Социологические фантазии Януковича
Среда, 29 сентября 2004, 21:49
Сергей Тигипко подарил сенсацию – оказывается, "как и планировалось", рейтинги Ющенко и Януковича сравнялись. Именно такую информацию предоставил Российский клуб, цитируя результаты проведенного российским же фондом "Общественное мнение".
Однако, ведущие украинские социологические фирмы отвергли возможность того, что Янукович догнал Ющенко. Многочисленные методологические вопросы к проведенному Фоп'ом опросу позволяют утверждать: Тигипко радуется рановато.
Припоминается, что еще летом господин Тигипко предсказал сравнивание рейтингов – оно должно было состояться еще в сентябре. Однако, в сентябре рейтинги не сравнялись. Больше того, отрыв Ющенко от Януковича начал увеличиваться.
Говорят, что донецкие сотрудники штаба единого кандидата от власти задавали Тигипко резонный вопрос: Где обещанные рейтинги? "За базар" отвечать приходится – итак, если мощного роста народной любви к премьеру не наблюдается, ее надо нарисовать. Оттуда и результаты, которые вызывают искреннее удивление в украинских социологов.
У специалистов возникает немало вопросов к озвученным Российским клубом данным. Как отмечали руководители Фонда "Демократические инициативы" Илько Кучерив и Ирина Бекешкина, любой иностранный фонд не имеет в Украине собственной сети, а все иностранные компании всегда проводят исследования через какую-то украинскую фирму.
"Согласно канонам подачи социологической информации, необходимо показывать данные, какая именно фирма проводила это исследование", - сказала Бекешкина. Такой информации нет.
В конце концов, самое главное: Фоп'овские результаты радикально отличаются от исследований авторитетных отечественных социологических служб. Как свидетельствуют исследования Киевского международного института социологии, Фонда "Демократические инициативы" и Центра "Социс", центра "Социальный мониторинг", Центра им.Разумкова, разрыв между Ющенко и Януковичем сохраняется и даже увеличивается.
Например, по данным опроса 6 000 человек, проведенного недавно тремя авторитетными социологическими фирмами (Центром "Социс", Киевским международным институтом социологии, компанией "GFK-USM", – за Ющенко на президентских выборах готовы проголосовать 33,5% граждан, а за Януковича ( 25,2%. То есть, разрыв составляет 8,3% и отнюдь не 0%, как "рисуют" зарубежные "наемники от социологии".
По данным этого исследования, Ющенко уверенно побеждает и во втором туре выборов. За него проголосовали бы 40,9% граждан, а за Януковича ( 31,8%. Преимущество в 9,1% при всем желании тяжело обнулить.
Согласно данным волнового опроса, которое проводят Фонд "Демократические инициативы", Центр "Социальный мониторинг", Центр "Социс", разрыв между Ющенко и Януковичем в конце сентября в первом туре составляет 6.7%, во втором – 7.6%. При этом разрыв растет.
Косвенные данные, которые характеризуют отношения избирателей к действиям кандидатов, свидетельствуют в пользу большей достоверности украинских рейтингов. Так, 72% опрошенных оценивают "государственную адресную помощь к пенсии (дотации)" как предвыборный шаг. И не спешат поддерживать Януковича. Не влияет на отношение избирателей к кандидатам и медиа-кампания. Больше двух третей избирателей не доверяют сообщением СМИ об оппозиции.
Эти данные – отражение реальности: проблема для штаба Януковича в том, что, кроме вброшенной пенсионерам одноразовой спонсорской помощи, у правительства Януковича уже ничего реального не остается.
Лимит предвыборных "социальных подарков" исчерпан. Проправительственное большинство в Верховной Раде распалось. Цены на бензин растут (а обещанное с 1 октября повышение таможенной пошлины на экспорт российской нефти обещает сделать этот рост еще быстрее)... Яичный инцидент в Ивано-Франковске избиратели восприняли с присущей им мудростью.
К дню голосования Януковичу не удастся не то что догнать Ющенко, а хотя бы приблизиться к нему. Значительный разрыв в рейтингах будет означать, что чиновники на местах особенно не будут налегать на админресурс: если реальными будут перспективы смены власти, в особенности перенапрягаться для ее сохранения никто не будет.
Поэтому любым способом надо подать другую информацию, создать "шум", в котором попробовать потопить реальность. Вот и появились "рисованные рейтинги".
На манипуляции с ними остается времени только до 15 октября: потом публикация рейтингов запрещена законом о выборах президента. Вот и стараются российские помощники украинской власти "впарить" свою продукцию. Чтобы запомнилось последнее. Заодно и "своих" успокоить можно.
Но, как и другие шаги кампании Януковича в последнее время, попытка вышла довольно неуклюжая. К информации трех "эсдечных" каналов отношение граждан давно адекватное; а другие национальные каналы будут подавать также данные украинских социологов. Те, которые опровергают информацию Российского клуба.
А на сегодня социологический "прогноз погоды" благоприятен именно для Ющенко. Он уверенно лидирует в избирательных гонках и имеет значительные электоральные резервы. А если у Тигипко появятся новые предвидения, то предлагаем ему сверить их с реалиями 31 октября этого года.
Автор: Ростислав Павленко, Школа политической аналитики при Наукма
Однако, ведущие украинские социологические фирмы отвергли возможность того, что Янукович догнал Ющенко. Многочисленные методологические вопросы к проведенному Фоп'ом опросу позволяют утверждать: Тигипко радуется рановато.
Припоминается, что еще летом господин Тигипко предсказал сравнивание рейтингов – оно должно было состояться еще в сентябре. Однако, в сентябре рейтинги не сравнялись. Больше того, отрыв Ющенко от Януковича начал увеличиваться.
Говорят, что донецкие сотрудники штаба единого кандидата от власти задавали Тигипко резонный вопрос: Где обещанные рейтинги? "За базар" отвечать приходится – итак, если мощного роста народной любви к премьеру не наблюдается, ее надо нарисовать. Оттуда и результаты, которые вызывают искреннее удивление в украинских социологов.
У специалистов возникает немало вопросов к озвученным Российским клубом данным. Как отмечали руководители Фонда "Демократические инициативы" Илько Кучерив и Ирина Бекешкина, любой иностранный фонд не имеет в Украине собственной сети, а все иностранные компании всегда проводят исследования через какую-то украинскую фирму.
"Согласно канонам подачи социологической информации, необходимо показывать данные, какая именно фирма проводила это исследование", - сказала Бекешкина. Такой информации нет.
В конце концов, самое главное: Фоп'овские результаты радикально отличаются от исследований авторитетных отечественных социологических служб. Как свидетельствуют исследования Киевского международного института социологии, Фонда "Демократические инициативы" и Центра "Социс", центра "Социальный мониторинг", Центра им.Разумкова, разрыв между Ющенко и Януковичем сохраняется и даже увеличивается.
Например, по данным опроса 6 000 человек, проведенного недавно тремя авторитетными социологическими фирмами (Центром "Социс", Киевским международным институтом социологии, компанией "GFK-USM", – за Ющенко на президентских выборах готовы проголосовать 33,5% граждан, а за Януковича ( 25,2%. То есть, разрыв составляет 8,3% и отнюдь не 0%, как "рисуют" зарубежные "наемники от социологии".
По данным этого исследования, Ющенко уверенно побеждает и во втором туре выборов. За него проголосовали бы 40,9% граждан, а за Януковича ( 31,8%. Преимущество в 9,1% при всем желании тяжело обнулить.
Согласно данным волнового опроса, которое проводят Фонд "Демократические инициативы", Центр "Социальный мониторинг", Центр "Социс", разрыв между Ющенко и Януковичем в конце сентября в первом туре составляет 6.7%, во втором – 7.6%. При этом разрыв растет.
Косвенные данные, которые характеризуют отношения избирателей к действиям кандидатов, свидетельствуют в пользу большей достоверности украинских рейтингов. Так, 72% опрошенных оценивают "государственную адресную помощь к пенсии (дотации)" как предвыборный шаг. И не спешат поддерживать Януковича. Не влияет на отношение избирателей к кандидатам и медиа-кампания. Больше двух третей избирателей не доверяют сообщением СМИ об оппозиции.
Эти данные – отражение реальности: проблема для штаба Януковича в том, что, кроме вброшенной пенсионерам одноразовой спонсорской помощи, у правительства Януковича уже ничего реального не остается.
Лимит предвыборных "социальных подарков" исчерпан. Проправительственное большинство в Верховной Раде распалось. Цены на бензин растут (а обещанное с 1 октября повышение таможенной пошлины на экспорт российской нефти обещает сделать этот рост еще быстрее)... Яичный инцидент в Ивано-Франковске избиратели восприняли с присущей им мудростью.
К дню голосования Януковичу не удастся не то что догнать Ющенко, а хотя бы приблизиться к нему. Значительный разрыв в рейтингах будет означать, что чиновники на местах особенно не будут налегать на админресурс: если реальными будут перспективы смены власти, в особенности перенапрягаться для ее сохранения никто не будет.
Поэтому любым способом надо подать другую информацию, создать "шум", в котором попробовать потопить реальность. Вот и появились "рисованные рейтинги".
На манипуляции с ними остается времени только до 15 октября: потом публикация рейтингов запрещена законом о выборах президента. Вот и стараются российские помощники украинской власти "впарить" свою продукцию. Чтобы запомнилось последнее. Заодно и "своих" успокоить можно.
Но, как и другие шаги кампании Януковича в последнее время, попытка вышла довольно неуклюжая. К информации трех "эсдечных" каналов отношение граждан давно адекватное; а другие национальные каналы будут подавать также данные украинских социологов. Те, которые опровергают информацию Российского клуба.
А на сегодня социологический "прогноз погоды" благоприятен именно для Ющенко. Он уверенно лидирует в избирательных гонках и имеет значительные электоральные резервы. А если у Тигипко появятся новые предвидения, то предлагаем ему сверить их с реалиями 31 октября этого года.
Автор: Ростислав Павленко, Школа политической аналитики при Наукма