Ледокол без льда. Зачем Украине арктическое судно "Капитан Белоусов" 

Пятница, 29 января 2021, 04:30
Фото: Эльдар Сарахман

Глобальное потепление, таяние ледников и мягкие зимы – причина особой грусти 66-летнего жителя Мариуполя Василия Чайковского. Чем холодней, тем веселей – это спорное утверждение можно назвать одним из девизов его профессии.

Последние шесть лет Чайковский – главный на единственном в Украине ледоколе "Капитан Белоусов", спущенном на воду финской верфью Wärtsilä 15 декабря 1953-го.

Судно, названное в честь экс-руководителя Арктического флота СССР, ходило по Северному морскому пути, пока в 1973-м его не отправили в Азовское море.

Изображение "Капитана Белоусова" можно встретить на почтовой марке 1978 года и юбилейной монете номиналом пять гривень, которую Нацбанк Украины ввел в оборот в 2004-м. 

Сегодня миссия арктического ледоруба – не дать застрять торговым судам. Но без морозов жизнь капитана Василия Чайковского и его экипажа превращается в долгое ожидание борьбы со стихией, которое может длиться годами. 

Последний раз "Белоусов" всерьез вступал в дело зимой 2017-го. С тех пор успел пройти три плановых ремонта в доке, на что ежегодно выделяют миллионы гривен. 

67-летний ледокол красят, чистят, меняют агрегаты. Снова красят и чистят.

Репортеры УП наведались в порт Мариуполя в крещенские морозы, когда "Белоусов" был близок к тому, чтобы тряхнуть стариной. Но так и не вышел в море.

Рулевая рубка, каюта капитана, карельская древесина, американские двигатели, лик Христа и неожиданный норов Азовского моря – УП показывает, каков он, единственный украинский ледокол.

Проходимые условия 

Морозный январский день, слепящее солнце, пар изо рта и снег под ногами вселяют в Василия Чайковского оптимизм. Предчувствие знакомой и суровой стихии заставляет его сердце биться чаще.

– Сильно по льду скучаю. У тебя в руках моща в 12 тысяч лошадей. Ответственность большая. Чуть-чуть не то движение, и дырка в борту огромная. Это вам не бампер отбить во время парковки, – говорит он.

Реклама:

Крепкое, как тиски, рукопожатие, задумчивый прищур, уверенная походка. Седая борода и юмор тоньше английского – другим капитана настоящего ледокола представить сложно. 

 
По Северу Василий Чайковский ходил в 70-х, перевозил уголь из Шпицбергена в Мурманск
Все фото и видео: Эльдар Сарахман

Как человек из каких-то давних времен, он употребляет в речи устаревшее "то бишь". В слове "Мурманск" всегда ставит ударение на "а".

Море для Чайковского, уроженца Адыгейской автономной области бывшей РСФСР, давно опция по умолчанию. На флоте он 44 года, 13 из которых – в чине капитана. 

 
Мариупольский морской порт начал работу осенью 1889 года

Профессии он выучился в Мариуполе. Здесь же с 1971 года и пустил корни, насколько это вообще возможно, проводя большую часть жизни на палубе, в рулевой рубке или в каюте.

– Жена к морю уже не ревнует, – рассказывает он. – У нас сразу было оговорено: первое – это море. Из него я никуда не уйду, всё!

 
Для съемок с коптера нужно несколько разрешений от военных, администрации порта и "Украэроруха"

Задача "Капитана Белоусова" – быть начеку, чтобы в любой момент спасти торговые суда из плена льдов и убытков. В сложные метеоусловия без него встанет не только порт в Мариуполе, но и в Бердянске.

– Видите, первая скляночка пошла, – показывает на затвердевшую гладь Чайковский. – Вот и считайте: при температуре минус десять за сутки примерно один сантиметр намерзает. Два сантиметра в сутки – при минус двадцати. 

Проблемы с судоходством ("непроходимые условия", как тут говорят) начинаются, когда толщина льда превышает десять сантиметров. К этому препятствию добавляются слой снега и торосы высотой полтора-два метра.

