Программа реформ – где территориальная составляющая?

65 просмотров
Понедельник, 19 июля 2010, 14:44
Владимир Нудельман
профессор, академик, для УП
 

Жизнедеятельность общества осуществляется в пространстве и времени. С последним в программе реформ ясно: установлены сроки их проведения.

Но где пространство, в котором во взаимодействии с биосферой разворачиваются все виды человеческой деятельности?

Без его учета невозможны модернизация инфраструктуры и базовых секторов, сохранение и развитие человеческого потенциала, решение главной цели реформ - повышение конкурентоспособности экономики как страны в целом, так и ее регионов и населенных пунктов.

Как показывает зарубежный опыт, эффективность этого повышения в значительной мере зависит от целенаправленного использования меняющихся от места к месту  различий в конкурентных преимуществах и ограничениях социально-экономического развития.

Ведь в современном мире пространство рассматривается уже не как пассивное вместилище различных видов деятельности, а как своеобразное сочетание потребностей и возможностей, и их взаимодействие активно влияет на выбор социально, экономически и экологически приемлемых видов и масштабов использования территорий и, следовательно, отраслевую и территориальную структуру экономики.

В принятом Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы в 2008 году "Манифесте новой урбанистики" говориться, что контроль за эффективным развитием городов обеспечивается усилением контроля за распределением земель. Это относится и к территориальным системам более высокого уровня.

Вряд ли реально восстановление экономического роста и модернизация экономики без совершенствования пространственной организации общества, без решения проблем развития главных узлов территориально-хозяйственной структуры страны - городов. В США они на протяжении последних 10 лет обеспечили 90,5% экономического прироста.

Нельзя обойтись и без восстановления жизнедеятельности малых городов, население которых в Украине превышает число жителей таких стран, как Словакия, Норвегия или Финляндия. Эти города призваны играть роль местных полюсов роста, уравновешивающих пространственные пропорции экономики и социальной сферы.

Велико их значение как организующих центров сельской поселенческой сети. А без сохранения и развития этой сети невозможно обеспечить лидирующую роль Украины на мировом продовольственном рынке. Совет Европы призвал входящие в него государства обеспечить сохранность сельских ландшафтов как уникального природно-культурного наследия.

Вымывание трудового и интеллектуального капитала из малых городов и сел приводит к тому, что остающееся там население не может адаптироваться к ускоряющимся темпам научно-технических новаций и как бы "выпадает" из современных цивилизационных процессов. Это создает угрозы социальной стабильности в стране.

Игнорирование пространственных фактор в советское время, когда доминировали интересы промышленности и предприятия насильно "вталкивались" в противопоказанную среду, привело к тому, что уровень деградации жизненной среды, сельскохозяйственных и рекреационно-оздоровительных территорий, экологической и природно-техногенной опасности, изношенности коммунальной инфраструктуры приобрели угрожающие масштабы.

За последние годы опасно усилились региональные различия в условиях жизни людей. Нейтрализация этих угроз требует значительных финансовых затрат, но является неотложной для сохранения и развития  человеческого капитала, повышения инвестиционной привлекательности Украины, создания благоприятной среды для инновационного развития.

Поэтому решение указанных проблем должно, как представляется, стать одной из главных целей реформ и направленности их составляющих.

Отсутствие учета пространственных факторов приводит к тому, что утверждаемые государственные программы поддержки отдельных сфер жизнедеятельности (малые города, села, депрессивные территории и т.д.), хотя и должны быть реализованы на одной и той же территории, системно не увязаны между собой. И поэтому результативность их крайне низка.

Отсутствует естественная увязка и между работами по планировке территории и стратегиями социально-экономического развития, которые параллельно разрабатываются в границах каждой административно-территориальной единицы.

Таким образом, очевиден перерасход финансовых и интеллектуальных ресурсов, но органы власти не получают всесторонне обоснованных решений в отношении своих будущих действий.

Отсутствие стратегического видения важности территориальной составляющей демонстрирует законопроект "О государственном прогнозировании и стратегическом планировании в Украине".

