Ледокол без льда. Зачем Украине арктическое судно "Капитан Белоусов" 

Пятница, 29 января 2021, 04:30
Фото: Эльдар Сарахман

Глобальное потепление, таяние ледников и мягкие зимы – причина особой грусти 66-летнего жителя Мариуполя Василия Чайковского. Чем холодней, тем веселей – это спорное утверждение можно назвать одним из девизов его профессии.

Последние шесть лет Чайковский – главный на единственном в Украине ледоколе "Капитан Белоусов", спущенном на воду финской верфью Wärtsilä 15 декабря 1953-го.

Судно, названное в честь экс-руководителя Арктического флота СССР, ходило по Северному морскому пути, пока в 1973-м его не отправили в Азовское море.

Изображение "Капитана Белоусова" можно встретить на почтовой марке 1978 года и юбилейной монете номиналом пять гривень, которую Нацбанк Украины ввел в оборот в 2004-м. 

Сегодня миссия арктического ледоруба – не дать застрять торговым судам. Но без морозов жизнь капитана Василия Чайковского и его экипажа превращается в долгое ожидание борьбы со стихией, которое может длиться годами. 

Последний раз "Белоусов" всерьез вступал в дело зимой 2017-го. С тех пор успел пройти три плановых ремонта в доке, на что ежегодно выделяют миллионы гривен. 

67-летний ледокол красят, чистят, меняют агрегаты. Снова красят и чистят.

Репортеры УП наведались в порт Мариуполя в крещенские морозы, когда "Белоусов" был близок к тому, чтобы тряхнуть стариной. Но так и не вышел в море.

Рулевая рубка, каюта капитана, карельская древесина, американские двигатели, лик Христа и неожиданный норов Азовского моря – УП показывает, каков он, единственный украинский ледокол.

Проходимые условия 

Морозный январский день, слепящее солнце, пар изо рта и снег под ногами вселяют в Василия Чайковского оптимизм. Предчувствие знакомой и суровой стихии заставляет его сердце биться чаще.

– Сильно по льду скучаю. У тебя в руках моща в 12 тысяч лошадей. Ответственность большая. Чуть-чуть не то движение, и дырка в борту огромная. Это вам не бампер отбить во время парковки, – говорит он.

Реклама:

Крепкое, как тиски, рукопожатие, задумчивый прищур, уверенная походка. Седая борода и юмор тоньше английского – другим капитана настоящего ледокола представить сложно. 

 
По Северу Василий Чайковский ходил в 70-х, перевозил уголь из Шпицбергена в Мурманск
Все фото и видео: Эльдар Сарахман

Как человек из каких-то давних времен, он употребляет в речи устаревшее "то бишь". В слове "Мурманск" всегда ставит ударение на "а".

Море для Чайковского, уроженца Адыгейской автономной области бывшей РСФСР, давно опция по умолчанию. На флоте он 44 года, 13 из которых – в чине капитана. 

 
Мариупольский морской порт начал работу осенью 1889 года

Профессии он выучился в Мариуполе. Здесь же с 1971 года и пустил корни, насколько это вообще возможно, проводя большую часть жизни на палубе, в рулевой рубке или в каюте.

– Жена к морю уже не ревнует, – рассказывает он. – У нас сразу было оговорено: первое – это море. Из него я никуда не уйду, всё!

 
Для съемок с коптера нужно несколько разрешений от военных, администрации порта и "Украэроруха"

Задача "Капитана Белоусова" – быть начеку, чтобы в любой момент спасти торговые суда из плена льдов и убытков. В сложные метеоусловия без него встанет не только порт в Мариуполе, но и в Бердянске.

– Видите, первая скляночка пошла, – показывает на затвердевшую гладь Чайковский. – Вот и считайте: при температуре минус десять за сутки примерно один сантиметр намерзает. Два сантиметра в сутки – при минус двадцати. 

Проблемы с судоходством ("непроходимые условия", как тут говорят) начинаются, когда толщина льда превышает десять сантиметров. К этому препятствию добавляются слой снега и торосы высотой полтора-два метра.

