Украинская судебная реформа: "Подымите мне веки: не вижу!"
Роберт Пенн Уоррен, "Вся королевская рать"
Как показывает современная история, для окончательного и успешного получения и закрепления власти ленинское "взятие почты, телефона и телеграфа" - стало неактуальным.
Во-первых, пьяной вооруженной матросни на улицах Киева, слава Богу, пока не наблюдается. Во-вторых, почти у каждого мобильная связь и e-mail. В-третьих, времена уже не те. Технический прогресс, однако.
Потому-то крайне и нужен суд, вернее высшая судебная власть в государстве.
Без нее не целовал бы Виктор Андреевич в парламенте настолько желанную для него президентскую булаву. Да и Виктору Федоровичу есть, за что поблагодарить Высший админсуд - он только одним своим видом, то есть полным составом, дал понять Юлии Владимировне и ее советникам о тщетности дальнейших претензий на президентское кресло. Даже намекнули: не будет телетрансляции и точка, нечего народ баламутить!
Судебная власть в одних умелых руках - это, перефразируя классиков, мечта поэта, Клондайк, Эльдорадо. Это все, что пожелаешь, в одном флаконе.
Необходимо, наконец, принять как данность, что не будет без своей, ручной судебной власти счастья ни одному лидеру Украины и его присным.
Представленный недавно законопроект о судебной реформе, уже успевший на реактивной скорости пройти "материнскую" рабочую группу из 55 членов, и первое чтение в парламенте, напомнил гоголевскую сцену. К несчастному бурсаку философу Хоме Бруту приводят страшного и ужасного Вия, который с помощью окружающей его нечисти убивает всякого. Ему только надо помочь поднять веки, а жертве - посмотреть на него.
Кажется, и указанный законопроект, стань он законом, так же безжалостно будет уничтожать и правых, и виноватых судей - всех, кто попадет в цепкие лапы и ручонки его, скажем так, не очень чистой, но уж больно шустрой свиты.
Хотя удивляться, по большому счету, и не стоит.
Ведь мы - общество крайностей. Наше движение в вечности, как траектория маятника: от судейского беспредела до беспредела в отношении судей. А потом, по законам социальной физики, - обратно ...
Да, есть множество технических фишек и заморочек. Судебная повестка по e-mail и факсу, автоматизированное распределение дел между судьями, запрет награждения судей орденами, медалями и званиями, хитроумная система декларирования судьями своих доходов-расходов, и прочая. Всё это выставляется как крупнейшие "реформаторские" достижения.
Все остальное свелось к серьезной перекройке всей судебной системы Украины под определённую группу товарищей. И поэтому назвать это реформой язык никак не поворачивается.
Эти фишки-заморочки - всего-навсего политически вкусный и специфический соус для общества, чтобы легче затолкать и вкуснее проглотить дешевое и неполезное блюдо, которое будет перевариваться всеми нами долго и мучительно.
Скорее, все это - контрреформа.
Банальная, грубая и пошлая концентрация судебной власти в руках одной политической силы. Внедрение процесса администрирования деятельности судьи при отправлении им правосудия.
То позитивное, что встречается в законопроекте, полностью перечеркивается как "реформаторским" идиотизмом, так и особым цинизмом, такими близкими и естественными для нашей политической "элиты".
Формат данной заметки не позволяет остановиться на других вопросах, довольно "оригинально" решаемых законопроектом. Это и создание еще одного высшего суда с очень длинным названием - Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Это и язык судопроизводства, и назначение судей на должности замов и председателей судов. Это и компетенция Высшего совета юстиции, сроки апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, и многое другое.
Отметим лишь только, что, по мнению разных экспертов, указанные вопросы очень сильно расходятся с действующими положениями Основного закона и решениями КС.
Предлагаемые законопроектом изменения, в случае их принятия парламентом - а в этом можно не сомневаться! - обеспечат следующее:
1. Расстановка сил в судебной ветви власти станет совершенно разбалансированной, что приведет к узурпации всей судебной власти одной политической силой.
2. Концентрация судебной власти в одних руках - Высший совет юстиции и три высших специализированных суда. Верховный Суд, в соответствии с реформой, будет пребывать в анабиозе. Это позволит на очень длительный период времени законсервировать всю политическую власть в государстве, и эффективно расправляться как с неугодными судьями, так и с политическими оппонентами.
3. Под циничным прикрытием якобы "прогрессивных и реформаторских" новелл законопроекта об обеспечении независимости судейского корпуса, судьи станут еще более зависимыми. Но - уже от возможной дисциплинарной расправы со стороны реальной политической власти.
4. Фактическое отстранение ВСУ от правосудия, а также от контроля над единообразным применением законов, позволит высшим спецсудам без оглядки выносить любые решения по негласному указанию лиц, олицетворяющих реальную политическую власть в государстве.
5. Предлагаемая реформаторами модель построения судебной системы и концентрации судебной власти объективно является шаткой, несовершенной и очень сильно зависит от людей на высших судебных и околосудебных должностях. То есть - от человеческого фактора. Поэтому партия власти сделает всё, чтобы расставленные ею нужные люди оставались на своих ключевых местах как можно дольше, для продления всеобщего "юридического" удовольствия. А это значит - такую власть без "боев" уже никогда не отдадут.
Плохо даже не то, что конкретные ребята из конкретной партии будут где-нибудь на дачах решать, какое конкретное окончательное решение нужно будет принять высшим судом в конкретном деле.
Плохо то, что от этого соблазна вряд ли откажется следующая политическая сила, которая займет властный олимп после выборов.
А это значит, что предложенная реформаторами модель теперь надолго закрепится в Украине. Это означает окончательную, без надежды на реанимацию, смерть действительному правосудию в государстве. И это не громкие слова - реальность уже очень близка.
Что удивило в процессе проведения, такой вот, прости Господи, судебной реформы?
- молчание немногочисленных ученых, входящих в рабочую группу. Со стороны складывается впечатление, что их взяли в качестве подтанцовки авторам-идеологам реформы;
- к процессу реформирования оказались причастны одиозные фигуры, чей авторитет не способствует доверию к реформе;
- отсутствие научной и профессиональной дискуссии в юридическом сообществе о целях и путях проведения судебной реформы;
- отсутствие публичных незаангажированных авторитетных мнений и взглядов на суть реформы;
- очень необходимую борьбу с коррупцией в судейской среде авторы реформы начали с декларирования судьями своих доходов-расходов. А о себе почему-то забыли. Видимо, борьбу с коррупцией рассматривают не как один из методов наведения порядка в украинском правосудии, а как дополнительный законодательный рычаг, или крючок, для воздействия на судей в плане принятия нужного решения;
- уровень реформаторского идиотизма. В одной судебной специализации объединили уголовные и гражданские дела;
- уничтожение Верховного Суда, глумление над ним в особо циничной и извращенной законодательной форме. Что касается нового соотношения полномочий ВС и высших специализированных судов, то здесь будет интересно поработать ученым-психоаналитикам. Только прослеживающимися комплексами отдельных реформаторов дело вряд ли ограничивается.
ВСУ, согласно шалунам-реформаторам, будет состоять из 20 человек, вместо 89, и выполнять только две функции:
(а) пересматривать дела в случае соответствующего решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге;
(б) с позволения высшего спецсуда следить за единообразным применением законов ... тем же высшим специализированным судом.
То есть, Верховный Суд сможет принять и рассмотреть заявление, указывающее на неодинаковое применение закона высшим судом, только в случае, если этот же высший суд (!) даст на это добро в виде принятия определения о допуске жалобы.
Это как же нужно внутренне ненавидеть Верховный, чтобы такое придумать?!
А теперь ответьте самому себе - вы часто признаете публично свои собственные ошибки? А почему какие-то тети и дяди-реформаторы решили, что высший специализированный суд будет на весь мир признавать свои ошибки. Тем самым принижая свой собственный не ахти какой авторитет, и подрывая к себе и так не очень высокое доверие. Да еще и в делах, где он, чисто теоретически, мог руководствоваться отнюдь не законом.
А такие дела, уверяю вас, еще как будут - ведь деньги-то в Украине, слава Богу, судебная реформа не отменяет!
Поэтому, сказать, что с принятием законопроекта в украинском правосудии начнут происходить коренные изменения к лучшему - значит бессовестно солгать всем. И прежде всего самому себе.
Перестанет ли определенное количество судей после принятия ВР указанного законопроекта брать взятки даже за законные решения? - Не уверен.
Убрал ли законопроект возможность использовать админресурс для получения нужных судебных решений? - Нет, только добавил. Просто всё стало циничней, тоньше и изобретательней.
Ну и главное.
Так поспешно реформировать хотят только отдельную, судебную, сферу реализации публичной государственной власти. При этом, не затрагивая погрязшие по уши в коррупции и завязанные на неё исполнительную и законодательную.
Получается, что судьи самые крайние оказались? А как же остальные бедолаги?
Но при таком подходе дело не пойдет. Так не реформируют, ребята. Это не системная, и не реформа.
Это просто наш родной отечественный спорт - распил. Но в данном случае не бюджета (бюджет, как хорошо известно, - чемпионат ежегодный), а всей судебной власти в государстве.
А как его, этот распил на одного, красивее завернуть и публике предъявить? Правильно - в красивой и яркой обертке под названием "судебная реформа".
Тем не менее, законопроект первое чтение в парламенте уже прошел. И недалёк тот час, когда он станет законом. А это значит - снова добро пожаловать в страну дураков, на открытие нового сезона - сезона охоты-2010 на "судейских ведьм".
Присоединяйтесь! Для вас вход бесплатный!
Эмиль Купайгородский, адвокат, специально для УП