Неприбыльное дело
Основной темой для обсуждения, как всегда, послужила инфраструктура. В первую очередь, степень готовности главных спортивных арен страны.
На проблемах реконструкции НСК "Олимпийский" и строительстве стадиона во Львове также сделал акцент директор департамента УЕФА по стадионам и безопасности Марк Тиммер вместе со своим коллегой Мишелем Платини. К слову, последний собирается посетить с очередной инспекцией нашу страну в ближайшие дни.
На фоне подготовки к Евро соседней Польши, наше положение остается удручающим. У поляков пока нет своих "Донбасс-Арены" и "Металлиста", зато имеются гостиницы, дороги, аэропорты и главное - профессиональный менеджмент.
Тема подготовки к футбольному Чемпионату Евро-2012 там не является политической картой, которой можно "бить" конкурентов из оппозиции и прочих лиц, которые еще не так давно отвечали за успешное проведение футбольного праздника в стране.
Можно много говорить о нерадивых компаниях-субподрядчиках, уставной капитал которых составляет семь тысяч гривен, несмотря на это, прошлое руководство профильного Министерства подписало с ними контракт на сто миллионов долларов.
И о спорных земельных участках вокруг "Олимпийского", судьба которых остается неизвестной.
И о погрешностях в строительстве трибун, вследствие чего 6-7 тысячам футбольных болельщиков, станет проблематично наблюдать за поединками.
Но данные вопросы носят технический характер и вряд ли смогут существенно повлиять на настроение украинского налогоплательщика.
Проблема в том, что вся волокита вокруг футбольных стадионов с финансовой точки зрения носит исключительно убыточный характер для нашей страны. И если в Донецке и Харькове материальное обеспечение взяли на себя меценаты в лице Рината Ахметова и Александра Ярославского (на реконструкцию "Металлиста" было выделено бюджетных 270 миллионов гривен, остальные 330 миллионов гривен - частное финансирование), то за подготовку арен во Львове и Киеве приходится расплачиваться из государственной казны.
Сам Колесников подчеркнул, что "Донбасс-Арена" не окупится никогда, и данный объект является "подарком Рината Ахметова жителям Донецка и болельщикам ФК "Шахтера".
Общая сумма проекта НСК "Олимпийский" составляет 2.114 миллиарда гривен и это лишь ориентировочная цифра. Скорее всего, она будет значительно увеличена.
Львовский стадион предварительно обойдется в 607 миллионов, но сумма уточняется. Вот и посчитайте, насколько государственный бюджет (кстати, еще не принятый) "похудеет" в этом году. Вывод - спортивные арены не являются бизнес-проектами, поскольку изначально убыточны.
Не говорю, что стадионы не нужны, но для нас, тем более сегодня, это - непозволительная роскошь. В то время как экономически развитые страны стараются максимально сокращать расходы, мы предпринимаем необдуманные шаги и затеваем дорогостоящую стройку. При этом темпы и качество строительства вместе с добросовестностью главных субподрядчиков оставляют желать лучшего.
С точки зрения бизнеса куда более целесообразней инвестировать в прибыльный сектор, а проведение Евро организовать в двух украинских городах, к слову, данный сценарий не стоит исключать после очередного решения УЕФА, которую могут не удовлетворить темпы подготовки наших стадионов.
Например, частичное решение проблем с дорогами может упростить не только жизнь обычных водителей и пассажиров, в том числе после 2012 года, но и принести значительную прибыль в казну. Не стоит забывать, что наше государство является транзитером. Латание дорожных дыр сегодня, поможет быстрее залатать дыры в бюджете завтра.
Такая же ситуация и с туристической инфраструктурой. Повысив ее привлекательность, можно параллельно улучшить инвестиционный климат в стране, что повлечет за собой прибыль в казну, дополнительные рабочие места и значительно улучшит имидж Украины на международной арене.
Подобных примеров - уйма. И ведь мы могли претендовать и на 6 украинских городов, принимающих Евро. Думаю, Одесса и Днепропетровск в этот раз не упустили бы свой шанс.
Вот только станет ли от этого легче честным налогоплательщикам и украинской казне, вопрос риторический...
Павел Цыруль, глава правления комитета общественного контроля Евро-2012, для УП