Кремль ходить "демократією"

Среда, 16 сентября 2009, 12:24
PR-специалист Центра демократии и верховенства права

"Это Манифест демократического выбора России", "провозглашение курса на сближение с Западом", "дух статьи разделяю, но демократию в России можно построить только без Путина и Медведева", "как они могут победить коррупцию в России, если сами создали эту систему" и "зачем так акцентировать на недостатках русского народа".

Российская общественность удивлена статьей, подписанной президентом РФ Дмитрием Медведевым "Россия, вперед!". Материал был опубликован в интернет-издании Газета.ru и станет основой для ежегодного послания главы государства Федеральному Собранию.

Впрочем, уже сейчас можно сказать, что данная статья войдет в историю, как, по сути, декларация о намерении откорректировать основные идеологические посылы официальной России.

Впервые, со времени воцарения Путина, власть признала наличие в стране, обществе и даже на ментальном уровне фундаментальных проблем, которые мешают россиянам двигаться вперед.

Впервые ценности, изобретенные Западной цивилизацией - свобода,  гуманизм, зажиточность, личная инициативность и ответственность - признаны Кремлем, хоть и между строк, неоспоримыми ценностями.

"Что нужно сделать, чтобы качество жизни граждан России и сегодня, и в будущем неуклонно повышалось? Чтобы наше общество становилось богаче, свободнее, гуманнее, привлекательнее?".

Смысл этого "манифеста демократии" состоит в том, что Россия, по крайней мере, на словах, готова отказаться от идеологии "суверенной демократии", которая развилась там после цветных революций в Грузии и Украине.

Тогда, возможно, побаиваясь потерять преемственность власти, идеологи Кремля, обосновывая особенный путь России, занимались попросту пропагандистской демонизацией Запада и особенно США. Массовыми тиражами издавались книги, где демократия была синонимом зла.

Так, например, писали авторы нашумевшей книги "Проект Россия" изданной в 2007: "Современные люди строят жизнь в соответствии с догмами демократии, а не веры. В результате добрая, христианская атмосфера вытеснена злой демократией".

Итак, Кремль готов сменить "пластинку" антизападной риторики. Теперь он четко заявляет, что не пытается построить отдельную от Запада цивилизацию.

Для многих патриотов отказ от идеи "отдельной русской Цивилизации", которая противопоставляет себя Западу, судя по всему, является серьезным испытанием. Видимо поэтому в материал было дано объяснение, что де без Запада Россия просто не выживет:

"Модернизация российской демократии, формирование новой экономики, на мой взгляд, возможны только в том случае, если мы воспользуемся интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества. Без всяких комплексов, открыто и прагматично.

Вопрос гармонизации отношений с западными демократиями - это не вопрос вкуса или каких-то личных предпочтений тех или иных политических групп. Наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъема качества жизни. Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии. Этим странам нужны, в свою очередь, возможности России".

"Мы крайне заинтересованы в сближении и взаимном проникновении наших культур и экономик. ... обидчивость, кичливость, закомплексованность, недоверие и тем более враждебность должны быть исключены на взаимной основе из отношений России с ведущими демократическими странами".

И для успешности этого сотрудничества Россия готова даже подкорректировать свой национальный характер. "Мы должны уметь заинтересовать партнеров, вовлечь их в совместную деятельность. И если для этого нужно что-то изменить в самих себе, отказаться от предрассудков и иллюзий - так следует и делать".

Но, вспомните, с какой обидой Украине бросаются обвинения в том, что она сближается с Западом назло России. Теперь же Россия сама признает безальтернативность такого сближения.

Кремль также официально признает наличие трагических ошибок в истории России: "Впечатляющие показатели двух величайших в истории страны модернизаций - петровской (имперской) и советской - оплачены разорением, унижением и уничтожением миллионов наших соотечественников".

И даже больше - признает один из самых главных упреков российскому государству - неуважение к человеческой жизни: "Не нам судить наших предков. Но нельзя не признать, что сохранение человеческой жизни не было, мягко скажем, в те годы для государства приоритетом. К сожалению, это факт".

Кремль фактически признает, что проект "Россия", основанный на деспотичности власти, каким он был на протяжении 500 лет - этот проект изжил себя и подошел к концу. Время открывать новую страницу.

"И, конечно же, современная Россия не повторяет собственное прошлое. Наше время по-настоящему новое ... переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлен ненасильственными методами. Не принуждением, а убеждением.

Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства. Мы действительно живем в уникальное время".

Намекает Кремль и на признание трагических ошибок по отношению к другим народам.

"У российского народа, как у каждого великого народа, яркая, героическая, вызывающая уважение и восхищение и в то же время противоречивая, сложная, неоднозначная история. ... Мы должны смотреть на свое прошлое трезво. Видеть в нем и грандиозные победы, и трагические ошибки...".

Кремль признает и философию "протестантской этики", которая, как известно, зародилась в Северной Европе, со временем привела Запад и, в первую очередь, Англию и США к технической революции, сделав идею "свободы и демократии" главной идеологией человечества.

"Желание "делать себя", достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешенные вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе, и критических выступлений".

Названы пороки русского общества: "...взяточничество, воровство, умственная и душевная лень, пьянство - пороки, оскорбляющие наши традиции. От них следует избавляться самым решительным образом".

К достоинствам отнесены: "межнациональный и межконфессиональный мир, воинская доблесть, верность долгу, гостеприимство и доброта, свойственные нашему народу".

Заканчивается статья призывом к "крестовому походу" против коррупции: "преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!".

Итак, Кремль примеряет новые идеологические подходы. Это и не удивительно - 10 лет назад, в августе 1999, Владимир Путин занял пост премьер-министра России. Время подводить итоги, а они не вдохновляют.

Искренне ли российская политическая элита попытается начать жить по-новому и поменять что-то в России, в ее историческом характере? Начать все с чистого листа - это было бы истинно по-русски.

А может, это лишь красивые слова, задача которых, в первую очередь, поправить серьезно пошатнувшийся авторитет в мире, уйти от восприятия России как авторитарной страны?

Украинству, которое является естественным носителем демократических ценностей, сегодня, по сути, достаточно просто выдерживать все имперские информационные атаки. Россия - авторитарная страна, Украина - потенциальная демократия, где уже сегодня, хоть и не порядок, но "дышится свободнее".

Если Россия успешно проведет свой "ребрендинг" и войдет в "семью" демократических народов, перед Украиной встанет вопрос поиска своего уникального проекта.

При этом тональность манифеста четко свидетельствует, что Россия не планирует воевать с Украиной. Конечно, имперский характер России не поменяется. Ведь Кремль и пошел "демократией" в надежде переиграть всех.

С публицистическим исследованием автора "Взлет и падение Цивилизации Московского царства-Российской Империи-СССР в понятиях цивилизационной теории А. Тойнби" можно ознакомиться здесь.

Денис Самигін, для УП.