Конец эпохи Зеленского
Четыре года назад, 20 мая 2019-го, вступил в должность шестой президент Украины Владимир Зеленский.
Новый глава государства обещал согражданам "конец эпохи бедности" и "конец эпохи лжи", а его политические противники ждали, когда закончится эпоха самого Зеленского.
Точнее, даже не эпоха: в представлении оппонентов приход Владимира Александровича на Банковую выглядел кратковременным историческим недоразумением. Считалось, что президент-дилетант потерпит фиаско намного быстрее, чем его предшественники – профессиональные политики.
Скептики не сомневались, что популярность Зе лопнет, словно мыльный пузырь. Что это произойдет в течение считанных месяцев. Что профан Зеленский сможет удержаться на плаву лишь в тепличных условиях, при очень благоприятной внешней конъюнктуре.
Однако в реальности все вышло с точностью до наоборот.
На президентскую каденцию Зеленского пришлись два кризиса, немыслимых в 2019 году: сначала пандемия коронавируса, затем полномасштабное российское вторжение. А текущий уровень доверия к президенту превышает 80% – и это больше, чем было у него на момент вступления в должность.
Разумеется, правы наблюдатели, утверждающие, что на руку Зе играет консолидация страны в военное время. Но это не вся правда: поскольку аномальная социологическая динамика была продемонстрирована Зеленским еще до большой войны.
Достаточно изучить сравнительную инфографику, датированную осенью 2021-го. Если народное разочарование в Порошенко и Януковиче по большей части оказывалось необратимым, то шестой президент периодически отыгрывал потерянные ранее проценты.
Подобно игрушке-неваляшке, гаранту удавалось восстанавливать равновесие после очередного падения.
Читайте также: Три года спустя
Возможно, сказываются навыки Зеленского как профессионального актера. Владимир Александрович привык "чувствовать зал" – и готов оперативно корректировать собственный образ, отталкиваясь от запросов зрительской аудитории. Даже если эта аудитория исчисляется не сотнями человек, а миллионами.
Нынешний Зеленский имеет немного общего с Зеленским образца 2021 года и еще меньше общего с Зеленским-2019. Но в любом амплуа – будь то президент-миротворец или президент-воин – он смотрится вполне органично.
Как бы то ни было, в мае 2019-го никто не мог вообразить, что основатель "95 квартала" будет чрезвычайно популярен после четырех лет президентства. Причем на фоне полномасштабной войны.
Непримиримые противники Зе оказались в незавидном положении. И красноречивее всего об этом свидетельствуют аргументы, которыми они вынуждены оперировать. Например, этот фрагмент из нашумевшей статьи историка Александра Зинченко:
"Курс долара у квітні 2019 року був 27 грн. Через 4 роки став – 37 гривень за долар.
Курс євро у квітні 2019 року був 30 гривень, став – 41 гривня за євро.
Бензин коштував 26-30 грн за літр, став – 46-48 грн".
Вероятно, сам того не сознавая, автор воспроизвел излюбленную риторику пророссийских сил после 2014 года: "При Януковиче доллар был по 8, а теперь по 27. Доскакались на своем Майдане?!"
Друзья Кремля сравнивали цены на бензин и продукты питания до и после Майдана и считали свою аргументацию на редкость убедительной – но не встречали понимания в украинском обществе. Большинство украинцев воспринимали победу Майдана как закономерный и естественный исторический процесс: а раз так, Майдан нельзя было винить в российской агрессии и сопутствующих экономических проблемах.
Читайте также: Украина и ее "если бы"
Напротив, для Москвы и ее сторонников Майдан был противоестественным отступлением от нормального хода истории, результатом временного умопомрачения. Предполагалось, что напоминание о долларе по 8 будет способствовать народному отрезвлению.
О таком же отрезвлении уже пятый год мечтают сторонники Петра Порошенко.
Но Россия так и не дождалась массового покаяния украинцев за Майдан, а поклонники пятого президента не дождутся массового покаяния сограждан за избрание Зеленского.
Преемником Порошенко не стал представитель Антимайдана – и, очевидно, на смену Зеленскому тоже не придет представитель обиженной партии реванша.
Как и народное восстание осени 2013-го, приход Зе к власти не был ни досадной случайностью, ни противоестественным отклонением от нормального исторического процесса.
Четырехлетняя эпоха Зеленского уже вместила в себя больше драматического и героического, чем десятилетнее правление Кучмы.
Владимиру Александровичу уже обеспечено место в учебниках истории. Интрига в том, когда и на какой ноте завершится его эпоха.
Состоятся ли очередные президентские выборы весной 2024 года – или их придется перенести?
Пойдет ли Зеленский на второй срок – и если да, то будет ли он переизбран?
Насколько длительным и успешным окажется его послевоенное президентство?
Пока что ответов на эти вопросы нет и быть не может.
По-настоящему серьезным ударом по политическому будущему Зеленского стала бы проигранная война. Но, наверное, даже самые ярые хейтеры Зе не желают его поражения ценой поражения собственной Родины.
А победа Украины в войне с Россией автоматически обернется личным триумфом президента. И, конечно, в этом случае возникает риск того, что Владимир Александрович забронзовеет. Увлечется почиванием на лаврах, поверит в собственную безальтернативность, эволюционирует в классического автократа и предложит стране нехитрую формулу "Есть Зеленский – есть Украина, нет Зеленского – нет Украины".
Подобные опасения уже звучат среди оппозиционной интеллигенции.
Как ни парадоксально, от такого сценария гаранта может удержать даже не сопротивление общества, а собственные амбиции. Стремление возвыситься над своими предшественниками – и добиться того, что еще не удавалось никому из них.
Читайте также: В центре Вселенной
За всю историю независимой Украины ни один отечественный президент не сумел уйти красиво.
Леонид Кравчук был вынужден покинуть свой пост досрочно, проиграв выборы оппозиционеру Кучме.
Виктор Ющенко поставил антирекорд, попытавшись переизбраться и набрав унизительные 5,45%.
Петр Порошенко потерпел разгромное поражение от вчерашнего актера-комика.
Леонид Кучма продержался на Банковой два полных срока, но уходить ему пришлось под революционное скандирование "Кучма, Янукович – нари будуть поруч".
Об уходе самого Януковича не стоит даже вспоминать.
Но у Владимира Зеленского есть шансы стать исключением. Благоприятный исход войны подарит гаранту уникальную опцию – покинуть президентский пост, оставшись народным любимцем.
Уйти не под улюлюканье толпы, а под аплодисменты соотечественников и зарубежных зрителей. Уйти не побежденным, а победителем.
Владимир Александрович – натура артистическая, и красивый уход с Банковой может показаться ему не менее соблазнительным вариантом, чем многолетнее президентство.
А представится ли Зеленскому такая возможность, и воспользуется ли ей нынешний глава государства, мы узнаем уже в обозримом будущем.
Михаил Дубинянский