В поисках утраченного доверия

Михаил Дубинянский — Суббота, 13 февраля 2021, 05:30

Минздрав Украины задумывается о том, чтобы вне очереди вакцинировать от коронавируса неких "общественных авторитетов": для завоевания доверия и популяризации прививок среди населения. 

Правда, в ближайшие месяцы вакцина будет доступна мизерному проценту украинцев, спрос намного превысит предложение, и это временно снимет вопрос о массовом доверии.

Если же дойдет до переубеждения 52% граждан, не желающих прививаться даже бесплатно, то и "общественным авторитетам" будет затруднительно  прорваться сквозь стену народного недоверия.

Можно винить в этом правящую верхушку, регулярно уличаемую во лжи. Или бесчестных журналистов, подорвавших веру в честные СМИ. Или соцсети, ставшие рассадником всевозможных фейков.

Но в действительности проблема куда глубже, а пандемические фобии и мифы стали лишь одним из ее симптомов.

Кризис доверия носит тотальный характер, он особенно выражен на постсоветском пространстве – и не в последнюю очередь связан с тем, что при жизни нынешнего поколения вся картинка мироустройства оказывалась ложной.  

Еще в 1980-х наши соотечественники столкнулись с пересмотром сложившейся системы координат. Привычные представления о реальности разом обнаружили свою несостоятельность.

Оказалось, что советский социализм не работает, а капиталистический Запад не загнивает. Что высоких идеалов в СССР нет, а проституция и оргпреступность есть. Что настоящая литература – это не Шолохов с Фадеевым, а Набоков с Оруэллом.

Сначала оказалось, что Троцкий и Бухарин были не двурушниками, а верными ленинцами, – чуть позже оказалось, что сам Ленин был не добрым дедушкой, а кровожадным маньяком.

Но разоблачение всеобъемлющей лжи, окружавшей советского человека, принесло неожиданные побочные эффекты.

Читайте также: Новая надежда

Если реальность устроена совсем не так, как утверждалось ранее, то почему бы не предположить, что вода у телевизионного экрана заряжается энергией Алана Чумака?

Почему бы не заподозрить, что по ночам на советских кухнях орудует таинственный барабашка? Почему бы не допустить, что в лондонском банке хранится гетманское золото для независимой Украины, и каждому гражданину достанется по 38 кило?..

Стоило привычному представлению о мире рухнуть, как население "самой читающей страны" с готовностью приравняло любые нелепицы и небылицы ко вновь открывшимся фактам.

Как выяснилось, подрыв доверия к прежним авторитетам может сопровождаться верой во что угодно.

ХХI век с новыми информационными технологиями не способствовал упорядочению этой хаотичной картины. Зато он принес новые порции сомнения и недоверия. Разоблачительный скепсис торжествует всюду: как на просторах бывшего СССР, так и за его пределами.

Украина эмансипируется от империи, предает анафеме бывших "братьев" и ревизирует собственное прошлое.

Борьба с советскими мифами затрагивает все возможные сферы: от истории, где основательно пересмотрено представление о Второй мировой войне; до медицины, где реабилитировано мочение манту и поедание мороженого при простуде.

Соседняя Россия получает двойную дозу скепсиса. С одной стороны, она выслушивает речи об американском и европейском лицемерии, о несостоятельности западной демократии, об инспирированном характере массовых протестов.

А с другой – слушает телефонный разговор с сотрудником ФСБ Кудрявцевым, открывает для себя резиденцию на мысе Идокопас и убеждается в лживости государственного официоза.

Читайте также: Этика пандемии

Тем временем коллективный Запад обнаруживает, что наследие западной цивилизации пронизано фальшью, несправедливостью, предрассудками – и тоже подлежит серьезной ревизии.

Авторитетные публичные фигуры уличены в харассменте и насилии. Чтимые исторические деятели – в расизме. Недавние кумиры дискредитируют себя неподобающими взглядами и становятся объектами cancel culture.

Фактически мы переживаем перманентный пересмотр системы координат, подстегиваемый информационной революцией.

Герой нашего времени – человек, способный разрушить привычную картинку реальности одним громким заявлением, одним хлестким постом в соцсетях, одним эффектным видеороликом.

Но при этом ниспровергатели старого не становятся новыми бесспорными авторитетами; а их активность порождает такие же побочные эффекты, как и в годы советской перестройки. Развенчание прежних стереотипов стимулирует коллективную фантазию, побуждая ее идти все дальше.

Если украинское национальное движение ХХ века оказалось оклеветанным, то почему бы не допустить, что так же необоснованно демонизирован и немецкий национал-социализм?

Если некогда уважаемые персоны оказываются подлецами и насильниками, то почему бы не предположить, что среди американского истеблишмента окопалось тайное общество педофилов?

Если российская государственная машина оказалась покровительницей террористов и отравителей, то почему бы не заподозрить, что другие государства используют новый вирус для порабощения населения?..

Парадоксально, но даже такой благонамеренный жанр, как разоблачение информационных фейков, зачастую приносит плоды, противоположные желаемым.

Регулярно сталкиваясь с разоблачениями и не особенно вникая в их суть, рядовой потребитель контента лишь укрепляется в мысли, что "нам все врут".

И это подталкивает его не к тщательной проверке фактов – а к избирательному восприятию информации.

Когда доверия нет ни к кому, естественное преимущество получают комфортные утверждения. Их не надо подкреплять чьим-то непререкаемым авторитетом: они принимаются на веру уже потому, что удобны.

Удобно считать, что тебе все должны, а ты не должен ничего. Удобно думать, что твоя нация рождала героев, мучеников и гениев, но не палачей и негодяев.

Удобно знать, что любимые тобой вещи – благотворны, а нелюбимые – вредны. Удобно и приятно жить в мире, где желаемое практически всегда совпадает с действительным.

Набор комфортных утверждений, связанных с пандемией COVID-19, тоже хорошо известен. Паника вокруг коронавируса раздута искусственно, и на самом деле новая инфекция не опаснее обычного гриппа.

Обременительное ношение масок бесполезно. Разорительные локдауны тем более бессмысленны. Прививаться новыми вакцинами не нужно, а пандемия очень скоро прекратится и без массовой вакцинации.

Любой из перечисленных тезисов будет пользоваться спросом независимо от того, кем он озвучен: известными блогерами или анонимными бельгийскими врачами, хорошими знакомыми или случайными комментаторами в соцсетях.

Доверие к источнику информации не требуется – его заменяет удобство этой информации.

Верую, ибо комфортно: вот кредо нашего современника, не доверяющего никому и ничему. И возможность убедить его в чем-то неудобном, неприятном и нежелательном кажется все более и более призрачной.

Михаил Дубинянский