О быке, Юпитере и Париже
В бытность президентом, Леонид Кучма частенько грешил официальными заграничными вояжами тогда, когда на суд общественности выносились непопулярные и щекотливые вопросы. Подобная тактика себя во многом оправдывала: узнав реакцию общественности, всегда можно было скорректировать свою позицию по приезде.
Если люд негодовал, то все валилось на какого-то шибко инициативного клерка из администрации и спускалось на тормоза. Если демос хавал - так и оставалось. То ли дело Виктор Янукович...
Недавний визит украинского президента во Францию помимо конфуза с польским журналистом ознаменовался еще и сенсационной новостью. Во Французском институте международных отношений Виктор Янукович критически высказался по поводу действующей избирательной системы.
"Пропорційна система віддалила депутатів від суспільства. Ми відчуваємо шкідливість цієї системи, вона не відповідає вимогам виборців, бо депутати відірвані в багатьох випадках від територій, а це означає - від життя".
Дальше гарант развил тему избирательной реформы: "Як мінімум, треба повернутися до змішаної системи - 50% мажоритарна, 50% - пропорційна. Чи, можливо, повністю мажоритарна, щоб депутати були закріплені за округами, виборці їх відчували, а вони відчували людей".
К позиции президента у автора есть вопросы. Причем как по форме, так и по содержанию.
Вопиющим является то, что впервые о планах президента менять избирательную систему украинские граждане услышали не в Киеве, а из Парижа. Трудно представить себе, например, Николя Саркози, который ставит свою страну в известность о грядущей реформе системы выборов в Лондоне или Берлине.
Тот же Барак Обама после подобного мог бы сразу, минуя Вашингтон, лететь на малую родину в Гонолулу. Оказывается, бывает и наоборот: что можно быку, не всегда позволено даже Юпитеру.
После конституционного покушения, жертвой которого пала парламентско-президентская форма правления, необходимость в действующей системе выборов отпала сама собой. В старой системе координат пропорциональные выборы являлись первым из трех звеньев во властной цепи: пропорциональная система - коалиция - правительство.
В условиях же президентско-парламентской республики, когда правительство формируется президентом и утверждается парламентским большинством, надобности ни в коалиции, ни в пропорциональной системе выборов больше нет. А раз так, то возникла необходимость поиска новой избирательной модели.
Впрочем, исходя из президентских предпочтений, тратиться ресурсами и временем на длинные поиски никто особо не собирается. Помните, как молниеносно проскочил сквозь Раду законопроект о местных выборах на смешанной основе? Многие даже не успели глазом моргнуть. О каких-либо дискуссиях или дебатах по этому поводу смешно даже упоминать.
До недавнего времени выбор именно смешанной системы вообще казался малопонятным и труднообъяснимым. Теперь, благодаря президенту, ситуация прояснилась. Не удивимся, если в известных кабинетах уже во всю клепается (если уже не склепан) законопроект о внедрении смешанной избирательной системы к следующим парламентским выборам.
Только ошибаются те, кто предполагают, что это будет возврат к мажоритарно-пропорциональной системе времен Леонида Кучмы.
Скорее, это будет некое подобие той смешанной системы, по которой сегодня проводятся местные выборы: с сокращением сроков избирательной кампании, с запретом блоков политических партий, с пристрастной нарезкой одномандатных округов, с предыдущей подгонкой избирательных комиссий под действующую власть.
Также не стоит упускать из виду применяемую сегодня практику регистрации кандидатов от партийных организаций-клонов и снятие с регистрации неудобных кандидатов или списков в целом. Это то, к чему стоит готовиться оппозиции и обществу в ближайшем будущем.
Ну и, естественно, как демонстрирует опыт, сам закон появится в канун выборов, не раньше. И правильно - незачем всяким оппозициям знать заранее, что им уготовлено. Чтобы волосы не дыбились преждевременно.
К вечеру того же дня позицию президента поддержал Владимир Литвин. И, как всегда, в присущей только этому седовласому джентльмену с бегающими глазками манере:
"Моя позиція в цьому плані однозначно радикальна - нам потрібен мажоритарний принцип формування Верховної Ради. Разом з тим, будучи прагматиком, я розумію, що навряд чи ця пропозиція буде підтримана, оскільки тоді втратиться сенс вкладати такі великі кошти у розкручування політичних партій, за якими нічого не стоїть".
Удивительно, с каких это пор махровый цинизм стал именоваться прагматизмом. Наверное, с тех же, что и предательство - своевременным предвидением.
Ведь свеж еще в памяти 2007 год. Поняв, что на широкоформатные фотоснимки в стиле ретро избирателя не купить, Владимир Литвин кинулся "использовать" идею внедрения мажоритарки. Обещал даже сделать соответствующий законопроект первым из зарегистрированных своей фракцией в Раде.
Но, протянув за уши свой блок в новый созыв Рады, даже пальцем об палец не ударил, чтобы выполнить обещанное. Одним словом, прагматик до мозга костей.
Украинская оппозиция и та часть общественности, которая интересуется правилами игры и отдает должное их значению, должны прислушаться к Виктору Януковичу. Парижские заявления президента можно вполне серьезно считать началом новой дискуссии о модели избирательной системы.
Кому нужна такая дискуссия? В первую очередь тем, кто и впредь желает бороться за власть посредством демократических процедур. А также тем, кто дает себе отчет в том, что важно не только кого, но и как избирать. Исходя же из предыдущего опыта, эту дискуссию нужно было начинать еще вчера.
А Виктору Януковичу можно пожелать еще много-много заграничных визитов. Всяких-разных - далеких и ближних, официальных и не очень, в галстуках и без оных... Может хоть так, следя за сводками зарубежных СМИ, украинцы наконец-то узнают, какую участь на ближнее и дальнее будущее уготовил им их же президент.
Назар Бойко, мониторингово-аналитическая группа "Цифра", специально для УП