 
В последние годы Азовское море в Мариуполе замерзает не часто

В день приезда репортеров УП в порту Мариуполя холод силен, но, как станет ясно потом, не длителен. Привычная ситуация последних лет.

– Ну что, поднимайтесь, – предлагает Чайковский. – Судно старенькое, но рабочее. Очень хорошее. Если за ним ухаживать, еще лет 50 протянет.

Броняшки и крупповская сталь

– Смотрите под ноги, держитесь за перила! – предупреждает Василий Чайковский. – Первый раз больно падать. Потом привыкаешь.

 
Василий Чайковский уже в 15 лет управлял трактором. В 66 лет он – капитан единственного в Украине ледокола

При шторме ходящая ходуном палуба превращается в каток. Находиться на ней смертельно опасно. Экипаж задраивает наглухо все "броняшки" – так тут называют металлические двери и заслоны на иллюминаторах. 

Ресурс судна – месяц автономного плавания без внешней помощи. Но такую ситуацию в Азовской акватории представить сложно.

Реклама:

Когда работают шесть дизель-генераторов Caterpillar, когда броня "Капитана Белоусова" крушит лед, шум стоит такой, что разговоры переходят в крик. 

Сейчас тут тихо, как в музее.

 
Максимальная скорость "Капитана Белоусова" по морю без льда – 14 узлов. Это примерно 26 км/час

– Толщина "ледового пояса" 32 миллиметра – это часть корпуса высотой примерно полтора метра, на которую приходится основная нагрузка. 

Здесь еще та, его родная крупповская сталь. Остальная часть борта 20 миллиметров в толщину. А днище – 18. Так что такие у нас пироги, – гордится капитан.

 
"Капитан Белоусов" ходил по северным морям около 20 лет

5,5 тысяч тонн веса при полной заправке и экипировке, 83 метра длины и девять ширины – в середине XX века "Белоусов" считался средним ледоколом.

– Сейчас он – самый маленький, какой может быть для Севера, – говорит Чайковский и требует уважения. – Все пишут, что его высота девять метров. Нет, ребята! Высота от киля до клотика (самая верхняя часть мачты – УП) – 31 метр.

 
У ледокола шесть двигателей мощностью 2 000 лошадиных сил каждый

От истории "Капитана Белоусова" веет стужей и опасными приключениями. Мурманск, Баренцево море, Шпицберген, Дудинка, Енисей – от одного списка мест, где побывал ледокол, идут мурашки по коже.

– Так, а тут ножки всем вытирать! – командует Василий Чайковский, прежде чем впустить репортеров внутрь.

Карельская береза и маневры

Лабиринты коридоров, герметичных отсеков и лестничных проходов – в просторную рулевую рубку капитан ведет дорогой, которую прошел бы и с закрытыми глазами. 

 
В коридорах ледокола можно ездить на велосипеде или самокате

Не будь журналистских запросов и разнарядки сверху, из администрации порта, Василий Чайковский посторонних ни за что бы не впустил. Чужаков здесь не любят – оберегают ауру и микроклимат.

– У нас тепло, есть большое котельное отделение. Когда ледокол на ходу, тут еще теплее. Можно в рубашке с коротким рукавом ходить, – отмечает Чайковский.

 
Ледокол, в котором много осталось с 50-х прошлого века, похож на плавучий музей

Электропроводка, средства внутренней связи, приборы, светильники, интерьер – здесь многое осталось с 1953 года.

– Обшивка – де-ре-во! Карельская береза. В каютах – тоже. Почти музейная редкость. 

Такого в современных суднах уже не делают. Там пластик, металл, сильно все электризуется. За ручку возьмешься зеленая искра проскакивает, – улыбается Василий Чайковский.

 
Ширина капитанского мостика – 19 метров

Глядя в один из 19 больших иллюминаторов рубки на портовые краны и пришвартовавшийся рядом сухогруз, капитан ледокола объясняет преимущества, которые у него есть. 

– У нас дизель-электроход, – говорит он. – Шесть дизелей вырабатывают ток, он идет на электродвигатели.

Тут четыре винта – два кормовых и два носовых, для Азовского моря лучше не придумаешь. Наш канал зашуговывается – мелко битый лед забивает его аж до дна, на восемь-девять метров. 

