Сергей Тигипко: успешный фальстарт

77 просмотров
Среда, 20 января 2010, 10:20
Валерий Песецкий
политолог, для УП

Рано, очень рано поздравлять Сергея Леонидовича с победой.

Перефразируя знаменитое изречение, его ситуацию можно описать так: горе победителю! И вот почему: Сергей Леонидович совершенно неожиданно для всех, и, по мнению автора, в том числе и для себя, набрал роковое число процентов своих сторонников - 13.

Почему роковое? Возможно это лишь совпадение? Ну, 13 и 13, чего тут такого? Не верить же бабушкиным сказкам о числе 13. Возможно.

Но давайте от мистики перейдем к политическому анализу ситуации.

Вопрос первый: простят ли Тигипко фавориты президентской гонки его столь высокий результат? Не простят. Точно.

Вопрос времени, когда, как и при каких обстоятельствах над ним будет учинена политическая расправа. Но она неизбежна. И мнение избирателя тут Сергею Леонидовичу не поможет.

А других политических ресурсов у него нет. Ни партии, ни поддержки политико-экономической элиты внутри страны, тем более - извне. На что же рассчитывать Тигипко? Исключительно на свою изворотливость. На способность уходить от ударов его политических конкурентов. Сумеет ли? Осилит ли? Сомневаюсь. По крайней мере, в прошлой политической жизни Тигипко таких качеств не демонстрировал.

Вопрос второй: в чем феномен такого высокого процента голосов, который набрал данный кандидат?

Ответ прост. Штабы Тимошенко и Януковича настолько увлеклись борьбой между собой, что просто не заметили рывка конкурента. Да и вся социология свидетельствовала, что Тигипко весьма и весьма далеко до цифры 13.

Не имея достоверных данных, можно сделать предположение, что в случае с Сергеем Леонидовичем сработал механизм выбора избирателя, характерный для периода выборов времен перестройки в СССР и первых - в независимой Украине. Именно тогда избиратель делал свой окончательный выбор за день, два, три до даты голосования. Тогда это объяснялось исключительной доверчивостью и впечатлительностью советского, а следом и младоукраинского избирателя.

Исследования последних лет четко показывали, что современный избиратель Украины склонен в большинстве своем принимать решение за 6-7 месяцев до дня голосования. И уже не менять его под воздействием любых аргументов со стороны политических оппонентов своего кандидата - политического блока - партии. Более того, от 70 до 80 % избирателей не доверяют политической рекламе.

Тогда в чем же феномен Тигипко? Следуя логике исследований, старт кандидата должен был бы состояться не позднее апреля-мая прошлого года. И знакомство избирателей с Сергеем Леонидовичем должно было бы идти не через политическую рекламу.

В реальности же все было наоборот. Крайне поздний старт: где-то в августе-сентябре. И - изобилие, в принципе, крайне малосодержательной политической рекламы. Кроме того, в августе-сентябре социология кандидата граничила со статпогрешностью.

Так что же случилось в начале января нынешнего года? Вероятно, более глубокие исследования ответят на этот вопрос.

Вопрос третий: что ждет обладателя 13 % голосов украинцев в ближайший год?

Сергей Леонидович сделал два неосторожных заявления.

Первое: в начале кампании он мимоходом выразил готовность работать премьером у любого победителя президентской гонки. Тогда это было тактически оправданно. Тигипко на политическом рынке не входил в число тяжеловесов. Шансы его оценивались многими экспертами скептически. Этим заявлением он демонстрировал Януковичу и Тимошенко свою договороспособность. И, таким образом, уходил от удара с обеих сторон.

Ну, в самом деле, зачем "мочить" такого покладистого конкурента? Ну, хочет состоятельный человек поиграть в кандидата в президента - пусть потешится. Авось сгодится со своими 3-4 процентами. Так, или примерно так рассуждали в штабах политтяжеловесов. Просчитались.

Второе неосторожное заявление Тигипко сделал во время эфира на Интере, в программе "Большая политика. Ночь выборов". Вероятно, под впечатлением от столь высокого результата, Сергей Леонидович пообещал своим избирателям, что не станет призывать их голосовать за Януковича или Тимошенко.

Ой-как поторопился Сергей Леонидович! Но слово - не воробей: вылетело - не поймаешь.

Ну и что дальше? Первое предложение последовало от Тимошенко. Пока - через утечку в СМИ из ближнего круга. То самое, на которое, вначале кампании так надеялся Тигипко. Стать премьером плюс получить 50 % мест в правительстве.

Вероятно, нечто подобное прозвучит и от представителей ПР. Хотя, возможно, они подождут реакции Сергея Леонидовича. И предложат что-то поскромнее. А может и посолиднее.

В любом случае торги будут идти со всеми кандидатами. Цена вопроса слишком велика, чтобы со счетов сбрасывать даже 1 голос.

Почему же автор посчитал заявления Тигипко неосторожными? Отказ от первого обещания Сергею Леонидовичу не простят Янукович и Тимошенко. Отказ от второго - избиратели.

Вопрос четвертый. Что же выберет обладатель 13 % голосов? И что он может выбрать?

По сути, Тигипко публично загнал себя в положение между молотом и наковальней. И это вина его политических консультантов.

Предположим, он согласится на предложение стать премьером у Тимошенко или у Януковича - если последний предложит этот пост. Как на это отреагирует избиратель? Однозначно - негативно. И легко взятый рейтинг в момент обвалится. Навсегда. В нули.

А если откажется и сохранит верность ночному обещанию избирателю? Тогда он и его юная политическая сила будут полностью обнулены на местных и возможных досрочных парламентских выборах в мае этого года. И у БЮТ и у ПР для этого достаточно времени и ресурсов.

И, тогда, Сергей Леонидович навсегда утратит интерес и доверие у региональных элит. Его набирающий обороты политический проект будет провален.

Впрочем, согласие на пост премьера, что у Тимошенко, что у ее оппонента, Сергею Леонидовичу тоже не гарантирует сохранения его политпроекта. Почему? Да потому, что во-первых, Тигипко - чужак и выскочка для вынужденных делать ему предложение БЮТ и ПР.

Посему, реальной поддержки его начинаниям в правительстве не окажет ни один из союзников поневоле.

Во-вторых, в нынешних экономических реалиях страны пост премьера - "паленое" место. Фактически - политическая "могила" для любого, кто рассчитывает на сохранение и рост своего рейтинга у избирателя. Едва ли этот тезис стоит обосновывать.

Итак, что же делать Сергею Леонидовичу с его 13 %? В кулуарах утверждают, что кандидат будет думать: дней 10-12. Автор же полагает, что думать надо было раньше.

Валерий Песецкий, политолог

Реклама:

УП 100. Поза межами можливого

"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.

Киев | 20 ноября
КУПИТЬ БИЛЕТЫ
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)