"Кохавынка", или Как выборы президента связаны с производством туалетной бумаги
В недрах украинских канализаций каждый год растворяются сотни миллионов рулонов туалетной бумаги. В модернизацию ее производства вкладывают серьезные инвестиции, но игра стоит свеч.
Несмотря на экономические кризисы, войну и политическую ситуацию в стране, спрос на деликатную продукцию не иссякает. Чистота пятых точек граждан приносит владельцам фабрик немалые дивиденды.
Как появляется одно из самых важных гигиенических средств, при чем тут выборы президента, гетман Выговский и семья Вакарчука – в репортаже "Украинской правды" из пгт Гнездычев Львовской области.
В 1961 году советский человек первым побывал в космосе. Оду беспрецедентному технологическому прорыву СССР пели много лет, пока вся "одна шестая суши" продолжала ходить в нужники с лопухами, обрывками газет, журналов и книг.
Удивительно, но первая туалетная бумага в СССР появилась спустя восемь лет после эпохального полета Юрия Гагарина. Она вышла с конвейера Сясьского комбината Ленинградской области в 1968-м на английском оборудовании.
Вначале новинка не пользовалась спросом. Пришлось устроить мощную рекламную кампанию в СМИ.
"Предназначена для удаления остатков процесса дефекации с внешнего края заднепроходного отверстия, прилегающих к нему участков кожи и сильно концентрированного на данном участке тела волосяного покрова", – поясняли казенным языком методички в газетах.
Распробовав новинку в деле, граждане СССР устроили на нее охоту, мигом возведя продукцию в ранг дефицита.
В современной Украине на душу населения ежегодно приходится до 4,5 кг производимой санитарно-гигиенической бумаги: в основном туалетных рулонов, а также полотенец и салфеток. В Европе этот показатель достигает около 20 кг, в США – до 30 кг.
Туалетную бумагу в Украине производят с десяток предприятий. Самые крупные из них – "Киевский картонно-бумажный комбинат" с производством в Обухове и "Кохавинская бумажная фабрика" в Гнездычиве, Жидачевского района Львовской области.
Выговский, любовь и гигиена
69-летнего Михаила Тытыкало можно назвать "бумажным магнатом". Он – глава набсовета ОАО "Кохавинская бумажная фабрика" (КБФ). Создатель и владелец бренда "Кохавинка". О таких на Западе говорят "self-made man".
Тытыкало действительно сделал себя сам. У него отменное чувство юмора и самоирония. Об источнике своего капитала он говорит с шутками и без стеснения. Производство туалетной бумаги помогло ему сохранить КБФ в бурные 90-ые, довольно быстро создать современное прибыльное предприятие.
Кохавинскую фабрику построили поляки в 1938 году. В 1979 она вошла в структуру Жидачевского целлюлозно-бумажного комбината. В конце 80-ых на базе КБФ создали кооператив. В сложные 90-ые выпускали обои и делали мебель из лозы.
– Я ж родом с Хустского района (там находится "столица лозоплетения" Украины, село Иза – УП). В Гнездычеве местное население называют "кошыками". То есть здесь тоже традиционно плели из лозы.
Тут пойма реки Стрый. С гор она сходит, и ее русло гуляет до километра в ширину, туда-сюда. А вокруг все зарастает нужным сырьем, лозой, – улыбается Тытыкало.
Почти 100% мебели продавали в Германии. Когда вся Украина ломала голову, что делать с купонами, Тытыкало смог заработать достаточно валюты. На модернизацию оборудования и старт выпуска туалетной бумаги его фирма потратила около 500 тысяч дойчмарок.
Над названием будущего бренда думали недолго.
– Традиционное название этой местности – Кохавино, – поясняет Тытыкало. – По легенде, недалеко было имение гетмана Выговского. Его управляющий на речушке якобы кохався со служанкой. Отсюда и пошло название местности – Кохавино.
Когда мы вышли на рынок с рулончиками "Кохавинка", нужна была реклама. Моя дочь придумала пустить разрисованный трамвай в Киеве.
Народ и все юмористы пытались над нами не просто шутить, а издеваться. Все говорили: "Что это за странное романтическое название для туалетной бумаги?!".
Туалетная экспансия
Сегодня на фабрике в Гнездычеве работают 320 человек. Средняя зарплата – 10 632 грн.
В 2018 году КБФ выдала 37,5 тысяч тонн так называемой "санитарно-гигиенической основы", из которой делают туалетную бумагу, полотенца и салфетки. Фабрика побила показатели 20-летней давности, превзойдя их в десять раз.
– В 2018-м мы произвели только одних рулончиков без гильзы (картонной втулки – УП) 100 млн штук, – рассказывает Михаил Тытыкало. – По сравнению с 2017-м рост составил 105,6%. Прошлогодняя прибыль – 540 млн. Чистая – 60 млн грн.
Сегодня туалетную бумагу, полотенца и салфетки из Гнездычева можно встретить в Румынии, Молдове, Венгрии, Чехии, странах Балтии, Голландии и Израиле. Около 30% продукции КБФ идет на экспорт.
– Считаемся стабильным предприятием, которое не зависит от валютных колебаний, – делится Тытыкало. – Потому что, скажем так, у нас есть валюта. Экспортная выручка в 2018-м в пересчете на гривну составила 180 млн грн.
– Как-то я возвращался из Италии, где катался на лыжах, – вспоминает Тытыкало. – В то время на КПП "Косино" был какой-то скандал, венгерская сторона тщательно шмонала все машины.
Смотрю – со стороны Украины подъезжает к венгерским пограничникам авто. За рулем молодая венгерка. Открывает багажник. Достает мешок нашей "Кохавинки".
"Опа! – подумал я. – Наконец-то мадяры стали ездить к нам за покупками и брать наши рулончики!".
Агитация для унитаза
В 2018 году в Украине использовали 1 млн 248 тысяч тонн бумаги и картона. Из них 712 тысяч попали к заготовителям макулатуры. Именно она – единственное сырье для производства туалетной бумаги в стране.
Белоснежную бумагу премиум-класса делают из целлюлозы, а не макулатуры. Но это сырье дороже и для него требуется специальное оборудование. На КПФ мечтают открыть именно такое производство с привлечением средства ЕБРР.
Все бумажные предприятия Украины переработали в 2018-м около миллиона тонн макулатуры. Около 30% из этого объема завезли из других стран. Больше всего из России – 202 тысячи тонн.
Кохавинская бумажная фабрика в сутки перерабатывает 140-150 тонн макулатуры стоимостью около 600 тысяч гривен. Примерно 25% от общего объема сырья "Кохавинка" покупает в Румынии и Польше.
На складе фабрики, где неустанно снуют фуры и погрузчики, можно часами изучать "генеалогию" туалетной бумаги.
"Война и мир" Толстого, "Хорошо" Маяковского, "Сагайдачный" Зинаиды Тулуб, учебники и пособия по истории Украины, советские журналы по механизации сельского хозяйства, "Рекомендации по использованию удобрений в колхозах УССР", "Конец третьего рейха" – все это превращается в средство гигиены и затем нещадно смывается в унитаз.
В ожидании выборов на фабрике довольно потирают руки: впереди – благодатная пора. Склад заполнится агитационной продукцией всех кандидатов в президенты.
– В макулатуре все, что угодно можно найти, даже деньги, – рассказывают на КБФ. – Много заначек. Муж пришел домой, спрятал от жены и забыл. А потом эта книга оказывается в пунктах приема. И у нас.
Купюры не распускаются на волокна, то есть не перерабатываются. Оказываются в отходах. Отходы везем на свалку, а там уж в них копаются все, кому не лень.
Фабричная магия
Производство туалетной бумаги и средств гигиены сродни чуду. Для посторонних – это сложный процесс, похожий на магию.
Вначале макулатуру загружают в "гидропульпер" – аппарат, в котором распускают бумагу и картон на волокна. Фильтруют посторонние предметы – проволоку, целлофан, материю, фольгу.
Читайте также:
"Вата Шоу", Вилкул, 95 квартал. Чем живет родина Зеленского накануне выборов
"Шеф, у вас наср*ли!" Как работает ночной троллейбус на Троещину
Через Киев к звездам. Что украинские астрономы находят во Вселенной
В цехах переработки громко шумят машины, влажно и пахнет сыростью. Тут много разного оборудования, резервуаров и путанная система водопроводных труб.
Бумажное волокно превращают в макулатурную массу – неприглядную жижу, которая также проходит несколько этапов очистки, а затем попадает в сгуститель.
Леся Климак – оператор очистительного оборудования. На предприятии она работает 30 лет. Женщина горда тем, что делает туалетную бумагу.
– Где бы я ни была, вижу много нашей "Кохавинки". В Жидачиве, Львове, Дрогобыче, – перекрикивает Леся грохот машин и делает рациональное предложение: Думаю, в Гнездычеве нужно поставить наш фирменный киоск. Обидно, что нашу продукцию здесь продают перекупщики.
Перед формированием бумаги на специальных машинах волокна отмывают от мела и краски.
– Только потом уже абсолютно чистую массу наливаем на так называемую "бесконечную сетку", – показывает Михаил Тытыкало. – Здесь идет процесс обезвоживания. Вода проваливается сквозь сетку, а волокно идет дальше.
Постепенно оно формируется в бумагу: волокно отрывается от сетки при помощи вакуума и прилипает к формирующей ткани.
В итоге оно попадает в прессовую часть. Затем сушится на так называемом "янки-цилиндре" – специальном барабане с паром внутри и температурой поверхности до 180 градусов.
Наконец, снимаем с цилиндра и наматываем в рулон. Так мы с вами и получили быстренько бумагу, хе-хе.
На финальной фазе бумагу наматывают на "гильзу", "карандаш" длиной 2,1 метра или 2,3 метра. Далее упаковывают в этикетку, которую, к слову, на фабрику поставляет фирма младшего брата Святослава Вакарчука, Олега.
Сформированный длинный моток разрезают пилой на готовые рулончики шириной 90 миллиметров, в каждый из которых замотано 55 метров бумаги. В сутки выходит 300 тысяч штук.
На конвейерной ленте рулончики формируют в восьмерки, а затем упаковывают в мешки по 48 штук.
Бесконечный спрос
Пар – та алхимическая составляющая, без которой не было бы ни туалетной бумаги, ни полотенец, ни салфеток.
Котельная – особая гордость "Кохавинской фабрики".
Раньше тут были хорошие газовые котлы из Швейцарии. Но после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе использовать газ стало накладно. Пришлось покупать новое австрийское оборудование за 1,5 миллиона евро, работающее на деревянной стружке.
В месяц уходит 1 800 кубических метров стружки, а себестоимость гигакалории тепла уменьшилась в 2,5 раза.
– Если б мы продолжали использовать газ, то платили бы сегодня за него 3,5-4 миллиона гривен ежемесячно, – прикидывает Тытыкало. – Добавьте сюда еще 2 миллиона, которые мы платим в месяц за электричество.
Новый котел, скажу я вам, – это космический корабль.
Процессом управляют 27 контроллеров, все абсолютно автоматизировано. Есть только один оператор. Система очистки – четырехступенчатая. Поэтому на выходе в атмосферу фактически ничего нет.
На своей фабрике Михаил Тытыкало знает каждый винтик. Он может водить по цехам часами и подробно рассказывать о каждом станке и аппарате.
У "бумажных магнатов" из Гнездычева хорошее настроение и большие планы на будущее. На модернизацию производства ежегодно тут тратят до 2 миллионов евро, и эти деньги, похоже, окупаются сполна – спрос среди украинцев на гигиенические средства только растет.
На "Кохавинской бумажной фабрике" говорят, что даже кризисный 2014-ый год не повлиял на объемы производства.
– Да, покупательная способность снизилась, – отмечает Михаил Тытыкало. – Но без нашей продукции уже невозможно представить жизнь человека. Ее всегда будут покупать.
В 90-ых на душу населения в Украине приходилось 1-1,5 килограмма произведенных санитарно-гигиеничных средства. Сейчас – в три раза больше.
– Мы хотим в Европу, культура растет, – улыбается Тытыкало и заканчивает на анекдотично-философской ноте, заливаясь громким смехом. – Как-то один из наших основателей, мой бывший заместитель, доктор экономических наук, сказал так: "Наше правительство, наши политики так обс*рают своих граждан, что туалетная бумага будет нужна всегда!".
Евгений Руденко, Эльдар Сарахман, УП