К проблеме Азарова и женщин в политике
Янукович отправил женщину на кухню, а Азаров продолжил традицию, отрицая саму возможность их присутствия в политике. Маскулинное, в прямом и переносном смысле, правительство, безусловно, заставляет задуматься о том, каковы перспективы гендерной политики в Украине.
Во-первых, я очень сомневаюсь, что новое правительство знакомо с гендерным законодательством, в частности с законами "О равных правах и возможностях" и "О противодействии насилию в семье", и, несомненно, с Конституцией, в которой черным по белому зафиксировано равенство полов.
Сомневаюсь, что Кабмин будет заниматься ликвидацией гендерной безграмотности, однако я не думаю, что у Азарова или Януковича есть какие-то конкретные идейные мотивы насчет борьбы с гендерным равенством. Даже тот факт, что 9 февраля "регионалы" прокатили законопроект по гендерному квотированию, скорее был политической реакцией, поскольку законопроект подавался БЮТом.
Вряд ли все представители Партии регионов категорически против идеи гендерного квотирования. Думаю, игнорирование этого законопроекта связано еще и с тем, что депутаты боятся за свои теплые места в сессионном зале. Квотирование действительно может отобрать часть мандатов, а значит женщина здесь становится лишним конкурентом.
Во-вторых, женщины Украины сейчас отгребают за правительство Тимошенко.
Юлия Владимировна сама вырыла себе и нам могилу, показав свое слабое место. Она то пыталась уйти от женской природы под лозунгами ее политтехнологов "Единственный мужик в Кабмине – это Тимошенко", то, наоборот, подчеркивала все существующие гендерные стереотипы о женской пассивности, слабости и зависимости от мужчин.
Именно поэтому я склонна считать высказывания регионалов больше антибютовскими, чем антифеминистскими.
Однако, следует признать и тот факт, что женщину-политика судят гораздо строже, объясняя все ее минусы принадлежностью к слабой части человечества – ведь почему-то никто не ругает политических лидеров мужского пола только за то, что они мужчины!
В-третьих, пережитки патриахата все еще присутствуют в нашем обществе. И женщина в политике по-прежнему является исключением из правил. Бороться с этим надо при помощи активного просвещения масс, что, с одной стороны, даст больше возможностей женщинам-лидерам, а с другой – сократит количество гламурных дур, живущих за чужой счет.
В-четвертых, высказывание Януковича, скорее всего случайное, привлекло внимание общественности. Но над высказыванием Азарова поработали уже политтехнологи, так как острая тема противостояния и равенства полов всегда находит отклик у людей.
Не удивлюсь, если подобные заявления о второстепенном положении женщин в обществе будут повторяться. Но надеюсь, что существуют гендерные политтехнологи, которые смогут повернуть ситуацию в нужное русло.
И, наконец, о том, что нужно делать. Я видела предложение о заявлении в суд на Азарова в рассылке Харьковского центра Гендерных Исследований. Метод почти непробиваемый, ввиду совершенной непробиваемости политических сил.
Гипотетически, сам факт подачи заявления и отказа мог быть бы хорошей информационной кампанией, но если общественные организации пойдут на это, они лишатся минимальной существующей поддержки правительства.
Не стоит ожидать какой-либо реакции от структур исполнительной и законодательной власти, которые отвечают за внедрение гендерной политики в стране - сейчас раздают портфели и проходят кадровые чистки. За идею свое рабочее место никто не отдаст.
Вопрос "Что делать?", как всегда, остается открытым. Давайте хотя бы делиться мыслями вслух.
Екатерина Попова, для УП
УП 100. Поза межами можливого
"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.