Год крови, пота и слез
"Кровь, пот и слезы" – под таким названием известна речь Уинстона Черчилля, произнесенная им перед Палатой общин в мае 1940-го. И так же назывался текст, вышедший на "Украинской правде" в самом начале 2023-го и посвященный перспективам нового года полномасштабной войны.
В тот момент большинству из нас не хотелось слушать о крови, поте и слезах; о новых вызовах, новых испытаниях и новых потерях. В массовом сознании 2023-му была отведена совершенно другая роль: он считался годом чуть ли не гарантированной победы над Россией. Годом, когда вражеские орды будут разгромлены, а оккупированные территории одна за другой вернутся в Украину.
Но, подводя итоги года, остается признать, что страна стала жертвой тех самых ментальных ловушек, которые просматривались еще двенадцать месяцев назад. И эти ловушки были созданы не внешним врагом – мы приготовили их для себя сами.
Читайте также: Кровь, пот и слезы
Ловушка №1: завышенные ожидания
Аппетит приходит во время еды, и прошлогодние победы Вооруженных сил Украины были восприняты в тылу как прелюдия к новым, еще более ярким и грандиозным победам. Хотя стратегическое окно возможностей, позволившее освободить Харьковщину и правобережную Херсонщину, уже закрылось к началу 2023 года, и Украине предстояло прорубить новое окно без каких-либо гарантий успеха.
Безусловно, к перегреванию народных ожиданий приложила руку украинская власть. Но не меньшую роль сыграла нетерпимость к инакомыслию и склонность к навешиванию ярлыков в украинском обществе.
Многие скептики предпочитали не делиться собственными сомнениями относительно триумфального контрнаступления – поскольку понимали, что скепсис может быть расценен как "предательство" и "работа на врага". Зато бравурные прогнозы о деоккупации Крыма уже через несколько месяцев не грозили ничем: и предсказуемо заполнили наше публичное пространство.
Ловушка №2: недооценка противника
Если в начале войны издевки над "второй армией мира" поднимали моральный дух населения и сыграли позитивную роль, то к 2023 году они стали приносить больше вреда, чем пользы.
Пока россияне учились на собственных ошибках, в Украине шапкозакидательство превратилось в публичный маркер патриотизма. Если вы не высмеиваете врага, не принижаете врага, не изображаете вражескую армию сборищем клинических идиотов – то это повод заподозрить вас в тайных симпатиях к врагу. В результате украинскую аудиторию продолжали кормить рассказами о жалких "чмонях".
А потом на эту же аудиторию обрушился поток неприятных открытий. Выяснилось, что противник преуспел в фортификации; что у противника в разы больше дронов; что противник наладил у себя военное производство, и с него нужно брать пример… Переход от уничижительных оценок врага к расписыванию вражеских достижений оказался слишком резким – и потому болезненным.
Объективно военные успехи РФ в 2023 году остаются весьма скромными. Российская программа-минимум – выход на административные границы Донецкой области – так и не была выполнена. Но по контрасту с недавним шапкозакидательством любой, даже незначительный успех нашего врага воспринимается обостренно и травмирует отечественную публику.
Читайте также: Зеркало чужой войны
Ловушка № 3: поиск виновных
Расхождение между желаемым и действительным подтолкнуло Украину к предсказуемой реакции: агрессивному поиску виновных среди своих же.
Обманувшись в собственных ожиданиях, страна не готова винить в этом объективные обстоятельства. Стране требуются козлы отпущения, на которых можно было бы выместить горечь массового разочарования.
Одни из нас ругают западных партнеров, инкриминируя им трусость, двуличие и стремление договориться с Россией за счет Украины. Другие клеймят гражданское население и утверждают, что украинский тыл забыл о войне и не проявляет должной солидарности с фронтом. Третьи вешают всех собак на Владимира Зеленского и его подчиненных, пытаясь взять реванш за поражение на президентских выборах четырехлетней давности.
Правда, военное командование в отечественных проблемах обвиняют реже других – генерал Залужный по-прежнему популярен и в армии, и в тылу. Но неистовая Марьяна Безуглая отдувается за всех, а о непростых отношениях между главкомом и Банковой не сплетничает только ленивый.
Новый 2024-й Украина встречает без прежних иллюзий. Теперь всем и каждому ясно, что война – это игра в долгую. От следующего года наши сограждане ждут не чудесных блицкригов, а новых вызовов, тяжелых испытаний и неизбежных потерь. Чего греха таить, такая перспектива уже успела деморализовать определенную часть украинского общества.
Можно не сомневаться, что знаменитую речь Черчилля о крови, поте и слезах в 2024-м процитируют не один раз. Но, пожалуй, более мотивирующей для наших соотечественников может стать другая британская цитата, датированная маем 1941-го:
"Очевидно, все надежды выиграть эту войну сколько-то пристойным способом утрачены. План Черчилля и Ко явно заключается в том, чтобы все отдать, а потом отбить все обратно с помощью американских самолетов и пролив реки крови. Разумеется, они не могут преуспеть. Весь мир повернется против них, вероятно, включая Америку. Через два года мы либо окажемся завоеванными, либо окажемся социалистической республикой, сражающейся за свое существование при наличии тайной полиции и при том, что половина населения будет голодать".
Но, как мы знаем, через два года Великобритания не была завоевана и не превратилась в социалистическую республику с голодающим населением. Американцы не повернулись против Черчилля и Ко, а общая победа над Германией в 1945-м оказалась вполне пристойной.
И это лишнее напоминание о том, что опускать руки не стоит даже в самых сложных ситуациях. И что уныние – точно не лучшая альтернатива шапкозакидательству.
Михаил Дубинянский