 
В последние годы Азовское море в Мариуполе замерзает не часто

В день приезда репортеров УП в порту Мариуполя холод силен, но, как станет ясно потом, не длителен. Привычная ситуация последних лет.

– Ну что, поднимайтесь, – предлагает Чайковский. – Судно старенькое, но рабочее. Очень хорошее. Если за ним ухаживать, еще лет 50 протянет.

Броняшки и крупповская сталь

– Смотрите под ноги, держитесь за перила! – предупреждает Василий Чайковский. – Первый раз больно падать. Потом привыкаешь.

 
Василий Чайковский уже в 15 лет управлял трактором. В 66 лет он – капитан единственного в Украине ледокола

При шторме ходящая ходуном палуба превращается в каток. Находиться на ней смертельно опасно. Экипаж задраивает наглухо все "броняшки" – так тут называют металлические двери и заслоны на иллюминаторах. 

Ресурс судна – месяц автономного плавания без внешней помощи. Но такую ситуацию в Азовской акватории представить сложно.

Реклама:

Когда работают шесть дизель-генераторов Caterpillar, когда броня "Капитана Белоусова" крушит лед, шум стоит такой, что разговоры переходят в крик. 

Сейчас тут тихо, как в музее.

 
Максимальная скорость "Капитана Белоусова" по морю без льда – 14 узлов. Это примерно 26 км/час

– Толщина "ледового пояса" 32 миллиметра – это часть корпуса высотой примерно полтора метра, на которую приходится основная нагрузка. 

Здесь еще та, его родная крупповская сталь. Остальная часть борта 20 миллиметров в толщину. А днище – 18. Так что такие у нас пироги, – гордится капитан.

 
"Капитан Белоусов" ходил по северным морям около 20 лет

5,5 тысяч тонн веса при полной заправке и экипировке, 83 метра длины и девять ширины – в середине XX века "Белоусов" считался средним ледоколом.

– Сейчас он – самый маленький, какой может быть для Севера, – говорит Чайковский и требует уважения. – Все пишут, что его высота девять метров. Нет, ребята! Высота от киля до клотика (самая верхняя часть мачты – УП) – 31 метр.

 
У ледокола шесть двигателей мощностью 2 000 лошадиных сил каждый

От истории "Капитана Белоусова" веет стужей и опасными приключениями. Мурманск, Баренцево море, Шпицберген, Дудинка, Енисей – от одного списка мест, где побывал ледокол, идут мурашки по коже.

– Так, а тут ножки всем вытирать! – командует Василий Чайковский, прежде чем впустить репортеров внутрь.

Карельская береза и маневры

Лабиринты коридоров, герметичных отсеков и лестничных проходов – в просторную рулевую рубку капитан ведет дорогой, которую прошел бы и с закрытыми глазами. 

 
В коридорах ледокола можно ездить на велосипеде или самокате

Не будь журналистских запросов и разнарядки сверху, из администрации порта, Василий Чайковский посторонних ни за что бы не впустил. Чужаков здесь не любят – оберегают ауру и микроклимат.

– У нас тепло, есть большое котельное отделение. Когда ледокол на ходу, тут еще теплее. Можно в рубашке с коротким рукавом ходить, – отмечает Чайковский.

 
Ледокол, в котором много осталось с 50-х прошлого века, похож на плавучий музей

Электропроводка, средства внутренней связи, приборы, светильники, интерьер – здесь многое осталось с 1953 года.

– Обшивка – де-ре-во! Карельская береза. В каютах – тоже. Почти музейная редкость. 

Такого в современных суднах уже не делают. Там пластик, металл, сильно все электризуется. За ручку возьмешься зеленая искра проскакивает, – улыбается Василий Чайковский.

 
Ширина капитанского мостика – 19 метров

Глядя в один из 19 больших иллюминаторов рубки на портовые краны и пришвартовавшийся рядом сухогруз, капитан ледокола объясняет преимущества, которые у него есть. 

– У нас дизель-электроход, – говорит он. – Шесть дизелей вырабатывают ток, он идет на электродвигатели.