Такое препятствие не пройдут даже мощные суда – подберут под себя ледяную массу, и застынут на ней, как на постаменте.

– Мы носовыми винтами разгребаем, а кормовыми двигаемся, – пытается объяснить простыми словами принципы работы Чайковский.

 
Когда смотришь на такой штурвал, вспоминаются книги и фильмы о пиратах
 
Румпельное отделение – место, где находятся рулевые машины и механизмы
 
Связь на флоте – ключевое условие безопасности и успешной работы

С полного переднего на полный задний ход "Капитан Белоусов" отрабатывает за восемь секунд. Это добавляет ему маневренности. 

– Ручку кинул назад, – делает движение Василий. – И через восемь секунд винты назад вращаются.

Ледокол проходит ровно два с половиной своих корпуса и останавливается, то бишь, через 200 метров. 

Реклама:

– А вот то судно (кивает в иллюминатор – УП) будет двигаться еще две-три мили, если останавливать его с полного переднего.

Ну, что вам еще показать?

 
Мощные двигатели шумят так, что машинисты должны работать в специальных наушниках
 
Это – машинный телеграф. При его помощи машинист получает из рубки команды об изменениях режима работы двигателя

Северяне и азовский урок

В капитанской каюте Василия Чайковского уютно и просторно.

– Проходи, я разрешаю, – приглашает он репортера с камерой.

Здесь несколько комнат: рабочий кабинет со столом и телевизором, спальня с кроватью и диваном, туалет с душем и небольшая подсобка с холодильником и кипятильником.

 
Капитанская каюта – место, где работает и отдыхает главный человек на судне
 
Для одного члена экипажа места здесь более, чем достаточно

У человека несведущего наличие ледокола в территориальных водах Украины может вызвать улыбку и непонимание: "Зачем он вообще нужен?". Но когда попадаешь на "Белоусов", шаблоны рвутся: в Азовском море бывает не до смеха.

 
В 2017-м, когда у ледокола была настоящая работа, в среднем уходило по 15 тонн топлива в сутки

Чайковский рассказывает, как после многих лет работы на Севере в феврале 1973-го "Белоусова" гнали в Мариуполь. Опытные, смелые, весь экипаж – северяне, как на подбор. Сломить лед толщиной 35-40 сантиметров, который был тогда на Азове, и пройти двухметровые торосы казалось им плевой задачей.

– Когда капитан узнал толщину, шапку сорвал с себя и под ноги: "Да я сейчас как придавлю, что этот лед не только у вас в Мариуполе, а и в Ростове полезет!".

Но – нет. Суровый северянин застрял в Керченском проливе.

Взад-вперед, взад-вперед. Сутки проходят, а у них еще Керчь по корме. Капитан прозревает: "Да что ж такое?!", – смеется Василий Чайковский.

 
В "Капитане Белоусове" есть восемь герметичных, водонепроницаемых отсеков 
 
Из-за небольшой глубины Азовского моря и других особенностей судоходство тут не самое просто в мире

Заблуждения о мягком характере Азова у того командира судна развеялись быстро.

– Как он колол на Севере? Ударил, трещина пошла, и он по ней вперед, раздвигает. А тут у него нет трещины. Там у него вода соленая, поэтому лед хорошо колется, он как бы сухой, – поясняет Чайковский.

– На Севере у него глубина была 400, 500 метров, километр, – продолжает ликбез капитан. – А здесь у него под килем сколько? Два метра? 

Если два метра, то есть такое явление, ребята, как присасывание. Судно на ходу садится, его притягивает к грунту. Это уменьшает скорость и мощность. Плюс, как только восток задул, сильная подвижка (ледяного слоя – УП) – вот и всё! Вас на меляку может выкинуть.

 
Такие прожекторы называют "поисковыми" и "ледовыми"
 
Экипаж из 53 человек помещается в две спасательных шлюпки
 
Когда "Капитан Белоусов" работал в северных морях, в его экипаж входило 98 человек

История о том, как северяне шли в Мариуполь, чтобы обучить местных работе на "Капитане Белоусове", закончилась быстро.

