Украина в миниатюре. Кто, как и зачем создает один з крупнейших макетов в Европе

Пятница, 5 февраля 2021, 04:30
Фото: Эльдар Сарахман

Бог сотворил мир за семь дней. Рекордную миниатюру украинских железных дорог в мастерской на Татарке в Киеве обещают закончить за 15-16 месяцев.

Декораторы, столяры, маляры, механики и айтишники – в конце марта 2020 года команда из 35 человек начала строительство макета Украины. 

Модель размером 15 на 7 метров станет самой большой в стране. Ее планируют выставить на обозрение публики к концу лета 2021-го в одном из столичных торговых центров. Но это будет лишь первым этапом.

Глобальная цель киевской мастерской – сделать крупнейший в Восточной Европе макет на железнодорожную тематику, равный площади двух теннисных кортов.

Десятки двигающихся локомотивов и авто, ландшафты, промышленные объекты и памятники архитектуры – в фантазии об идеальном мире частные инвесторы вкладывают миллионы гривен. 

Моделирование, кажущееся детским занятием, может выглядеть по-взрослому. Проект Miniland.UA – это микс лаборатории, цеха и офиса, напичканных компьютерами, разными приборами, станками и микроскопами. 

То, что принято называть "миниатюрой", в руках демиургов с Татарки приобретает такие масштабы, что превращается в наглядный пример оксюморона. И образец того, на что способны люди, объединенные общей идеей.

УП показывает закулисье проекта.

Презентация

На обочине дороги замерли две лошади и телега, груженная стогом сена. Наверху сидит развеселый мужчина с бутылкой чего-то крепкого. У поводы отвалилось заднее колесо. Поодаль притормозила полицейская машина. 

 
Сценки для миниатюр придумывают на этапе проектирования макета
Все Фото: Эльдар Сарахман

Пока двое стражей закона регулируют движение на трассе, третий пытается починить тележку. Их рост – около двух сантиметров. На ногте мизинца может уместиться каждый из участников идиллической сценки, делая ее сказочной и по форме, и по сути. 

– Бачите, фіра майже перекинулась. Фірман – нетямущий. Йому поліція допоможе. Але потім, я впевнений, покарає за те, що він в такому стані виїхав, – говорит Павел Гущин.

Павел – профессиональный архитектор родом из Львова, гитарист группы Season of Melancholy, играющей romantic metal. Последние пару лет он занимает одну из руководящих должностей в Miniland.UA – частном многомиллионном проекте со стейкхолдерами, чьи имена тут не называют.

 
Павел: "В Европе моделирование намного популярнее, чем в Украине"

В моделирование железных дорог Гущин, как и многие в мастерской на Татарке, влюбился с детства. В начале 90-х, когда ему было три года, крестный подарил стартовый железнодорожный набор Piko из бывшей ГДР.

– Локомотив тоді дорого коштував, нереально його було дістати. Довгий час я по підлозі катав вагончики. А потім вже була велика колекція.

О своем увлечении, ставшим любимой работой, Павел рассказывает, стоя у презентационного стенда размером метр на метр. Нажимая на кнопку сбоку, он включает освещение, приводит в движение два поезда на узкоколейке и наполняет бутафорный мир звуками. 

 
Даже у небольшого макета можно задержаться надолго, забыв о времени 

Щебет птиц, шум машин и поездов, мычание коров и кудахтанье кур помогают осмыслить миниатюру тем, у кого туго с воображением. Тем, у кого проблем с ним нет, достаточно хорошего зрения и свободного времени, чтобы рассмотреть все в мелочах и оживить увиденное.

Реклама:

Медитация

– Тільки руками не чіпайте! – предупреждает Павел Гущин. – Купол двічі вже ламали.

У деревянной церкви под звон колоколов и стук вилок за длинным столом собралась шумная компания. 

 
Моделисты воспроизводят то, что им нравится в реальной жизни

Судя по застывшим жестам и позам, людям весело. На тарелках – микроскопические курица, хамон, арбуз, рыба, шашлык. Посуда и бутылки – размером от одного до четырех миллиметров.

– Свадьба? – пытается угадать репортер УП.

– Хрестини. Бачите, виносять з церкви дитину? І два фотографа працюють, – комментирует Павел.

 
Так может выглядеть лилипутское застолье глазами Гулливера 

Часть фигурок для миниатюр покупают, часть делают сами. Некоторые на 3D-принтере, некоторые – из дерева.

– У нас тут гриби навіть є, – помогает развидеть картину Гущин.

– Где? Не вижу! – вглядывается журналист.

– Треба в ліс йти. Це – білий гриб. А там – лось. Тут – туристи сидять з гітарами біля багаття та палаток. Собака поруч.

 
В презентационном макете показали кусочек Карпат и украинского быта
 
Движение авто, поездов, трамваев делает миниатюры динамичными

Чем больше рассматриваешь этот небольшой макет, тем больше замечаешь новых деталей. Вот, например, дом лесника. Его жена кормит кур, в то время как мужчина отдыхает на лавке. Вот – скалолаз, зависший на скале. 

– Мені подобається, що я можу показати людям інший погляд на простір, – говорит Гущин. – Спочатку людина бачить якусь незрозумілу штуку. А потім ходить біля макету: перший круг, другий, третій... Починає помічати щось менше, ще менше. 

Це – медитація по суті. Відокремлюєшся від існуючого світу і пірнаєш сюди.

Компьютеризация

– Діма, а поставте, будь ласка, міст Видубичі на місце.

– Аккуратно, аккуратно ставим! – отзывается человек в халате. – Как саперы говорят: "Вдохнуть! Не дышать!".

 
Шаблоны для инфраструктурных объектов моделисты берут в реальной жизни

В основном помещении мастерской кипит работа. Голоса, запах краски, шум от шлифовки – все это похоже на муравейник, где у каждого своя роль. Здесь же, за компьютерами, работают дизайнеры, проектировщики, инженеры, программисты.

Огромный, еще не завершенный макет впечатляет. И это – лишь первая часть масштабного проекта, которую обещают показать в Киеве через несколько месяцев.

 
Под железнодорожные пути укладывают специальное покрытие, которое уменьшает вибрацию

Улучшенную версию Украины собирают из деревянных и фанерных модулей, начиняя их электроникой. 

– Є силовий каркас, на нього встановлений рельєф, зверху – металева сітка. А потім остаточно формується ландшафт з гіпса, – рассказывает Павел Гущин, пока его коллега наносит водоэмульсионку на холмы. 

 
Макет состоит из множества пронумерованных модулей, которые можно разобрать и собрать в другом месте

Технологичность происходящего становится понятной, если заглянуть внутрь конструкции – там сотни метров проводов.

– Значна частина роботи – проектування, програмування, електроніка, автоматизація. Є системи, завдяки яким їздять локомотиви, машини. Сигналізація, освітлення, переїзди, стрілки, – показывает Павел.

Реклама:

Все это подключено к компьютерам.

– Ось тут буде тіньова станція для заправки машинок, – поясняет Гущин. – Коли авто посилає сигнал, що розряджається акумулятор, її відправляють автоматично по дорозі "під землю". Туди, де будуть елементи, які заряджатимуть машину також автоматично.

– Керують рухом за допомогою передавачів у вигляді супутників, які висять на макетом, – продолжает он. – За допомогою ультразвуку вони посилають сигнал на приймачі, які є в авто.

 
На самой верхней точке устанавливают Олесский замок
 
На замке будут микроскопические фонари из металла с крошечными светодиодами
 
Модельки людей тоже не сидят без дела и латают крышу замка

Железнодорожные станции Гайворон и Ивано-Франковск, шахта, электростанция. Городской трамвай. Олесский замок. Виадук в Ворохте, взращенный на 3D-принтере. Мост в Яремче и туннели. Река с настоящей водой, плотиной и мельницей. До ста единиц подвижного состава. Все это вместит детище моделистов с Татарки.

– Ми хочемо показати, що в Україні є багато прекрасних речей та пам’яток, на які варто подивитися і які треба зберігати, – говорят в мастерской.

Сублимация

Лес в моделировании растет так: сперва скручивают из проволоки каркас, покрывают его полимерной глиной и разрисовывают. Затем выращивают листья или иголки, используя разные виды синтетических волокон. 

 
В день один декоратор по озеленению может сделать до пяти деревьев
 
В отделе флоры и фауны пока что преимущественно хвойные деревья

Анастасия Стрельченко – одна из тех, кто занимается флорой. В отдельной комнате при помощи статического электричества и флокатора (специального инструмента) наносит иголки на ветки.

– Это так называемый "флок", – сыплет она синтетические крупицы на каркас, обрабатывая его аэрозольным клеем. – И так нужно делать где-то 15 минут.

 
Настя показывает, как на соснах появляются иголки

Этот процесс Стрельченко, магистр психологии, сравнивает с рисованием. Ее руки постоянно заняты. Никаких соцсетей, только музыка и аудиокниги – идеальная работа для душевного равновесия.

– У меня остались клиенты, с которыми продолжаю сеансы по выходным. Советую им тоже превратить хобби в профессию, – говорит она.

 
Статическое электричество, клей и частицы поролона творят чудеса
 
Готовые деревья ждут своего места на будущем макете

Таких, как Настя, в Miniland.UA много. Среди них есть музыканты, бывшие бизнесмены, айтишники, врачи, реальные железнодорожники и даже артисты. Всех их объединяет потребность созидать и решать сложные инженерные задачи.

– Ми за сім днів не впораємося створити світ, як Бог. Хоча наш Артур за сім днів може створити десь п’ять своїх планеток, – подводит к рабочему месту одного из сотрудников Павел Гущин.

Фамилия Артура – Боссо. Певец и киноактер. Родился в Крыму, вырос во Львове. Его первая специальность – помощник машиниста, которую получил в железнодорожном техникуме. 

 
Актер Артур Боссо чувствует себя в роли режиссера или сценариста, когда создает миниатюры с сюжетом

В "Укрзализныце" Боссо проработал недолго, ушел в шоу-бизнес. Теперь работает в мастерской, замкнув круг давней любви к железным дорогам и к творчеству. 

Артур, по словам Гущина, делает нереальные миниатюры.

– Все роблю по інтуїції, – рассказывает сам Боссо. – Знаєте, як мама казала: "Як зерно впало, так воно і виросло.

Вже по ходу воно складається в якусь картину. Спочатку, наприклад, я собі придумав річку, а потім вже ті гори вилазять, вже той водоспад. І дерева. 

 
На этой миниатюре Артур изобразил улицу европейского города. То ли Львова, то ли Праги
 
Так выглядит водопад, созданный шоуменом и певцом

С началом пандемии свою творческую энергию актер Боссо сублимирует в мастерской, а не сцене или съемочной площадке.

– Маленька моторика якимось чином заспокоює нерви, – улыбается он. – Тут приваблює все – процес, очікування, результат. Потужна командна робота, всі дихають в один такт. Це – відрада на всі сто.

Реклама:

Реконструкция

Короткостриженный мужчина 1965 года рождения. Коренастый коренной киевлянин Дмитрий. Его присутствие в мастерской – лучший ответ на вопросы вроде: "Вы это серьезно? В стране война, COVID-19, а вы в игрушки играете!".

Он не хочет, чтобы его фотографировали, писали на камеру, упоминали фамилию. 

За спиной Дмитрия, одетого в халат с нарисованной медалью "Заслуженному бутафору Украины", 14 лет работы в "скорой". В составе 93-й бригады терапевта отправили на Донбасс, где много крови, смерти и разрушений.

 
Некоторые рабочие места напоминают ювелирную или часовую мастерскую

Зигзаг судьбы Дмитрия принял форму жесткой загогулины.

– Я еще занимаюсь военной реконструкцией, хотя сейчас "повесил коньки на гвоздь". Мой профиль – наполеоновский период. 

Несколько лет назад объездил полмира. Мы участвовали в постановочных баталиях, и я не мог тогда даже представить, что попаду на реальную войну. После этого многое переосмыслил в жизни, – рассказывает он.

 
Электросамокаты, 3D-принтеры, кухня с кофемашиной – в такой обстановке создают миниатюры

На украинских позициях в Песках, под донецким аэропортом, побратимы называли медика "Наполеоном Борщаговским". 

Когда-то Дмитрий даже пересекался на слетах реконструкторов в Киеве с будущим русским боевиком Гиркиным, который специализировался на Второй Мировой.

– Он ходил где-то рядом, хотя его тогда никто не знал и не обращал на него внимания, – говорит моделист.

 
В комнате, где занимаются покраской, пахнет химикатами

В отличие от Гиркина, в Дмитрие победила тяга к созиданию. Вернувшись с войны, по протекции друга он устроился декоратором в один из театров столицы. Там и получил от коллег "медаль" заслуженного бутафора.

– Устал я от больных, от медицины, – поясняет он смену деятельности. – Потом инфаркт случился – видать, не все так гладко прошло для меня на фронте.

В цеху на Татарке бывший врач "скорой" с февраля 2019-го. Вместо медицинских инструментов и оружия в его руках теперь другие орудия. Он создает ту улучшенную Украину, в которую продолжают верить и за которую гибнут солдаты на Донбассе. 

Реклама:

Монетизация

Место, где живет сказка – один из лозунгов мастерской на Татарке. Контраст между угрюмыми зимними буднями на улицах Киева и тем, что находится здесь, и впрямь разителен.

Сказка стоит дорого. Сколько именно, в Miniland.UA не говорят. Но о масштабах говорит тот факт, что небольшой презентационный макет, который вначале показывали репортерам УП, обошелся примерно в 15 тысяч евро.

Вместо ответа на вопрос, к чему такие траты, называют несколько планируемых побочных эффектов проекта: создание школы технического моделирования и робототехники, а также музея макетов железных дорог.

 
Восторг – самая распространенная реакция людей на макеты железных дорог
 
В мастерской воссоздают ту технику, которая работает в Украине
 
Типичный рабочий стол современного моделиста

После учебы в НАУ и КПИ, после собственного бизнеса, связанного с электроникой и программированием, Владимир Швайко из Вышгорода стал директором компании, собравшей моделистов.

Его работа – воплощать мечту о лучшей Украине, о современной инфраструктуре и транспорте. О том, как должно быть, он понял еще в середине 90-х, когда совсем юным попал в Германию и прожил там некоторое время.

– Наша цель – популяризация Украины и моделирования, – говорит он. – Вкладывать в это деньги можно сколько угодно, но нужно как-то и монетизировать.

Мы стремимся к созданию локации по опыту музея миниатюр в Гамбурге, через который за последние 10 лет прошло 20 миллионов человек.

 
К созданию миниатюр и макетов железных дорог Владимир подходит основательно
 
Туристическая тема в моде среди моделистов
 
Здесь можно найти даже аистов в типичном гнезде на столбе линии электропередач

Те, кто работает над миниатюрами, мыслят глобально. Мечтают создать туристический объект мирового уровня и дать импульс к технологическому развитию Украины. Этот порыв кажется наивным и слишком смелым. Но ведь есть опыт Илона Маска, сумевшего капитализировать широту мысли и жажду прогресса. 

 
Разветвленная система дорог позволит двигаться одновременно разным поездам
 
Идеальная картинка украинской глубинки
 
Инженеры постоянно тестируют все элементы системы

После визита к моделистам скептик скажет: они создают лишь симулякр, подобие действительности. Но сквозь оптимистичную линзу происходящее выглядит иначе. Глядя терпеливо в микроскоп, чтобы правдоподобно раскрасить утку длиной не больше трех миллиметров, взрослый человек обязательно захочет менять мир и вокруг себя.

Обережно!
Незабаром доступ до матеріалів на "Українській правді" може стати платним.
Але ми вважаємо, що якісний контент має бути доступний для всіх, тож до останнього не будемо вводити обмеження. Підтримайте нас, аби і ми без обмежень могли продовжувати роботу – долучайтеся до Клубу УП!
Дізнатись більше

– Моделювання допомагає розвивати мозок, пропонувати незвичні ідеї, проєктувати, – объясняет архитектор Павел Гущин, у которого на улицах Киева постоянно чешутся руки что-то подправить.

– Вся ця комерція, вивіски, наляпіста безсистемна архітектура – маємо те, що маємо, – цитирует он "классика". – Але головне, що за всім цим сміттям є дійсно класні штуки, які треба зберігати і показувати.

 
Ночью мир миниатюр продолжает жить своей жизнью

Сегодня в цеху на Татарке происходит то, что третий десяток лет обещают политики. Тут строят модель Украины, где безопасно, комфортно, все и всё находится на своих местах. 

И если 35 человек способны создать почти идеальное пространство в отдельной взятой мастерской, то почему бы 41 миллиону граждан, насчитанных Держстатом, не попробовать сделать то же в масштабах целой страны?

Евгений Руденко, Эльдар Сарахман, УП

Чому вам варто приєднатися до Клубу УП?
Наша журналістська команда працює для того, щоб ви знали – "Яка вона, справжня Україна?". Щоб знайти правду, треба вміти чути не лише себе, а й інших. Нам важливо спілкуватись з вами у Клубі УП – а ваша підтримка вільних медіа у важкі часи важлива, як ніколи.
Євген Руденко – журналіст УП
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде