Украинская политическая система: ФПГ получают всё
Около года назад я уже пытался проследить новые тенденции партстроительства в Украине. Однако события, произошедшие с тех пор, заставили внести некоторые коррективы.
Ниже представлен вариант, в котором учтены современные реалии.
Украинские идеологические партии заканчивают свое существование. Сейчас это можно констатировать с полной определенностью. Их идеологические одежки окончательно износились, и при всей своей былой красе и яркости ни у кого уже не вызывают особого воодушевления.
Вместо них украинскую политическую арену заняли партии совсем другого типа: партии-ФПГ, являющиеся политическим продолжением финансово-промышленных групп. Отсюда и название.
В отличие от традиционных идеологических партий, партии-ФПГ не формируются на основе какой-то абстрактной идеи. Они создаются, вполне сознательно, для продвижения конкретных бизнес-проектов, лоббирования интересов и тому подобное.
Не стоит путать такие партии с чисто техническими проектами, основная цель которых состоит в том, например, чтобы, расколоть электорат.
Поскольку содержать аппарат крупной политической партии для одной компании, пусть и крупной, слишком дорого - их содержат вскладчину несколько крупных ФПГ. Из-за этого внутри таких партий часто возникают конфликты. Ведь цели различных кампаний-"учредителей" могут существенно отличаться.
Как правило, истинные цели партий-ФПГ реализуются под прикрытием тех или иных традиционных политических идеологий.
Полностью соблюсти конспирацию удается далеко не всегда. И реальные цели бизнес-групп, стоящих за партией-ФПГ, время от времени вылезают на поверхность. Это дает политическим противникам повод для "обличений".
Однако через какое-то время другая партия, возможно, та же, что обличала, сама попадает в сходное положение. И, в свою очередь, становится объектом обличительных акций.
Последние 18 лет истории Украины дают множество подобных примеров.
Способы комплектации партий-ФПГ существенно отличаются от традиционных способов партийного членства. Некоторое количество людей просто нанимают для выполнения той или иной работы, реализации тех или иных проектов.
По сути, речь идет о полном перенесении способов действия, характерных для бизнес-структур, в политические организации.
Естественно, что ни о какой внутрипартийной демократии в этом случае речь идти не может. Точно так же, как и об идеологических разногласиях внутри партий, или внутрипартийной дискуссии. Ведь у каждой из них есть свои учредители в лице олигархов и прочая.
Демократическая процедура заставляет партии-ФПГ конкурировать за голоса избирателей. До сих пор они использовали все те же перелицованные одежки, заимствованные у традиционных идеологических партий. Однако с каждым годом такая "технология" становится все менее и менее эффективной.
Что же в таком случае партии-ФПГ смогут предложить избирателю в ближайшем будущем? С помощью какого идейного "арсенала" они будут выигрывать выборы?
Я считаю, что партиям-ФПГ, их идеологам, следует пойти на смелый шаг.
А именно: им следует отказаться от использования затертой социалистической или либеральной лексики, и перейти к откровенному изложению в программах партий бизнес-целей ФПГ.
Для этого придется выработать соответствующий язык. Он должен быть лишен избитых идеологических штампов, и не слишком отягощен специальной экономической лексикой.
Так же следует начать трансформировать сознание избирателей, чтобы оно нормально воспринимало почти не прикрытые идеологической риторикой бизнес-планы ФПГ, закрепленные в программах партий.
В программах партий должно быть четко зафиксировано, какие выгоды от реализации бизнес-плана получат избиратели. По сути, эти выгоды - основное средство привлечения избирателей на сторону партии.
Наибольшие шансы на победу будут у той партии, реализация бизнес-проекта которой будет нести наибольшую экономическую выгоду для наибольшего количества граждан.
В этой ситуации разговоры об отделении бизнеса от власти становятся совершенно бессмысленными.
Политика уже давно полностью слилась с бизнесом. Точнее, полностью подчинилась ему. Это следует признать, или, по крайней мере, закончить упомянутые разговоры.
Важнейшую роль в описанных процессах играет глобализация. Прежде всего, транснациональные корпорации.
Возможно, в скором времени мы будем наблюдать создание транснациональных партий-ФПГ. Многие межгосударственные договора уже сейчас представляют собой почти незамаскированные абстрактно-государственной риторикой сделки между крупнейшими ФПГ. Точнее, между их политическими представительствами.
Думаю, именно в этом ключе следует рассматривать соглашения по ЧФ, или разговоры о слиянии Газпрома и Нафтогаза.
Главные опасения касаются свертывания социальных программ, подчинения всей жизни общества бизнес-интересам отдельных ФПГ.
Однако весь строй жизни большинства более-менее развитых современных обществ и так уже давно подчинен преследованию бизнес-целей! Как индивидуальных, так и корпоративных. Более того, политика как таковая де-факто подчинена бизнес-целям ФПГ и ТНК. Просто цели эти пока маскируют старыми политическими и социологическими теориями.
Превалирование таких целей служит поводом для постоянных обвинений ФПГ в предательстве национальных интересов вообще, и лживости нанятых ими политиков.
На мой взгляд, такие политики являются просто жертвами несоответствия между формой политической жизни и ее содержанием. Устаревшие политические теории заставляют этих последних врать, изворачиваться.
Политики так часто и много лгут, просто потому, что у них нет подходящих слов, чтобы сказать правду.
У них нет концепций, к которым можно было бы апеллировать.
Трансформация же общественного сознания, восстановление соответствия между этим сознанием и реальностью, позволит снять эту проблему. По крайней мере, столько врать уже не будет необходимости.
Такая политическая структура - не плод сознательного конструирования. Она рождается сама собой, в результате естественного хода вещей. И многие политические деятели и эксперты на самом деле еще не осознали, каков характер этой системы и происходящих изменений.
Они еще находятся в шорах традиционных идеологических концепций, воспринимают политическую структуру современного общества по аналогии со структурами, где главная роль отводилась идеологически окрашенным партиям.
Однако чем быстрее будут осознаны уже произошедшие изменения, тем быстрее форма политической жизни придет в соответствие с ее содержанием, тем естественнее будут действия политиков, тем естественнее будут их слова.
В конце концов, тем больше им будут верить.
Что касается свертывания социальных программ.
"Функции, которые выполняют идеологически партии, постепенно возьмут на себя различные общественные организации. Одни будут созданы по типу таких партий, другие станут дальнейшим развитием организаций, созданных этими партиями, наконец, третьи будут правопреемниками почивших партий.
Как и современные идеологические партии, эти общественные организации не будут иметь достаточно ресурсов, чтобы бороться за власть. Однако их сила будет вполне достаточной, чтобы эффективно защищать права граждан от злоупотреблений ФПГ, смягчать те или иные слишком жесткие решения партий-ФПГ".
Так я писал год назад.
Однако процессы, которые происходили в последнее время в Украине, заставляют меня усомниться в правильности для нас подобного прогноза.
Развитие так называемого гражданского общества, его институтов - у нас нет. И, судя по всему, не предвидится.
Не берусь указывать причины этого.
Единственный момент, на который хочу обратить внимание - это трудовая эмиграция. Именно она, на мой взгляд, препятствует развитию у нас эффективной внутренней оппозиции партиям-ФПГ. Возможность эмиграции, пусть и временной, - позволяет снизить внутреннее напряжение в государстве, и препятствует эффективной самоорганизации населения.
Кто же в таком случае защищает украинский народ от произвола партий-ФПГ?
На мой взгляд, существует только два варианта.
Первый - это наличие не одной, а нескольких таких партий. Конкуренция между ними не дает одной из них, даже пришедшей к власти, полностью свернуть социальные программы.
Второй - это общеевропейские "правила хорошего тона", не позволяющие государству, хотя бы формально считающемуся европейским и демократическим, отказаться от соблюдения элементарных норм. Так сказать, скатиться до уровня некоторых стран Африки.
И последнее.
Сегодня многие авторы пишут о том, что "мы стоим на пороге совершенно нового мира", что "тот мир, который мы знали, безвозвратно уходит в прошлое". Делаются попытки представить, каким будет мир в среднесрочной и отдаленной перспективе.
Однако при всем при этом упускается проблема переходного периода между старым (современным) миром, и миром будущего.
В какой форме будет происходить этот переход? Какова будет политическая и экономическая структура мира в это время? Сколько времени он займет?
Вопросы отнюдь не праздные. Мир не меняется за одну ночь. Вполне возможно, что переход, который мы сегодня можем наблюдать, займет не менее, а то и более одного поколения.
Та партийная структура, которую я попытался набросать выше - это на самом деле всего лишь структура переходного периода. На смену ей обязательно придет другая. Но то, что я называю рассмотренную выше политическую систему "переходной", вовсе не означает, что время ее жизни будет непродолжительным.
Именно поэтому она заслуживает пристального изучения.
То, что переход к новому мировому устройству имеет свою специфическую форму, то есть, не является просто разрушением старого мира - не может не радовать. Такой структурированный переход позволяет, по крайней мере, избежать хаоса.
Итак, подведем итоги.
Национальные идеологические партии практически сошли с политической сцены. Их место занимают партии-ФПГ, являющиеся политическим продолжением финансово-промышленных групп, в том числе ТНК. Бизнес полностью сливается с властью.
Цели партий-ФПГ являются чисто экономическими. Поскольку старые идеологии уже не могут служить эффективной ширмой для истинных целей, необходимо начать вырабатывать новый политический язык, позволяющий формулировать цели партий-ФПГ.
Этот процесс должен идти параллельно с процессом трансформации общественного сознания, чтобы оно могло адекватно воспринимать сформулированные в новых терминах программы партий-ФПГ.
При этом такая политическая структура не является окончательной.
Она служит лишь для оформления перехода к принципиально новому общественному устройству, представить которое сегодня достаточно проблематично.
Александр Швырков, кандидат философских наук, СумГУ, специально для УП