

Из-за увлеченности глобализацией экономики, множество неожиданных вызовов Европа "проспала" в сфере глобализации культуры и теперь новым поколениям европейских лидеров придется разрешать противоречия более сложные, чем гармонизация санитарных стандартов и налоговых норм.

Классические национальные правовые системы Европы формировались вокруг идей отделения светского права от религиозного, а государства от церкви. Примат индивидуальных прав и свобод человека в политической, экономической и социальной сферах, последние 50-60 лет был стержневой основой политических идеологий в Европе.

С этих позиций реформировалась внутренняя политика, создавались общеевропейские институции, критиковался т.н. "советский строй" и становление демократии в постсоветских странах.

Но последние 10-15 лет миграции, привнесли в Европу совершенно иные ценности и идентичности, которые не всегда согласуются с традиционно европейскими.

Для "новых европейцев" определяющими являются не индивидуальные, а групповые права на "сохранение традиции". Базовой идентичностью здесь стала не гражданская, профессиональная и политическая, а этнокультурная и религиозная.

Лучше всего эту тенденцию отражают бурные дебаты вокруг неполиткорректных карикатур в либеральных СМИ, споры по поводу строительства мечетей и прав на ношение "хиджабов" в общественных учреждениях.

Традиционные европейские социально-экономические дискуссии постепенно морально устаревают, а на их место выходят проблемы интеграции национальных и религиозных меньшинств, вопросы интеграции мигрантов, защита прав человека и пр.

На фоне кризиса европейской идентичности, как таковой, а также в результате конфликта идентичностей между старыми и новыми гражданами Европы, происходит, с одной стороны, рост нетерпимости, а с другой, появление разнообразных организаций, которые можно назвать партиями культурных, этнических, религиозных, гендерных идентичностей.

Картина усугубляется еще и изменениями в структуре европейской политики. Если раньше она была эластична, подвижна и обладала высокой способностью к сглаживанию противоречий, то сегодня, "европейская бюрократия" как в отдельных странах, так и на уровне ЕС подменила собой "европейскую политику", что не замедлило сказаться на скорости и адекватности политических реакций.

Бюрократическая прагматика требует строгого соблюдения инструкций и указывает на их несоблюдение, но не более того.

Именно поэтому "глубокая озабоченность" Европарламента, сделавшего замечание Франции по поводу депортации ромов, вызвала только словесную перебранку с высокопоставленными французскими чиновниками, но не смогла даже поставить процесс "на паузу".

Сами европейские либералы и социал-демократы попали в сложную идеологическую ситуацию сначала по результатам экономического кризиса, а затем перед возрождением право-консервативных ценностей. Оказалось, что привычные системы идейных координат по линии "левые-правые", "равенство-свобода" и пр. стали терять свою убедительность в глазах избирателей перед антилиберальной риторикой и ультраправой логикой "свой-чужой".

Все эти тенденции будут иметь последствия не только в вопросах европейской интеграции Украины, но и найдут отражение в нашей внутриполитической сфере.

Нынешние "ломания копий" вокруг законопроекта "О языках в Украине" показали, что культурно-языковые вопросы начинают "созревать" для того, чтобы в один прекрасный момент занять одно из центральных мест во внутриполитической повестке Украины. За этим вопросом обязательно последуют еще религиозные, этнонациональные, культурно-бытовые и др.

На сегодняшний день, по данным последней Всеукраинской переписи населения, около 22% населения составляют представители национальных меньшинств.

На территории нашей страны проживают представители свыше 130 национальностей.

Религиозный и конфессиональный состав украинского общества также является уникальным по своему многообразию. Сюда же следует добавить фактор идейно-политической многоукладности Запад-Центр - Восток-Юг, которая за последние 5 лет стала еще более ощутимой.

Одного только этого вполне достаточно для того, чтобы поставить вопросы идентичности и этнонациональной политики в качестве стратегически актуальных для Украины.

Варианты решения культурно-политических противоречий, которые публично предлагаются украинскими крайне правыми и о которых непублично говорят отдельные лидеры национал-демократической оппозиции - это именно тот "кривой путь", который завел Старую Европу в ее нынешний тупик.

Это варианты для выборной борьбы и игры на эмоциях избирателей, а не для обустройства Украины.

Первый приемлемый сценарий для Украины - вместе с Европой, преодолевая кризисы, начать поиск ответов на вызовы культурной глобализации и попытаться сформировать такую идентичность, которая не будет ни антилиберальной, ни националистической.

Как этого добиться на практике, пока никто толком не знает, но очевидно, что целью и результатом должно стать формирование диалоговой и консенсусной культуры, в широком смысле этого слова.

Если нам удастся продвинуться в этом направлении, то из проблемного объекта евроинтеграции Украина может превратиться в продвинутый субъект европейской политики.

Можно начать с того, что сделать вопросы идентичности и этнонациональных отношений предметом целенаправленного мониторинга, на основе которого затем можно будет делать адекватные концептуальные обобщения и доктринальные разработки.

Ведь сегодня, к сожалению, никто в Украине не сможет ответить на вопрос - какие именно стратегии интеграции реализуют этнические общины, в чем их специфика, какие из них успешны, а какие нет?...

Это не только познавательно, но и важно.

Второй сценарий - в своих же собственных интересах, попытаться самостоятельно упредить углубление существующих и возникновение новых противоречий.

Для этого нужно, как минимум, "вернуть" этнонациональную политику и политику идентичностей в систему приоритетов государственного строительства, сделать ее предметом обсуждения и консенсуса, хотя бы среди экспертов и части политиков.

Далее, сориентировать на преодоление уже существующих рисков и угроз, перестроить на принципах управляемости и прогнозируемости, четко определить "штабную структуру", управленческий и экспертный состав, новое нормативное поле и обеспечить стабильность функционирования.

Это будет важный шаг на пути "укрепления Украины изнутри", т.е. формирования такой этнонациональной политики, которая станет инструментом развития, а не источником кризисов.

Третий сценарий, нежелательный, но реальный - оставить все как есть..., предоставить все процессы естественному развитию событий.

Этот сценарий - по нему Украина развивается все эти годы, является наиболее непрогнозируемым и нежелательным. Для представителей меньшинств он чреват конфликтностью и дальнейшей необустроенностью, а для представителей большинства - внутренней эрозией идентичности, как таковой.

Например, последняя перепись населения России в 2002 году продемонстрировала большое количество неадекватных ответов на вопрос о своей национальной принадлежности. Так, в Перми, перепись обнаружила представителей "национальности" хоббитов и эльфов. В Ростове-на-Дону 30 человека назвало себя скифами.

В ходе последней переписи населения в Австралии, более 70 000 тысяч человек (!) в графе "вероисповедание" написали "религия Джедай", это притом, что подача недостоверных данных в Австралии считается административным правонарушением. Было бы недальновидно списывать такие курьезы всего лишь на популярность произведений Толкиена и успехи проката "Звездных войн".

Кстати, в 2012 году должна состояться Всеукраинская перепись населения, которая тоже принесет интересные результаты.

Глубоко убежден, что основная дилемма этнонациональной политики в Украине: либо через преодоление конфликтов идентичностей мы будем двигаться в Европу, либо через игнорирование существующих проблем - к эрозии идентичности.

Считаю также, что суверенные сообщества граждан, способные к самовоспроизведению и творческому освоению мира, могут создавать не шовинисты, не "аватары", не синтезы первых со вторыми, а нормальные граждане со структурированными системами идентичностей.

Таких идентичностей, где "иной" не будет восприниматься "врагом" и не будет чувствовать себя "чужим".

Александр Фельдман, народный депутат Украины, соучредитель института по правам человека, борьбе с ксенофобией и экстремизмом (IHRPEX)

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)