В нем проигнорированы законодательно установленные работы по планировке территорий       . Объективно эти работы и стратегии социально-экономического развития должны находиться в динамическом взаимодействии.

Первые, опираясь на комплексную оценку территорий как ареала своеобразного сочетания и взаимодействия общественных потребностей, ресурсных возможностей, законодательно установленных экологических, инженерно-технических, санитарных и других ограничений, обосновывают адекватные этим предпосылкам и задачам рекомендации о желательных профиле, масштабах и условиях использования пространства.

Исходя из относительной устойчивости этих результатов, природной основы и опорного каркаса территории, временные рамки таких решений объективно являются более широкими (20 лет), чем социально-экономических прогнозов (5 лет), что связано и с большей изменчивостью социально-экономических процессов. Решения по планировке территорий как бы определяют поле долгосрочных общественных потребностей и емкость территорий, желательные этапности и условия их реализации, содержат необходимую информацию для социально-экономических прогнозов.

Очередные работы по  социально-экономическому прогнозированию и программированию (включая планы реализации региональных стратегий), учитывая указанные решения, а также финансовые и материальные ресурсы и конкретизирующие приоритеты, как бы постепенно "заполняют" указанное поле, привязывая этот процесс к конкретным срокам и исполнителям. Это может привести к необходимости корректировки решений по планировке территорий.

Правовая норма, устанавливающая, что работы по территориальной планировке являются первоосновой для социально-экономического прогнозирования и программирования, зафиксирована в Законе Украины "О Генеральной схеме планировки территории Украины".

В нем установлено, что на национальном уровне Кабинет Министров Украины учитывает решения Генеральной схемы в процессе подготовки прогнозов и государственных программ экономического и социального развития Украины, схем развития отдельных отраслей экономики, других государственных программ по вопросам охраны земель, здравоохранения, охраны природы, развития инженерно-транспортной инфраструктуры и туризма, сохранения историко-культурного наследия и др.

Все это определяет, что особую важность для реализации реформ имеют разработки в соответствии с Законом Украины "О планировке и застройке территорий" схем планировки территорий на национальном, региональном и особенно на местном уровне - генеральных планов населенных пунктов.

Это обосновывается тем, что цель данных работ - создание и поддержание полноценной жизненной среды, что они поэтому  (в отличие, например, от металлургии или химической промышленности) непосредственно сориентированы на интересы человека, что они носят межведомственный характер и призваны гармонизировать на конкретной территории разновекторные интересы различных отраслей, что главным объектом их решений является основное национальное богатство - земля.

В этих работах выявляется местный потенциал развития, существующие и потенциальные конфликты в использовании территории, что позволяет заблаговременно предупреждать органы власти об этом для проведения упреждающих действий. Благодаря этому обеспечивается обоснованность стратегической и оперативной деятельности властных институций.

В генеральных планах определяется перечень проблемных и инвестиционно привлекательных территорий, в том числе неиспользуемых площадок промышленных, транспортных, складских объектов. В развитых странах для привлечения инвесторов даже на национальном уровне составляются каталоги таких земель с характеристиками их правового статуса и условий освоения. В Канаде такой каталог содержит примерно 30 тыс. единиц.

Генеральные планы имеют и важное политическое значение. Разрабатываемые в диалоге с гражданами, они позволяют консолидировать их для решения понятных и важных для каждого жителя проблем местного развития. Генпланы в период предвыборной кампании позволяют кандидатам в депутаты доказательно формировать свои предвыборные программы и брать на себя ответственность за решение конкретных и поддерживаемых территориальной общиной задач.

Исходя из изложенного, представляется целесообразным не только добавить шестое направление реформ - "обеспечение сбалансированного развития территорий и эффективного использования земель", но и при разработке детальных планов по реализации каждого направления реформы предусмотреть сквозной учет территориального фактора.

Реклама:

УП 100. Поза межами можливого

"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.

Киев | 20 ноября
КУПИТЬ БИЛЕТЫ
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)