– Они сказали: "Нам лучше одну навигацию на северяге отпахать, чем неделю на вашем Азовском море", – улыбается Чайковский. – Так и уехали.

Ребята, да Азовское – самое плохое в ледовой обстановке! Хуже, чем северные моря!

Реклама:

Христос в иллюминаторе 

Красный, желтый и зеленый – цвета, в которые окрашен "Капитан Белоусов", делают его самым заметным судном в порту Мариуполя. 

Вобрав в себя палитру светофора, единственный ледокол Украины застыл в режиме терпеливого ожидания. Цвет настроения тут преимущественно желтый: "Внимание! Приготовьтесь!". Но зеленый сигнал приходится ждать долго.

 
В природных условиях последних лет палубы "Капитана Белоусова" не часто покрывается снегом
 
Спасать из льда суда "Капитану Белоусову" помогают несколько буксиров

20-градусные морозы, ненадолго сковавшие портовый город в этом году, надежды экипажа "Белоусова" на настоящую мужскую работу не оправдывают.

Пока же капитану Василию Чайковскому, который видел Шпицберген, Новую Землю, Африку, Европу и почти всю Азию, приходится жить преимущественно воспоминаниями. 

– Зимы уже не те, – сожалеет он. – Вот раньше в Азовском море были хорошие, ледовые. Где-то с 85-го по 92-й. Стабильно. Начинали ходить с конца ноября. И так до 1 мая, представляете?

 
С воздуха яркий "Капитан Белоусов" выглядит как игрушечный

Будь Чайковский верующим, то наверняка удивил бы небеса. Попросил бы о затяжной, самой суровой зиме, чтобы проявить себя во всей красе. Но капитан в бога не верит, полагаясь только на себя, коллег и метеосводку.

Стоя на носовой части "Белоусова", можно заметить лик Христа, который всматривается в окружающий мир из иллюминатора. 

 
Не все моряки верят в бога, но икона на корабле не помешает

– То икона в каюте, – поясняет Василий Чайковский. – Когда я сюда пришел, была уже там. Я не стал ее трогать.

Чайковский тоже всматривается вдаль, думая о чем-то своем, сокровенном. 

 
Достигнув пенсионного возраста, Василий Чайковский пока не может расстаться с морем

Его ностальгия по молодости, по морозным зимам, по активной работе и подвигам выходит далеко за пределы капитанской рубки. Она заканчивается где-то в далеких океанах.

Из Мариуполя до северных морей Чайковский со своей командой мог бы добраться на "Капитане Белоусове" дней за двадцать.

Обережно!
Незабаром доступ до матеріалів на "Українській правді" може стати платним.
Але ми вважаємо, що якісний контент має бути доступний для всіх, тож до останнього не будемо вводити обмеження. Підтримайте нас, аби і ми без обмежень могли продовжувати роботу – долучайтеся до Клубу УП!
Дізнатись більше

– А что – есть у нас флот? – досадует он. – Есть? Вот у нас – настоящее морское судно! А больше в Украине не знаю. Как такового, морского флота в Украине уже нет. Черноморское, Азовское, Дунайское пароходство – всё!

Если там, наверху, не наберутся ума, ничего не будет. У умных так – есть море, выход к океану, значит нужен флот. Вот и всё! А дальше сами думайте...

 
Даже стоя у причала на якоре, "Капитан Белоусов" вызывает уважение

Когда покидаешь заснеженный порт, единственный украинский ледокол кажется большой, яркой метафорой несовершенства действительности, где для полного счастья всегда чего-то не хватает. 

Ледоколу – льда. Морской державе – флота. Перемирию – мира. Коррупционерам – денег и совести.

Евгений Руденко, Эльдар Сарахман, УП

Чому вам варто приєднатися до Клубу УП?
Наша журналістська команда працює для того, щоб ви знали – "Яка вона, справжня Україна?". Щоб знайти правду, треба вміти чути не лише себе, а й інших. Нам важливо спілкуватись з вами у Клубі УП – а ваша підтримка вільних медіа у важкі часи важлива, як ніколи.
Євген Руденко – журналіст УП
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде