Праймериск: шаг навстречу людям
27 сентября, начинается выдвижение кандидатов в депутаты в местные органы власти. Закончится этот процесс 6 октября. На определение самых достойных, с точки зрения партийного руководства, кандидатур народных избранников отводится менее полутора недель.
Когда закрытость - норма жизни
Для формализации уже заранее определенных кандидатов времени достаточно. А вот для того, чтобы избиратели смогли снабдить местную власть достойными кандидатами - не с точки зрения партийных боссов, а с точки зрения эффективности решения задач в интересах местного сообщества - нет.
Но, собственно говоря, такую задачу на этих выборах власть и не ставила. Как верно заметила Валентина Самар, "только-только входящая в обыденность тема публичности финансирования кампаний, зарождающийся контроль общества и СМИ за финансированием политиков и политических процессов, применением админресурса в этот раз сводится к нулю. Причем законодательно".
Активное возвращение к административно-кулуарным методам решения всех политических вопросов, где партия власти чувствует себя как рыба в воде, лучше всего видно на примере формирования избирательных списков кандидатов для участия в местных выборах. Несмотря на то, что Партия регионов последовательно поддерживала идею открытых списков.
Правда, это было тогда, когда регионалы пребывали в оппозиции... И имели возможность декларировать прогрессивные новшества, но не имели возможность их практически воплотить - власть была в чужих руках.
Придя к власти и получив возможность определять правила избирательного процесса, ПР не решилась отказаться от закрытых списков.
Персональный состав кандидатов в местную власть, как и прежде, определяет исключительно партийное руководство - "узок круг этих "революционеров". "Страшно далеки они от народа".
Предстоящие выборы еще более усугубляют ситуацию - и без того критически низкий уровень доверия избирателей к политическим партиям, крайне ограниченные возможности общества влиять на состав избираемых лиц, которые впоследствии будут представлять власть на местах.
(В то время как страны с развитыми демократическими системами активно разрабатывают механизмы тесного и действенного сотрудничества партий с местными общинами).
Чрезвычайно наглядно эффективность построения кампании снизу вверх продемонстрировал Барак Обама. Украина, как можно было предположить после Майдана в 2004 году, также последует в этом демократическом "мэйнстриме".
Однако все последующие выборы в той или иной степени демонстрировали отход от этого направления. А сейчас правящий режим вообще откровенно пытается навязать ментально и исторически чуждый украинцам российский сценарий взаимоотношений власти и общества.
Feedback от народа
В этом "избирательно сезоне" лишь несколько партий попытались выстроить площадки для коммуникации с избирателями и заявили о необходимости учитывать мнение избирателей в ходе формирования списков кандидатов в местную власть.
"Сильная Украина", "Единый центр" и БЮТ, задолго до официального выдвижении кандидатов, анонсировали проведение праймеризов.
Классический праймериз - это предварительное голосование за кандидатов от одной партии дабы определить, кто способен принести партии наибольшее число "за".
Праймериз является уникальной возможность для партий оперативно получить feedback (обратную связь) от избирателей.
В украинских условиях, как подметил депутат Европарламента и председатель Польской Демократической Партии Павел Пискорский, это практически единственная возможность получения такой связи.
Глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко считает, что местные элиты, ранее ориентировавшиеся на административно-кулуарные способы избрания в органы власти, с помощью праймериза впервые получили возможность открыто посоревноваться за места в списках.
Наиболее основательно к теоретической части проведения праймериз подошли в партии "Батьківщина". Там выступили с инициативой законодательно закрепить порядок проведения праймериз, причем обеспечить ему господдержку.
Кроме этого, штабом партии была разработана подробная методика проведения предварительного голосования. Цели его были обозначены как "включение в список кандидатов тех людей, которых поддержало большинство членов партии" и "проверка потенциальных кандидатов на крепость и качество".
Предполагалось, что кандидаты от "Батьківщини" должны собрать в свою поддержку подписи не менее 10% избирателей и не менее 20% однопартийцев, проживающих на соответствующей территории. Однако на практике эти разработки реализованы не были.
В избирательной акции "Единого центра", по словам одного из лидеров партии Игоря Попова, приняли участие около 100 тысяч человек. Люди могли выбирать своих кандидатов областного и городского уровня из 4 тысяч местных политиков и общественных деятелей.
55 тысяч избирателей приняли участие в однодневном голосовании за кандидатов от партии в 800 уличных палатках, которые партия установила в большинстве областей. Кроме этого около 40 тысяч граждан проголосовали в Интернете.
Парадокс, но по словам организаторов, при отсутствии эффективной коммуникации между партиями и избирателями, последние сразу и очень положительно отнеслись к участию в уличном голосовании.
Голосование за кандидатов от партии проводилось как среди партийцев, на сайте "Сильной Украины", так и среди всех желающих граждан. После завершения голосования партия провела партийный форум в Киеве, на котором представила победителей праймериз.
Праймериз по-украински
Праймериз "Сильной Украины" существенно отличался от того праймериза, который проводят та же Демократическая и Республиканская партии в США.
Это отличие касается и формы, и содержания. По форме праймериз "Сильной Украины" явился, по сути, голосованием за открытые списки. В то время как американский праймериз предлагает четкое двухступенчатое голосование - внутри партии и среди избирателей.
По содержанию это была ничем особо не прикрытая предвыборная агитация за партию - помимо собственно выбора народом кандидатов, праймериз стал еще и удобным поводом для проведения широкой рекламной кампании в сжатые сроки.
А также способом привлечь в свои ряды действительно авторитетных на местах людей и оправдать в целом появление большого количества новых лиц в партии.
С таким де прицелом, хотя и со значительно меньшим размахом подошел к праймеризу "Единый центр".
Конечно, говоря о проведенных и "Сильной Украиной", и "Единым центром" праймеризах, можно ограничиться констатацией очевидного факта - в этих предвыборных по содержанию акциях содержалось значительное количество рекламы.
Но здесь очень важно еще и то, что обе партии выстроили коммуникационные площадки для контакта с избирателями с практической формализацией результатов этой коммуникации.
"Единый центр" публично пообещал использовать результаты праймериза при определении кандидатур для участия в выборах. Состоялась презентация победителей праймеризов - будущих кандидатов от "Сильной Украины".
То есть избиратели получили возможность познакомиться с теми, кто вошел в списки и определить свое отношение к ним.
Правда, после представления победителей праймериза на форуме "Сильной Украины" остались вопросы к прозрачности результатов голосования и к технологии подсчета голосов. А также к несогласованностям между голосованием на улицах, в интернете и теми кандидатурами, которые появились в окончательных списках.
Чтобы не обесценить праймериз, "Сильной Украине" необходимо дать ответы на эти вопросы. Да и "Единый центр" не сможет ограничиться всего лишь обещанием учесть результаты народного волеизъявления.
Если партии сдержат слово и выполнят свои обещания, нынешние "погрешности" можно будет отнести к практически неизбежным недоработкам первого опыта проведения праймериз в Украине.
Лидер народного доверия с большими ушами
В любом случае можно констатировать - праймеризы стали заметным явлением нынешней избирательной кампании. Более того, они вышли за рамки сугубо политического дискурса.
Так, на днях в Хмельницком шуточный праймериз провела общественная организация "Дети кризиса".
"Если вы верите, что можно пять лет ничего не делать, а затем прочитать газетку кандидата и вверить ему свою судьбу - подходите! Как правильно обманывать себя: всех научим, все покажем", - призывал прохожих "руководитель избирательной кампании" булгаковский Коровьев.
Избиратели преклонного возраста интересовались всерьез - за кого агитируют?
Всем голосующим предлагали ознакомиться с биографиями "кандидатов". Среди них поставщица продуктов питания социально незащищенным слоям населения Красная Шапочка, директор мебельной фабрики Буратино, работница Агентства космической безопасности Алиса Селезнева и другие.
Подсчет голосов показал - Хмельницкому наиболее симпатичен "сотрудник Института генетики" Чебурашка.
В интернете появились многочисленные фотожабы на тему праймеризов с призывами типа "Праймериз: ты гибкий? Если гибкий - сразу к нам, будешь депутатом!".
По данным газеты "Аргументы и факты", термин "праймериз" в Интернете в августе 2010 года упоминался 120 тысяч раз, что в 30 раз больше, чем год назад.
В августовских СМИ про "праймериз" вспоминали 1000 раз, тогда как в августе прошлого года только 15.
Впрочем, говорить о том, что праймериз прижился в Украине, можно будет только по итогам выборов и по результатам деятельности новых лидеров - героев праймериз.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования имени Липинского, для УП