Патовая ситуация, или пиррова победа Виктора Януковича

61 просмотр
Пятница, 12 февраля 2010, 14:44
Александр Романюк
политолог, для УП

Сегодня мало кто сомневается в победе Виктора Януковича на президентских выборах 2010 года. Однако эта "победа" представляется весьма относительной.

Во-первых, впервые за всю историю Украины "победитель" получил меньше половины голосов избирателей, принявших участие в выборах - всего 48,95%.

Для сравнения: в 1991 Леонид Кравчук получил 61,52% (единственный, кто стал президентом Украины по результатам голосования 1-го тура); в 1994 Леонид Кучма - 52,15%; в 1999 он же получил 56,25%; в 2004 Виктор Ющенко - 51, 99%.

Во-вторых, выборы 2010 продемонстрировали наименьший разрыв между основными претендентами на президентскую булаву - 3,48%.

Для сравнения: в 1991 (Кравчук - Черновил) он равнялся 38,32%; в 1994 (Кучма - Кравчук) - 6,55%; в 1999 (Кучма - Симоненко) - 18,45%; в 2004 (Ющенко - Янукович) - 9,79%.

В-третьих, Виктор Янукович проиграл Юлии Тимошенко и в территориальном плане, получив большинство голосов только в 10 административно-территориальных единицах (АРК, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской Одесской, Харьковской, Херсонской областях и городе Севастополе).

Юлия Тимошенко добилась победы в 17 (Винницкой, Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Киевской, Кировоградской, Львовской, Полтавской, Ровенской, Сумской, Тернопольской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской, Черновицкой, и городе Киеве).

Тимошенко победила также и в заграничном избирательном округе - 60,57% против 33,96% Виктора Януковича.

В-четвертых, способность президента формировать и реализовывать политический курс страны, определяется его влиянием на исполнительную власть.

Проблема Виктора Федоровича состоит в том, что в данной ситуации сформировать правительство, которое стало бы реализовывать его программу (вследствие суперпопулисткого характера она в принципе нереализуема) не представляется возможным.

До политической реформы 2004 формированием правительства занимался президент, который представлял кандидатуру премьер-министра парламенту. Если парламент голосовал "за", президент, по представлению премьера, формировал весь остальной состав правительства.

Теперь эта функция перешла к парламенту. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию в декабре 2004, Кабинет Министров формируется коалицией депутатских фракций, составляющей абсолютное большинство от конституционного состава Верховной Рады, то есть не менее 226 депутатов.

Может ли сегодня Виктор Янукович сформировать "своё" правительство?

В нынешнем составе Верховной Рады, по итогам парламентских выборов 2007, имеется 5 депутатских фракций: Партии Регионов - 172 депутата; Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) - 153; Блока "Наша Украина - Народная Самооборона" (НУ-НС) - 71; Компартии Украины (КПУ) - 27; Блока Литвина - 20. А еще 6 внефракционных депутатов.

Такая структура ВР делает невозможным создание "антикризисной" коалиции без участия "помаранчевых", ибо Партия Регионов, КПУ и Блок Литвина вместе имеют только 219 мандатов.

В сложившейся ситуации возможны три варианта правительственной коалиции, но все они предполагают участие либо БЮТ, либо НУ-НС, либо сразу обеих этих сил.

Первый - коалиция Партии Регионов и БЮТ (325 мандатов). Если бы такая коалиция была создана, то теоретически это был бы самый эффективный вариант из всех трёх, ибо вместе эти две политические силы обладают не только абсолютным, но и конституционным большинством депутатского корпуса.

Однако относительно этого варианта возникает ряд вопросов. Смогут ли эти политические силы после пятилетней изнурительной борьбы между собою прийти к компромиссу? И поймут ли в этом случае их избиратели?

Кроме того, такой вариант априори предполагает, что премьер-министром Украины остается Юлия Тимошенко. Согласится ли на это Виктор Янукович? А, если и согласиться, насколько упадет его рейтинг среди бело-голубого электората?

Второй - коалиция Партии Регионов и НУ-НС (243 мандатов). Чтобы такая коалиция была создана, необходимо, чтобы это решение поддержали хотя бы 36 депутатов фракции НУ-НС. Это представляется весьма проблематичным, ибо фракция давно не является единым целым.

Она фрагментирована на пять групп: "Народная Самооборона" во главе с Юрием Луценко; группа прагматиков во главе с лидером этой фракции Николаем Мартыненко, "За Украину" во главе с Вячеславом Кириленко; группа адептов Виктора Ющенко, группа партии "Единый Центр" (клиентела Виктора Балоги).

Из этих пяти групп только "единоцентристы" и "ющенковцы" способны поддержать коалиционное соглашение с Партией Регионов. Но эти две группы имеют в своем составе вместе только около 20 депутатов, что явно недостаточно для принятия решения о коалиции НУ-НС с ПР.

Кроме того, условием создания такой коалиции станет требование, если и не паритетного, то широкого представительства нашеукраинцев в составе коалиционного правительства. Готовы ли регионалы уступить значительную часть министерских портфелей своим главным идеологическим противникам?

А группа адептов Ющенко потребует еще для Виктора Андреевича и премьерскую должность.

Третий - сохранение коалиции в формате БЮТ, НУ-НС и блок Литвина (144 мандатов). Этот вариант представляется наиболее вероятным, поскольку другие - весьма и весьма проблематичны.

Весьма сомнительной представляется и возможность отставки правительства Тимошенко, вследствие выражения ему недоверия со стороны Верховной Рады.

Конституция Украины предусматривает, что если в течение месяца после отставки правительства не будет сформировано новая коалиция депутатских фракций, то президент может распустить Верховную Раду и назначить досрочные парламентские выборы, которые пройдут через два месяца после отставки ВР.

То есть через три месяца нас ожидают не только местные, но и парламентские выборы. Какая из нынешних фракций заинтересована в проведении досрочных парламентских выборов?

Ни одна!

Блок Литвина не заинтересован, поскольку он на этот раз вряд ли пройдет трехпроцентный заградительный барьер. В 1-ом туре нынешних президентских выборов его лидер набрал всего 2,35%, а голоса за Литвина очень четко отражают рейтинг его именного блока.

У Компартии Украины более высокий процент вероятности попадания в новый состав парламента, но это не факт. А если даже и попадет, то потеряет около десятка мест.

На парламентских выборах 2007 КПУ получила 5,39% голосов, а на президентских выборах 2010 Петр Симоненко, как кандидат не только от КПУ, но и от левых сил, только 3,55%.

НУ-НС "в купу" будет уже не собрать, а по одиночке ни один из его фрагментов в Верховную Раду не попадет.

Последние социологические исследования свидетельствуют, что, если состоятся досрочные выборы, то БЮТ, как и Партия Регионов, потеряют по сравнению с предыдущими парламентскими выборами 10-15% голосов своих избирателей, следовательно их фракции уменьшатся на 1/3-1/2 от нынешнего состава.

Досрочные парламентские выборы приведут в парламент новые политические силы: партию "Сильная Украина" Сергея Тигипко, "Фронт перемен" Арсения Яценюка», партию "Свобода" Олега Тягнибока», которые сильно потеснят старожилов.

Хотят ли этого нынешние депутаты и лидеры парламентских сил? Вероятнее всего, присущий депутатскому корпусу инстинкт самосохранения исключает возможность проведения досрочных парламентских выборов.

Александр Романюк, политолог, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и политологии Харьковской академии культуры, член президиума Харьковской ассоциации политологов, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)