Гигант Приазовья. История мариупольского меткомбината от коммунизма до капитализма
Его территория в 7 раз больше площади княжества Монако. Его линии электропередач можно протянуть с востока на запад Украины.
Длина его железнодорожных путей – 340 километров, почти в пять раз больше протяженности метро Киева. А количества произведенных здесь труб хватит, чтобы опоясать по экватору Юпитер.
Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича – целая планета. С особыми героями, прошлым и своими законами.
Корпоративный норов меткомбинат, принадлежащий "Метинвесту" Рината Ахметова и Вадима Новинского, показал в 2016-м. На фоне шагающей по стране декоммунизации, здесь решили ничего не менять.
Словно насмехаясь над властью в Киеве, ММК имени Ильича переименовали... в "ММК имени Ильича". С тех пор он носит то же имя, что и раньше. Но назван теперь не в честь вождя мирового пролетариата, а Зота Ильича Некрасова – советского металлурга, директора Института черной металлургии УССР в 1952-1976 годах.
В этом идеологическом трюке, к которому прибегли нынешние акционеры одного из крупнейших предприятий страны, пожалуй, вся его драма. С одной стороны в Мариуполе ностальгируют по советскому прошлому. С другой – требуют постоянной модернизации метгигантов и грезят о современных технологиях.
Тяжелая металлургия в виде "Азовстали" и меткомбината Ильича – сердце Мариуполя. И его же ахиллесова пята. В портовом городе часто проводят митинги с требованием сократить промышленные выбросы. Но этот материал не о том.
Репортеры "Украинской правды" побывали на ММК им. Ильича, чтобы показать, в каких условиях работают металлурги, и как выглядит изнутри тяжелая промышленность Украины.
Киборги из доменного цеха
– Тишина и чистый воздух! – смеется 36-летний Владимир Ветчинкин, когда его спрашивают о том, чего он ждет от выхода на пенсию больше всего.
Владимир работает на ММК им. Ильича 18 лет. Десять – горновым доменной печи. Если повезет, он станет пенсионером в 46.
Чтобы заслужить земной покой, Ветчинкину осталось изрядно попотеть еще десять лет. В условиях, в которых живые организмы обычно не встречаются.
"Сталевар, наша сила в плавках!" – этот двусмысленный советский лозунг лучше всего передает стальной характер металлургов.
Температура воздуха в эпицентре доменного цеха летом может достигать 50-60 °C. Потоки чугуна и стали, которые горновой направляет в нужное русло, раскаляются до 1200 – 1500 °C.
Эта адская жижа уничтожила робота-киборга T-800 в фильме "Терминатор". Но не сломила таких, как Владимир.
– Горжусь своей работой. Горжусь тем, что не бездельник. Что стою у самого истока металлургии, – кратко формулирует Ветчинкин свое отношение к профессии.
Говорить спокойно в доменном цеху невозможно. Шум гигантской 40-метровой печи и агрегатов заставляет кричать или переходить на жесты. Возможно, именно поэтому металлурги не слишком разговорчивы.
У человека неподготовленного уже через десять минут першит в горле из-за едких паров серы.
Затрудняют дыхание и мелкие серебряные частички графита, которые возникают во время производства. Эти блестки покрывают одежду и все вокруг, проникают в легкие.
Огнеупорный костюм, респиратор, беруши, плащ, спасающий от жгучих искр, и шлем с забралом – защита горнового за последние 100 лет стала более технологичной.
Но безопасность на предприятии зависит еще и от профессионализма, командной работы, степени щедрости собственника и благосклонности небес.
"Можно привыкнуть ко всему"
Доменная печь – закрытый от посторонних глаз потусторонний мир. Здесь рождается чугун и сталь, из которых делают каркасы небоскребов, корабли, мосты, трубы. И ваш любимый казанок для приготовления плова тоже.
В доменном цеху работают до 600 человек. Примерно каждый третий – персонал, который напрямую участвует в производстве чугуна.
Остальные поддерживают работоспособность оборудования.
Специалистов, как Владимир Ветчинкин, на меткомбинате Ильича порядка сотни. Они – элита украинской металлургии. С зарплатой 25 – 30 тысяч гривен. Меньше, чем у официанта в Европе.
На вопрос, с чем можно сравнить место, где трудится горновой, Владимир отвечает с улыбкой: "Нет на Земле такого. Возможно, когда люди попадут на Марс, там условия будут посложнее".
– Вообще, человек может привыкнуть ко всему, – скромничает он. – И к этому воздуху, и к высоким температурам, и к тяжелому физическому труду.
Выдерживают, по словам Владимира, не все. После первой же восьмичасовой смены у домны некоторые, бывало, срывались: "Вы, ребята, как хотите, но я не могу!".
Дать заднюю в суровом коллективе металлургов – не по-мужски. Поэтому прежде чем стать горновым или кем-либо еще, лучше быть уверенным в собственных силах.
Из 14 680 работающих на меткомбинате Ильича сегодня 5160 – женщины. Хотя до 1914 года они на предприятии не работали.
Их можно встретить сегодня не только на кухнях в столовых, медпунктах и на выдаче спецодежды.
– На моей должности много женщин, – говорит машинист крана Светлана, жена горнового Владимира Ветчинкина. – Наверное, потому что мы более внимательные, аккуратные, и к людям в коллективе хорошо относимся.
Графит покрывает серебром робу Светланы почти половину жизни.
– Как блестки на платье, да, – соглашается она со сравнением. – Но я по ресторанам, дискотекам не люблю ходить. Домой после смены приходишь, и всё – падаешь, лежишь.
Я люблю с семьей путешествовать. Были во Львове. Были в Карпатах. Понравилось.
"Всегда оставаться человеком"
Меткомбинат Ильича – город в городе. Здесь есть улицы и проспекты со своими названиями и дорожными знаками. Остановки транспорта, пешеходные переходы, мосты и тоннели.
О том, какие расстояния приходится преодолевать по заводской территории, рассказывает 52-летний водитель автобуса Виктор Тендера, развозящий металлургов по цехам.
"Всегда оставаться человеком. И никого не обидеть", – таков жизненный девиз Виктора.
За смену, которая длится с четырех утра до четырех дня, он может проехать до 500 километров. Если умножить эту цифру на 20 лет его стажа, получится без преувеличения космическое расстояние.
Судьба зло пошутила так, что Тендера, проезжающий по работе сотни километров в день, с трудом может попасть в оккупированный Новоазовск, расположенный всего в 35 километрах от Мариуполя.
– У меня там мама осталась, сестра, – рассказывает он. – Последний раз ездил туда полгода назад. Сложно проходить блокпосты. Никогда не знаешь, на сколько застрянешь, и успеешь ли вовремя вернуться, чтобы не опоздать на работу.
Картина, которую видит каждый день Виктор, наматывая круги по территории меткомбината, ему не надоедает.
– Работу свою люблю, – уверяет он. – Водителем, можно сказать, с детства. Папа посадил меня за руль ГАЗ-51, когда я в детском саде был.
– Сейчас нет денег и времени, чтобы путешествовать по стране, по миру, – продолжает он. – Но Мариуполь мне родней всего.
Цены в городе большие. Жить, конечно, тяжеловато. Но ничего – живем. Зарплату получаем.
Читайте также: Железное сердце Украины. Как добывают руду в карьерах Кривбасса
"Подводные лодки" и воздержание перед сменой
Тяжелое производство, связанное с риском для здоровья и жизни, порождает суеверия.
Рассказывая об одной из примет, заводским машинистам тепловозов сложно не употреблять скабрезные словечки. Но в переводе на литературный язык суеверие звучит так: "Если по*б… в смысле займешься сексом перед сменой, то на работе будут проблемы".
– Если даже с женой секс был, если даже исполнил супружеский долг, то смена может не удаться, – поясняет машинист Дмитрий Крушевский. – Перед работой нужно отдохнуть. Стараюсь придерживаться этой приметы. Но я ж не железный человек, иногда, конечно, срываюсь.
На вопрос, за что не любит свою работу, Дмитрий, окидывая взглядом кабину, отвечает: "Та за что ее ненавидеть?! Ремонтировать только не хочется тепловоз. Но если надо, идем и делаем".
– Я люблю свою профессию, – добавляет он. – Как можно работать и не любить работу?!
Своим тепловозам машинисты из депо меткомбината Ильича дают разные прозвища: "Ласточка", "Огонь", "Корыто", "Чаечка".
Из-за закрытой конструкции старые локомотивы М62 тут называют "подводной лодкой": дизельное помещение находится внутри, и микроклимат летом тут малоприятный.
Но есть на меткомбинате и более современные локомотивы с системой кондиционирования.
Как рассказывают в депо, "чистыми" машинист может заработать 20 000 гривен.
– Были и подработки. Если не хватает людей в смену, вышел в свой выходной, отработал – полторушка накапала. Четыре таких смены сделал в месяц – вот тебе еще шесть сверху за месяц – уже тыща баксов.
Но без подработок – двадцатка. "Грязными" выходит до 27 – 30 тысяч, – делятся арифметикой работяги.
Батя, страусы и водка "Ильичевская"
Те, кто не один десяток лет работают на Ильича, склонны к ностальгии. Тут до сих пор вспоминают времена, когда предприятием управлял Владимир Бойко, депутат Верховной Рады трех созывов.
Рабочий кабинет "Бати", как его до сих пор называют на заводе, в точности воспроизведен в музее истории ММК.
На меткомбинате эпоху Бойко простые работяги называют "настоящим коммунизмом".
– Мы могли взять беспроцентный кредит на 15 лет, чтобы купить жилье или машину. Я живу в такой квартире.
У комбината были свои агропредприятия. Мы просто по прейскуранту выбирали по пятницам, с какого агроцеха нам привезут повидло, варенье, соленья.
Была своя мясомолочная, рыбная продукция. За символическую цену по себестоимости, – рассказывает директор музея Ирина Бадасен.
– Выращивали свои лимоны, огромные, до килограмма веса, – продолжает она. – Ферма была страусиная.
Нет, у нас не социализм был, а коммунизм!
На Новый год вручали пакет малинового цвета (корпоративный цвет предприятия – УП) с шампанским, хорошей коробочкой конфет и водкой "Ильичевская".
Казалось, что это будет вечно.
Коммунизм закончился в 2010-м, когда "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского сумели убедить сопротивляющегося до последнего Бойко продать контрольный пакет акций.
Потом – война и кризис на мировом рынке металлопродукции.
После сделки с "Метинвестом" Бойко, начинавший в 1955-м с должности трубопроводчика цеха водоснабжения, остался гендиректором предприятия и мелким акционером. Так на смену коммунизму на меткомбинате Ильича пришла эпоха капитализма.
Владимир Бойко умер в 2015-м, в возрасте 77 лет, после долгой борьбы с раком.
Американцы, бельгийцы и нефтяные трубы
Пиджаки, пальто, шляпы, белые рубашки, галстуки, бабочки, зонты, трости – на столетней фотографии в музее ММК изображены три десятка мужчин из трубного цеха.
Их внешний вид сильно отличается от того, как одеваются современные металлурги.
Раньше здание, где расположился музей, было Уставным домом. В начале 20 века тут проводили технические совещания, смотрели кино, курили табак и употребляли алкогольные напитки. Слушали выступления оперных певцов.
Заправляли всем американцы.
– В усадьбе был огромный сад, по которому гуляли павлины, играл оркестр по вечерам. В Рождественские каникулы заливали каток, – пересказывает славное прошлое директор музея Ирина Бадасен.
История ММК имени Ильича начиналась с капитализма западного типа, в конце 19 века.
Возле железнодорожной станции Сартана американцы построили трубный завод "Никополь". Разобрав предприятие в Америке, они перевезли его частями на пароходах и затем собрали в Азовской степи.
Не доверяя европейским материалам, бизнесмены переправили через океан даже кирпич для первых доменных печей.
– "Никополь" построили для производства труб. К концу 19 века уже были разработаны месторождения нефти в Баку. Царская Россия готова была экспортировать ее, но не хватало труб, – рассказывает Бадасен об истоках возникновения крупнейшего в свое время метпредприятия Российской Империи.
Американцы выбрали Мариуполь для строительства по нескольким причинам. К городу уже провели на тот момент железную дорогу, работал морской порт и относительно недалеко находилось никопольское месторождение руд.
Официально ММК имени Ильича берет начало 1 февраля 1897 года, когда завод "Никополь" выпустил первую партию труб с надписью "Баку-Мариуполь".
Чуть позже "Никополя" в Мариуполе бельгийцы построили завод "Русский Провиданс" для производства железнодорожных рельс.
– "Никополь" и "Русский Провиданс" жили по своей программе, развивались параллельно.
Но после революции 1917 года предприятия национализировали и объединили в Мариупольские металлургические заводы "А" и "Б". К ним присоединили еще завод Машкевича.
После смерти Ленина в 1924 году предприятие переименовали в комбинат имени Ильича, – говорит Ирина Бадасен.
Индустриальный Уроборос
Тяжелая металлургия позволяет современному Мариуполю выглядеть привлекательно разве что по уровню средних зарплат. В октябре 2019 года министр экономики Тимофей Милованов сообщил, что город обогнал по этому показателю Киев: 17 114 гривен против 15 561.
Но сухая экономическая статистика дается высокой ценой – Мариуполь один из самых экологически неблагополучных городов в Украине.
Чуть больше ста лет назад картина выглядела иначе.
Американцы, высадившиеся на азовский берег в конце 19 века, нашли тут симпатичный, развивающийся портовый город с консульствами семи стран.
По легенде, общественность и депутаты местной думы сделали все возможное, чтобы чужаки, прибывшие из-за океана, не испортили им жизнь.
Перед тем, как выделить землю для строительства завода, депутаты сели в лодки. Выплыли в море, чтобы проверить, не будут ли трубы будущего предприятия портить общий пейзаж.
В итоге сказали, что землю дадут в пяти с половиной верст от самой высокой точки Мариуполя – водонапорной башни. Тогда это было далеко за пределами города, в чистом поле.
Когда решился вопрос с землей, американцы наняли местных мужиков, чтобы они в течение трех месяцев жгли костры. Так изучили, куда ветры дуют, чтобы понять, где безопасней строить жилье.
Много чугуна утекло с тех пор.
Основанный американцами, прошедший национализацию, советские пятилетки, "бойковский коммунизм", вступивший в фазу капитализма меткомбинат Ильича превратился в индустриальный Уроборос.
У него две взаимоисключающие сущности: "пожирать" все окружающее вокруг и одновременно давать людям работу, деньги и надежду на будущее.
– Не будет комбината, не будет и города, – привыкли говорить местные.
И в этих заезженных, казалось бы, словах выражены все страхи и ожидания прифронтового мегаполиса.
Евгений Руденко, фото – Эльдар Сарахман, УП