Президент в стеклянном доме
На вооружении российской пропаганды есть множество тем, так или иначе связанных с Украиной. Но, по всей видимости, в 2024 году противник будет с особенным рвением бить по двум болевым точкам.
Первая тема, активно эксплуатируемая Москвой уже сейчас – это усиление украинской мобилизации.
А вторая тема, которую пропагандисты Кремля начнут усердно раскручивать с весны – это легитимность президента Зеленского.
Подоплека вопроса хорошо известна. Провести полноценные выборы на фоне активных боевых действий нереально, а пятилетний президентский срок Владимира Александровича истекает в мае 2024-го.
Но если статус парламента в подобной ситуации детально прописан в Конституции ("У разі закінчення строку повноважень Верховної Ради України під час дії воєнного чи надзвичайного стану її повноваження продовжуються до дня першого засідання першої сесії Верховної Ради України, обраної після скасування воєнного чи надзвичайного стану"), то о президенте там ничего не сказано.
Это открывает простор для разночтений и всяческих спекуляций.
С одной стороны, согласно Основному Закону, президент Украины избирается на пять лет. С другой стороны, согласно тому же Основному Закону, президент Украины исполняет свои полномочия до вступления в должность новоизбранного президента.
В отечественной истории уже был прецедент Кучмы, задержавшегося на Банковой из-за переголосования второго тура президентских выборов в 2004-м. Но Леонид Данилович в роли "хромой утки" – это не Владимир Александрович, возглавляющий Украину в разгар большой войны и выступающий приоритетной мишенью для информационных атак противника.
А еще мы понимаем, что дух Основного Закона важнее буквы. Но, к сожалению, это не означает, что после формального завершения пятилетней каденции у Владимира Зеленского не возникнет никаких проблем с публичной легитимностью.
Читайте также: Герои и антигерои
Очевидно, что в мае 2024-го глава государства станет более уязвим. У его ненавистников появится новый излюбленный аргумент и новый повод для хейта в соцсетях. За действиями Зеленского будут следить пристальнее, чем ранее. Его решения будут оспаривать охотнее, чем ранее. И за любые ошибки и просчеты ему придется платить большую цену, чем ранее.
Образно говоря, президентская резиденция на Банковой станет стеклянным домом, в который при желании всегда можно будет бросить камень. Причем большей уязвимостью гаранта воспользуются не только в России – охотники это сделать наверняка найдутся и в Украине.
Конечно, о "нелегитимности" Зеленского не станут рассуждать люди, доверяющие главе государства, а Владимир Александрович по-прежнему сохраняет положительный баланс доверия и недоверия.
И, конечно, нарративы российской пропаганды не подействуют на тех людей, которые искренне симпатизируют гаранту. А ядро верных поклонников у Зеленского сохранится в любом случае.
Но, допустим, Владимир Зеленский всегда был вам антипатичен. Вас всегда раздражал его бэкграунд шоумена и его поход в политику. Весной 2019-го вы голосовали против кандидата Зе и долго переживали из-за его оглушительной победы на выборах. Вы негативно оценивали его деятельность на посту президента до 24.02.2022. А когда большая война с Путиным окружила Владимира Александровича героическим ореолом, вы посчитали это величайшей несправедливостью.
Читайте также: Наследники Наполеона
И вот весной 2024-го перед вами предстает целое меню из тезисов, заботливо приготовленных на кремлевской пропагандистской кухне: "Зеленский больше не легитимен", "Зеленский самовольно продлил свои полномочия", "Зеленский стал узурпатором", "Зеленский не имеет права руководить государством" и, само собой, "Зеленский нарочно затягивает войну, чтобы подольше остаться у власти".
Или же вы устоите перед соблазном запустить камнем в Зеленского именно тогда, когда он окажется в стеклянном доме? У вас хватит рассудительности, чтобы подняться над личными чувствами и давними обидами? У вас хватит силы воли, чтобы наступить на горло собственной песне? И вы воздержитесь от ударов по новой болевой точке президента, сознавая, что это не в меньшей степени ударит по самому государству Украина?
После 24 февраля 2022 года активная часть нашего общества не раз задавалась вопросом о том, где заканчивается допустимая критика власти в военное время и начинается откровенная солидаризация с внешним врагом.
Весна 2024-го очертит эту границу достаточно четко. Одно дело – критиковать решения главы государства. Другое дело – заявлять, что глава государства вообще не вправе принимать никаких решений.
Одно дело – оспаривать конкретные шаги действующего президента. Совсем другое дело – оспаривать его легитимность.
Если в первом случае объектом ваших нападок становится именно гарант, то во втором случае вы бьете не столько по нему лично, сколько по украинской государственности в разгар жестокой войны с Россией.
Читайте также: Год крови, пота и слез
2024 год станет тестом на гражданскую зрелость и политическую ответственность для всех оппонентов Владимира Зеленского. Но, кроме того, он станет важным тестом и для Банковой.
А значит, нужно будет искать новые подходы к внутренней политике. Изыскивать новые пути для консолидации украинского общества. Осваивать новые приемы противодействия российской пропаганде. Нащупывать новые методы коммуникации с оппонентами.
И главное – не превращать во врагов тех людей, которые вполне могут быть ситуативными союзниками главы государства в тяжелое военное время.
Ведь, как известно, живущему в стеклянном доме не стоит бросаться камнями в других.
Михаил Дубинянский