Предчувствие украинского "Йоббика"
Недавние парламентские выборы в Венгрии показали, что в Европе очень сильны ультраправые позиции, а в ее восточной части они еще и подогреты национальным унижением.
Есть ли почва на сегодняшний день для украинского "Йоббика"?
Европа: правый поворот
Например, во Франции на региональных выборах в начале 2010 года, ультраправая националистическая партия "Национальный фронт", которую возглавляет легендарный Жан-Мари Ле Пен, набрала более 10% в целом по стране.
На региональных выборах в Италии в марте этого года успеха добилась партия-союзник премьера страны Сильвио Берлускони "Лига севера". А депутат нидерландского парламента и лидер праворадикальной "Партии свободы" Герт Вилдерс приобретает все большую популярность, активно используя жесткую антиисламскую риторику.
Каковы же главные причины нынешнего европейского националистического уклона?
Здесь следует разделить западно- и восточноевропейские мотивации.
Ключевое место ультраправого уклона в западной части европейского континента занимают антиисламские движения. Именно - антиисламские, а не антисемитские. В этой связи, показательно, что упомянутый Герт Вилдерс не поддерживает антисемитские лозунги, но использует жесткую антиисламскую риторику.
Известный немецкий эксперт Вольфганг Капуст указывает, в данном контексте, на общие тенденции в западноевропейских странах: "Развитие ситуации в Нидерландах следует рассматривать в том же контексте, что решение швейцарцев запретить строительство минаретов, а также деятельность антиисламских движений в Германии".
Однако очевидно не стоит особо драматизировать ситуацию. Особой опасности для либерал-демократов в том, что эти партии будут оказывать серьезное влияние на политику стран Европы - пока нет.
Например, в Голландии и Австрии правящие партии уже заключали коалиционное соглашение с правыми. Однако в Голландии такая коалиция просуществовала лишь несколько месяцев, а в Австрии правые быстро потеряли поддержку избирателей.
Более того, стремление отгородиться от всего "чужого" не позволяет ультраправым объединиться на европейском уровне. В качестве примера может служить то обстоятельство, что националисты, представленные в Европейском парламенте, попытались создать единую фракцию. Однако, ввиду слишком больших разногласий, им это сделать так и не удалось.
Восточноевропейская мотивация роста популярности ультраправых несколько иная. В Восточной Европе - это политики, которые после падения Берлинской стены пытаются найти свою национальную идентичность.
В последнее время восточные европейцы стали всё более болезненно осмысливать противоречие норм современной Европы с традиционными христианскими ценностями и традицией. Растёт пессимизм относительно модели современной западной демократии и, соответственно, число сторонников партий ультраправого и даже религиозно-фундаменталистского толка.
Пузырь набухал долго и где-то должно было прорвать. Прорвало в Венгрии.
Венгерская рапсодия
В прошлом месяце в Венгрии состоялись парламентские выборы, в ходе которых впервые в истории послевоенной Венгрии в парламент страны прошла крайне правая партия "Йоббик" - "За лучшую Венгрию", или, если дословно - "лучшая", или даже "правейшая". Эта партия по итогам голосования сформирует третью по численности фракцию в парламенте.
Чем же всполошил Европу успех этой партии, с таким смешным для славянского уха названием?
В первую очередь, партия выступает за наведение в стране порядка, оздоровление нации, возрождение истинно венгерских ценностей и возвращение Венгрии ее былой славы.
С этой целью ее члены выступают, в частности, за изгнание из Венгрии сотен тысяч проживающих в ней цыган, среди которых отмечается очень высокий уровень преступности. Другими виновниками обрушившихся на страну несчастий объявлены иностранные банки и евреи.
Более того, активные члены "Йоббика" организовали так называемую "Венгерскую гвардию". Принятая в ней униформа и символика - стилизованный зеленый крест на белом ромбе на фоне красно-белого полосатого знамени - прямо повторяет бывшую униформу и символику партии "Скрещенные стрелы". Напомню, что последняя правила в Венгрии в 1944-1945 годах при поддержке гитлеровской Германии.
Целью "гвардии" была названа "физическая защита Венгрии" от цыган, гомосексуалистов и "еврейского правительства".
Масла в огонь подлило заявление в прошлом году лидера партии Габора Воны. Он выступил с инициативой воссоздать в стране жандармерию, функции которой напоминали бы ту, что в годы Второй мировой войны занималась отправкой евреев и цыган в концлагеря.
Параллельно раздавались призывы предъявить территориальные претензии к Словакии, Румынии, Сербии и Украине, где после "трианонского унижения" проживает свыше трех миллионов этнических венгров.
Ситуацию осложняет то обстоятельство, что победителем венгерских выборов стали правые консерваторы из партии "Фидес", набравшие 52,77 процента голосов.
Таким образом, еще никогда в послевоенной истории континента две партии, эксплуатирующие националистические лозунги, не набирали в сумме 70 процентов голосов.
Устав от модели современной западной демократии, а также высокомерного отношения к себе со стороны "старой" Европы, восточные европейцы, подогретые финансовым кризисом, начинают "мстить" Брюсселю, Берлину или Парижу жестким национализмом.
Кстати, это касается не только Венгрии, но и, скажем, соседней Словакии, стран Балтии или даже Польши. Именно там появляется всё больше сторонников строительства государства по модели националистического политика "эпохи Пилсудского" Романа Дмовского - "католическое государство польской нации".
Перспективы украинского "Йоббика"
Несмотря на свою недолгую новейшую историю, независимая Украина также уже имеет определенный фундамент праворадикализма.
В этой связи каждый, кто более-менее интересуется украинской политикой, в первую очередь вспомнит УНА-УНСО.
Разумеется, не ту полувиртуальную, вернее целых три, которые мы имеем на сегодняшний день.
А ту, которая проводила факельные шествия по улицам Львова 30 июня 1991 года. Вооруженный отряд "Арго" которой воевал в Абхазии на стороне грузинской армии в 1993 году. А в 1995-м - в Чечне.
В конце концов, ту самую, которая в 1995 году на Софийской площади в Киеве сражалась с "Беркутом". А к концу 1990-х, по данным ее лидеров, насчитывала до 20 тысяч человек, в основном молодежи.
Одни связывают закат организации, в первую очередь, с внутрипартийной борьбой, которая разгорелась после исключения из ее рядов в декабре 1997 года тогдашнего лидера организации Дмитрия Корчинского.
Другие всё валят на самого Корчинского, который разбавил идеологию УНА-УНСО ультралевыми и религиозными идеями - сделав что-то вроде апологического коктейля из итальянских "Красных бригад", немецкой "Фракции Красной Армии", идейных воззрений ливийского лидера Муаммара Каддафи, и даже дзен-буддизма.
Кроме УНА-УНСО можно вспомнить также организацию "Тризуб имени Степана Бандеры". Она была создана в Западной Украине в 1993 году, по инициативе прибывших из эмиграции представителей ОУН - Бандеры. И запомнилась избиением колонны львовских коммунистов 7 ноября 1997 года.
Ну и, разумеется, стоит вспомнить о Социал-национальной партии Украины, которая появилась на политической арене осенью 1993 года и "прославилась" в ЗУ, как принято считать, "зачисткой" Львова и всей Западной Украины от кавказского криминала.
Однако, в конце 1990-х запал членов партии начал иссякать.
В результате, в 2003 году СНПУ распустилась. Но нас эта организация больше волнует как колыбель для ВО "Свобода" во главе с Олегом Тягныбоком. Правда, с измененной символикой и более умеренной идеологией.
В то же время, "Свобода" на сегодняшний день является, в сущности, единственной более-менее влиятельной силой, опирающейся на донцовский интегральный национализм и его теорию о существовании двух миров - латино-германского и московско-азиатского. Эти миры, по Донцову, постоянно враждуют между собой, а их разграничение проходит по восточной части этнических границ Украины и Беларуси.
Следует отметить, что, несмотря на то, что, как уверяют нас социологи, после Ющенко "народ устал от идеологий и хочет нормальной жизни", идеология интегрального национализма Донцова сейчас представляется довольно-таки перспективной. По крайней мере, в пределе трех-пяти областей Западной Украины.
Это - то самое заряженное ружье, которое висит в театре украинской независимости вот уже без малого 20 лет, и терпеливо ждет своего часа.
И будь Тягныбок порасторопнее, он мог бы уже на этих президентских выборах закрепить свой тернопольский успех.
Сегодня же, после "византийского реванша" ему, как говорится, все карты в руки.
Донцовский интегральный национализм - это не ющенковские "Сказки венского леса". Поэтому для Тягнибока, имея несомненное идеологическое преимущество, все будет зависеть, говоря футбольной терминологией, от исполнительского мастерства.
Мировоззренческое унижение - это очень серьезный стимул для политического реванша.
Высокомерие польских католиков по отношению к украинским схизматам привело к восстанию Богдана Хмельницкого. Версальское унижение немцев и глупая политика Веймарской Республики привела к Гитлеру. Трианонское унижение венгров - к Хорти. Бестолковая "оранжевая" политика по отношению к Юго-Восточной Украине, привела к донецкому реваншу.
Нынешний же "наезд" на националистов, уверен, на ближайших местных выборах может вполне привести к успеху на Западной Украине местного "Йоббика".
Впрочем, возможно, на это и делается расчет?
Виталий Билан, специально для УП