Тут четыре винта – два кормовых и два носовых, для Азовского моря лучше не придумаешь. Наш канал зашуговывается – мелко битый лед забивает его аж до дна, на восемь-девять метров. 

Такое препятствие не пройдут даже мощные суда – подберут под себя ледяную массу, и застынут на ней, как на постаменте.

– Мы носовыми винтами разгребаем, а кормовыми двигаемся, – пытается объяснить простыми словами принципы работы Чайковский.

 
Когда смотришь на такой штурвал, вспоминаются книги и фильмы о пиратах
 
Румпельное отделение – место, где находятся рулевые машины и механизмы
 
Связь на флоте – ключевое условие безопасности и успешной работы

С полного переднего на полный задний ход "Капитан Белоусов" отрабатывает за восемь секунд. Это добавляет ему маневренности. 

– Ручку кинул назад, – делает движение Василий. – И через восемь секунд винты назад вращаются.

Ледокол проходит ровно два с половиной своих корпуса и останавливается, то бишь, через 200 метров. 

Реклама:

– А вот то судно (кивает в иллюминатор – УП) будет двигаться еще две-три мили, если останавливать его с полного переднего.

Ну, что вам еще показать?

 
Мощные двигатели шумят так, что машинисты должны работать в специальных наушниках
 
Это – машинный телеграф. При его помощи машинист получает из рубки команды об изменениях режима работы двигателя

Северяне и азовский урок

В капитанской каюте Василия Чайковского уютно и просторно.

– Проходи, я разрешаю, – приглашает он репортера с камерой.

Здесь несколько комнат: рабочий кабинет со столом и телевизором, спальня с кроватью и диваном, туалет с душем и небольшая подсобка с холодильником и кипятильником.

 
Капитанская каюта – место, где работает и отдыхает главный человек на судне
 
Для одного члена экипажа места здесь более, чем достаточно

У человека несведущего наличие ледокола в территориальных водах Украины может вызвать улыбку и непонимание: "Зачем он вообще нужен?". Но когда попадаешь на "Белоусов", шаблоны рвутся: в Азовском море бывает не до смеха.

 
В 2017-м, когда у ледокола была настоящая работа, в среднем уходило по 15 тонн топлива в сутки

Чайковский рассказывает, как после многих лет работы на Севере в феврале 1973-го "Белоусова" гнали в Мариуполь. Опытные, смелые, весь экипаж – северяне, как на подбор. Сломить лед толщиной 35-40 сантиметров, который был тогда на Азове, и пройти двухметровые торосы казалось им плевой задачей.

– Когда капитан узнал толщину, шапку сорвал с себя и под ноги: "Да я сейчас как придавлю, что этот лед не только у вас в Мариуполе, а и в Ростове полезет!".

Но – нет. Суровый северянин застрял в Керченском проливе.

Взад-вперед, взад-вперед. Сутки проходят, а у них еще Керчь по корме. Капитан прозревает: "Да что ж такое?!", – смеется Василий Чайковский.

 
В "Капитане Белоусове" есть восемь герметичных, водонепроницаемых отсеков 
 
Из-за небольшой глубины Азовского моря и других особенностей судоходство тут не самое просто в мире

Заблуждения о мягком характере Азова у того командира судна развеялись быстро.

– Как он колол на Севере? Ударил, трещина пошла, и он по ней вперед, раздвигает. А тут у него нет трещины. Там у него вода соленая, поэтому лед хорошо колется, он как бы сухой, – поясняет Чайковский.

– На Севере у него глубина была 400, 500 метров, километр, – продолжает ликбез капитан. – А здесь у него под килем сколько? Два метра? 

Если два метра, то есть такое явление, ребята, как присасывание. Судно на ходу садится, его притягивает к грунту. Это уменьшает скорость и мощность. Плюс, как только восток задул, сильная подвижка (ледяного слоя – УП) – вот и всё! Вас на меляку может выкинуть.

 
Такие прожекторы называют "поисковыми" и "ледовыми"
 
Экипаж из 53 человек помещается в две спасательных шлюпки
 
Когда "Капитан Белоусов" работал в северных морях, в его экипаж входило 98 человек

История о том, как северяне шли в Мариуполь, чтобы обучить местных работе на "Капитане Белоусове", закончилась быстро.

– Они сказали: "Нам лучше одну навигацию на северяге отпахать, чем неделю на вашем Азовском море", – улыбается Чайковский. – Так и уехали.

Ребята, да Азовское – самое плохое в ледовой обстановке! Хуже, чем северные моря!

Реклама:

Христос в иллюминаторе 

Красный, желтый и зеленый – цвета, в которые окрашен "Капитан Белоусов", делают его самым заметным судном в порту Мариуполя. 

Вобрав в себя палитру светофора, единственный ледокол Украины застыл в режиме терпеливого ожидания. Цвет настроения тут преимущественно желтый: "Внимание! Приготовьтесь!". Но зеленый сигнал приходится ждать долго.

 
В природных условиях последних лет палубы "Капитана Белоусова" не часто покрывается снегом
 
Спасать из льда суда "Капитану Белоусову" помогают несколько буксиров

20-градусные морозы, ненадолго сковавшие портовый город в этом году, надежды экипажа "Белоусова" на настоящую мужскую работу не оправдывают.

Пока же капитану Василию Чайковскому, который видел Шпицберген, Новую Землю, Африку, Европу и почти всю Азию, приходится жить преимущественно воспоминаниями. 

– Зимы уже не те, – сожалеет он. – Вот раньше в Азовском море были хорошие, ледовые. Где-то с 85-го по 92-й. Стабильно. Начинали ходить с конца ноября. И так до 1 мая, представляете?

 
С воздуха яркий "Капитан Белоусов" выглядит как игрушечный

Будь Чайковский верующим, то наверняка удивил бы небеса. Попросил бы о затяжной, самой суровой зиме, чтобы проявить себя во всей красе. Но капитан в бога не верит, полагаясь только на себя, коллег и метеосводку.

Стоя на носовой части "Белоусова", можно заметить лик Христа, который всматривается в окружающий мир из иллюминатора. 

 
Не все моряки верят в бога, но икона на корабле не помешает

– То икона в каюте, – поясняет Василий Чайковский. – Когда я сюда пришел, была уже там. Я не стал ее трогать.

Чайковский тоже всматривается вдаль, думая о чем-то своем, сокровенном. 

 
Достигнув пенсионного возраста, Василий Чайковский пока не может расстаться с морем

Его ностальгия по молодости, по морозным зимам, по активной работе и подвигам выходит далеко за пределы капитанской рубки. Она заканчивается где-то в далеких океанах.

Из Мариуполя до северных морей Чайковский со своей командой мог бы добраться на "Капитане Белоусове" дней за двадцать.

Реклама:

– А что – есть у нас флот? – досадует он. – Есть? Вот у нас – настоящее морское судно! А больше в Украине не знаю. Как такового, морского флота в Украине уже нет. Черноморское, Азовское, Дунайское пароходство – всё!

Если там, наверху, не наберутся ума, ничего не будет. У умных так – есть море, выход к океану, значит нужен флот. Вот и всё! А дальше сами думайте...

 
Даже стоя у причала на якоре, "Капитан Белоусов" вызывает уважение

Когда покидаешь заснеженный порт, единственный украинский ледокол кажется большой, яркой метафорой несовершенства действительности, где для полного счастья всегда чего-то не хватает. 

Ледоколу – льда. Морской державе – флота. Перемирию – мира. Коррупционерам – денег и совести.

Евгений Руденко, Эльдар Сарахман, УП

Чому вам варто приєднатися до Клубу УП?
Увесь контент Української правди – безоплатний і завжди таким буде. Наша журналістська команда працює для того, щоб ви знали – "Яка вона, справжня Україна?". Щоб знайти правду, треба вміти чути не лише себе, а й інших. Нам важливо спілкуватись з вами у Клубі УП – а ваша підтримка вільних медіа у важкі часи важлива, як ніколи.
Євген Руденко – журналіст УП
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде