От молчания к информационной войне. 9 способов погасить политический скандал
Они советуют договариваться или игнорировать. Не работает? Тогда контратаковать или даже начинать информационную войну.
Кто "они"? Пресс-секретари, политтехнологи, антикризисные менеджеры и другие советники чиновников, которые вляпались в скандал.
Будь то криминальное прошлое Януковича, видео с допросом Ляшко, пожар в Грибовичах под Львовом – специалисты помогут политикам нейтрализовать последствия.
"УП" перечисляет некоторые методы их работы и объясняет, что они проделывают, чтобы политики выходили сухими из воды. Эти технологии стоит запомнить хотя бы для того, чтобы более критично оценивать фигурантов любого публичного конфликта.
1. Договоренность
Договориться – один из самых простых способов погасить политический скандал.
На начальном этапе его фигуранты по большей части не привлекают людей со стороны и пытаются решить все или собственнолично, или через посредников из своей команды.
Если скандал подогревается определенными средствами массовой информации, то с ними тоже устраивают переговоры.
Политтехнолог, который ранее сотрудничал с администрацией президента, на условиях анонимности рассказал "УП" подробности таких переговоров.
"Зачем вы меня мочите? Давайте поговорим, я нормальный человек. Кто меня заказал? Сколько заплатил? Я заплачу больше! Это ничего не стоило? Так давайте разберемся, в чем дело", – передал он приблизительный разговор объекта скандала с представителями СМИ.
Во времена президентства Януковича длительное время любая негативная информация о молодых представителях так называемой "Семьи" Сергея Курченко и Сергея Арбузова блокировалась в большинстве СМИ.
Вы сами могли видеть, как проходят переговоры о "блоке" на негатив в видео из Генпрокуратуры.
На видео бывший главный редактор издания "Страна.ua" Игорь Гужва, по словам генпрокурора, "требовал и получил 10 000 долларов за неразмещение компрометирующих материалов на действующего политика, которым позже оказался народный депутат из фракции Ляшко Дмитрий Линько".
Если договориться все равно не получается, переходят к следующим методам, начиная политтехнологические игры и манипуляции.
2. Нейтрализация источника негатива
Начало 2015 года было непростым для Украины: на Донбассе продолжались активные боевые действия, а почти сразу после подписания Минских соглашений боевики заняли Дебальцево.
Параллельно прокремлевские пропагандисты и тролли распространяли тезисы о "стране 404", "хунте в Киеве", "нелегитимной власти", "вооруженном перевороте на Майдане". И им внезапно "подыграл" Петр Порошенко.
Тогда глава государства эмоционально рассказывал об убийстве под Волновахой офицера спецслужбы Виктора Мандзика. Тема более чем серьезная и актуальная, и тут случается такая досадная оговорка, которую сразу подхватили ряд СМИ и тролли в соцсетях.
"Все силовые структуры Украины начали самую широкомасштабную операцию: чтобы это циничное убийство не осталось безнаказанным, и чтобы мы все, вся Украина продолжили дело Виктора. Циничные бандеры... бандиты в милитарной форме с оружием в руках грабили украинцев, тайно убивали их", – сказал президент во время выступления, посвященного годовщине создания СБУ, 25 марта 2015 года.
Скандал удалось решить. То, что сделали в администрации президента, языком политтехнологов и антикризисных менеджеров называется "нейтрализация источника негатива".
Тогда на своей странице в Facebook пресс-секретарь президента Святослав Цеголко опубликовал фото с Порошенко, который надел камуфляж с нашивкой "циничный бандера".
"Людям свойственно ошибаться и оговариваться. Главное - иметь достаточно сил и чувство юмора, чтобы это признавать", – прокомментировал он.
Кроме этого, в продаже появились футболки, свитера и нашивки с "циничным бандерой".
То есть с момента публикации поста Цеголко именно он стал первоисточником информации, а не распространяемое видео с оговоркой.
Этот метод не новый в украинской политике. Его еще в 2004 году применила глава пресс-службы Кабмина Анна Герман, после появления информации о судимости тогдашнего премьер-министра Виктора Януковича.
Она пригласила журналистов посетить Донецк для "прояснения ситуации". Там представителей СМИ уверяли,что судимости Януковича признаны "безосновательными", а сам он признан "невиновным".
3. Игнорирование
В ситуациях с "циничным бандерой" и судимостями Януковича воплотили в жизнь еще одно правило, которое некоторые эксперты по управлению репутацией советуют использовать во время скандалов – основной фигурант должен включать "игнор".
А споры относительно скандала должны вести между собой боты, так называемые "лидеры общественного мнения" или чиновники.
Во-первых, если фигурант скандала молчит, значит, он может скрывать правду. Во-вторых, когда он будет баллотироваться на выборах, претендовать на влиятельную должность и т.д. – его оппоненты могут вспомнить то молчание и снова обнародовать подробности скандала.
"В современном мире новость живет двое суток, поэтому игнор работает. Но учтите, сколько помойных ведер на вас выльют, и какие репутационные потери вы понесете. Не стоит забывать, что любой пиар хорош, кроме некролога", – пояснил "УП" политтехнолог, ранее сотрудничавший с АП.
"Есть моменты, где лучше отмолчаться и не отвечать, а есть моменты, где этого нельзя делать, потому что ты теряешь рейтинг, надо готовить ответ",- сказал политтехнолог Сергей Гайдай в комментарии "УП".
Поэтому некоторые украинские чиновники предпочитают как можно дольше игнорировать скандалы и реагировать на них тогда, когда утихнет резонанс. За это время они изучают возможную реакцию, выбирают подходящее время для ответа.
Например, так было с информацией об отдыхе президента Петра Порошенко и его семьи на Мальдивах. Первые сведения об этом появились в начале января, Банковая отреагировала через неделю, а сам президент прокомментировал только на пресс-конференции почти два месяца спустя.
4. Отбеливание репутации в интернете
Политтехнологи украинских топ-политиков пристально следят за тем, чтобы интернет-репутация их клиентов была белоснежной. Для этого удаляют компрометирующие видео и блокируют скандальный контент в соцсетях.
Все эти действия называются SERM – search engine reputation management, то есть управление онлайн-репутацией.
Методов SERM довольно много. О том, какими они бывают и как работают – скоро на "УП". Но в целом надо понимать: специалисты уже давно могут влиять на то, что гугл расскажет вам о том или ином политике.
"Эту технологию используют, когда есть какой-то скандал или кризис. Она еще называется отбеливание репутации. Например, Олег Ляшко. Есть видео, где он в милиции молодой-зеленый. Я знаю, что очень большие усилия были приложены, чтобы вычистить это все с YouTube. Но этих роликов оказалось слишком много - люди параллельно заливали видео заново. Думаю, что они вычистили около 50%", – рассказал "УП" эксперт в сфере стратегических коммуникаций Денис Богуш.
"Это история о многих политиках. Отбеливать репутацию пытались те, кого люстрировали, "бриллиантовые прокуроры" и другие деятели ГПУ, приближенные к власти", – сказал Богуш.
А бывает и так: об известном украинском политике вышло резонансное расследование, или он стал фигурантом скандала, а вы через некоторое время почти не видите об этом упоминаний в гугле. Значит, над этим работали специалисты.
"Интернет все больше влияет на мнение избирателей и общественности. Я вижу, что политики, которые еще несколько лет назад мне лично говорили, что есть жизнь, а есть интернет, который на жизнь никоим образом не влияет, уже сами давно сидят в сети и пытаются там действовать, оплачивать услуги экспертов и специалистов", – пояснил "УП" Гайдай.
5. Повышение ставок
Произошел скандал, а его участник пытается отвлечь от себя внимание чем-то еще более громким? Политтехнологи называют этот метод "повышение ставок".
Этот метод, например, использовал народный депутат, глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский, когда стал фигурантом скандала в октябре этого года. Тогда он проиллюстрировал свой пост в Facebook о проверке склада в Ичне фотографией с военного объекта в России.
"Была история с Пашинским, когда он опубликовал не ту фотографию складов. Ему посоветовали вызвать начальника Генштаба на заседание комитета Верховной Рады по нацбезопасности и обороны для публичного отчета", – пояснил "УП" политтехнолог, ранее сотрудничавший с АП.
"И эта новость перебила скандал вокруг фотографии со складов. Потому что фотография – это одно, а отчет начальника Генштаба перед комитетом – это совсем другой уровень глубины. Это была классическая игра на повышение ставок", – добавил эксперт.
А совсем недавно повысила ставки Юлия Тимошенко. Это произошло после того, как председатель парламентской фракции партии "БПП" Артур Герасимов от имени 46 депутатов ВР призвал лидера "Батькивщины" публично отчитаться о происхождении ее средств, вероятных взятках и оффшорах.
В ответ Тимошенко обвинила президента Петра Порошенко в "ложном патриотизме" и посоветовала исправить надписи на рекламных бордах.
6. Опровержение
Этот метод оттягивает внимание от того, кого обвинили в создании скандала. Но сам скандал он не решает.
Например, осенью минимум несколько раз во время скандалов звучало имя заместителя председателя фракции БПП Сергея Березенко. Последняя такая история случилась 23 ноября 2018 года.
Тогда Юлия Тимошенко была, вероятно, самым популярным политиком в отечественном информпространстве: в СМИ распространялись ее заявления с национального форума "Новая социальная доктрина".
Между тем в столице и ее окрестностях развесили оскорбительные для лидера "Батькивщины" антирекламные билборды с надписью "Последний шанс для бабушки".
"Исполнителем этой грязной провокации является один из ближайших его (президента – УП) приспешников, одиозный депутат от БПП Сергей Березенко, которому и принадлежат рекламные площади", – заявили в политсиле.
Сам Березенко опроверг эти обвинения.
"Ни я, Березенко Сергей Иванович, ни члены нашей команды не имеют никакого отношения к антирекламе лидера "Батькивщины" Юлии Тимошенко, которая заполонила сегодня весь Киев. Любое упоминание или использование возрастных или физиологических особенностей человека для рекламы считаю унизительным, низменным и недостойным поступком. Поэтому всех призываю не использовать такие позорные методы", – отреагировал он.
Двумя месяцами ранее в киевском метро появились ситилайты с директором Национального антикоррупционного бюро Артемом Сытником. На них анонсировали его выступление в ВР.
"Я разоблачу топ-коррупционеров", – обещал Сытник с плаката.
В бюро отрицали причастность к ситилайтам. Сам Сытник заявил, что ему неизвестно, кто разместил рекламу, и назвал ее "типичной провокацией". А уже во время его выступления в парламенте прозвучали конкретные имена причастных, по мнению директора НАБУ: первого заместителя председателя СБУ Павла Демчины и, опять таки, Сергея Березенко.
"Я не услышал четкого обвинения в словах господина Сытника. Он намекнул, что я имею отношение к наружной рекламе. [Если есть доказательства], что я занимаюсь чем-то, пожалуйста, пусть публично предоставит, и я буду иметь право обжаловать это в судебном порядке и защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию", – сказал тогда Березенко.
7. Контратака
А вот Павел Демчина, в отличие от Березенко, избрал другой способ – пойти в контратаку. Он подал иск в суд на директора НАБУ о защите чести и достоинства.
"Подчеркиваю,что как офицер в случае подтверждения судом обвинений в свой адрес, оставлю должность в СБУ. Готов ли Сытник, отвечая за свои абсурдные обвинения, к такому шагу? Очень сомневаюсь", – сказал он.
Аналогичный метод использует ряд украинских политиков. В частности, бывший депутат Рады Николай Мартыненко судился с Центром противодействия коррупции относительно удаления всей информации и упоминаний о нем из Реестра национальных публичных деятелей. В итоге суд вынес решение в пользу экс-нардепа.
А лидер общественного движения "Украинский выбор" и кум президента РФ Виктор Медведчук угрожал через суд запретить демонстрацию фильма "Стус". В нем якобы есть "недостоверная информация" о политике.
Контратака должна быть продуманной, оперативной и отводить внимание от фигуранта скандала.
8. "Возьми и сделай"
Городской председатель Львова, лидер "Самопомич" Андрей Садовый весной 2016 года продолжал набирать политический вес и имел все шансы стать "следующим". В частности, опрос отдавали ему второе место рейтинга доверия украинцев к политикам с результатом в 32,3%, больше было только у Надежды Савченко с ее 35%.
Но случилась трагедия на Грибовичской свалке. Она обернулась не только смертями трех спасателей, но и крахом шансов Садового на победу на ближайших президентских выборах. Как львовский мусор вывозили в другие города страны, так и рейтинг главы "Самопомочи" разошелся по разным политическим лагерям и персонам.
А дальше власть Львова втянулась в политтехнологическую игру Банковой. И проиграла.
Порошенко возмущался, что Садовый делает "большую политику" на мусоре, в ответ львовский мэр говорил, что решить ситуацию в Грибовичах "мешает политическое давление из администрации президента".
"Цель – использовать весь государственный аппарат и давление, чтобы показать, что нужно делать с теми, кто не согласен с решениями наиболее знатных людей Украины", – убеждал Садовый "Украинскую правду".
Параллельно с этим вице-спикер ВР Оксана Сыроид пыталась отвлечь внимание от Садового и Львова, уверяя, что "свои Грибовичи у каждого крупного города в Украине".
Все эти ходы не работали. Специалисты уверяют: стратегию мэру Львова выбрали неправильную. Мол, это было не время для пиара – надо было просто взять и сделать, то есть убрать мусор.
"Они (пиарщики Садового – УП) что-то там делали... Но что поделаешь, если мусор лежит в каждом дворе? Какую пиар-кампанию вокруг этого сделаешь? Нужно взять и убрать мусор! Ну, обвинишь, что Порошенко не дает убрать мусор, скажешь это раз, скажешь это два, но от этого мусор не исчезнет", – отметил Денис Богуш.
"Он (Садовый – УП) должен был себя проявить именно в том формате, в котором били, а били по формату "эффективный мэр", – подчеркнул Гайдай.
9. Информационная война
Но случаются такие скандалы, когда договориться не получилось, негатив не нейтрализовался, молчание не помогло, репутация не отбелилась, а контратака провалилась.
Что делают в таких случаях? Начинают против оппонента войну на уничтожение. Как минимум, информационную.
"В информационной войне задействуются все методы: телевидение, интернет, заказные публикации, протесты псевдоактивистов. Цель одна – "я тебя уничтожу". В таких ситуациях ставят друг другу палки в колеса на всех уровнях", – пояснил политтехнолог, ранее сотрудничавший с АП.
Подобные информационные войны также ведутся за должности, на которых есть возможность контролировать большие финансовые потоки.
"Информационная война стоит больших денег, и воюют там только за большие деньги. Если вы видите, что где-то идет война на уничтожение – то речь идет о чрезвычайно коррупционной должности. Это один из законов политики: большие деньги в нее вбрасывают те, кто привык только таким методом зарабатывать", – подчеркнул эксперт.
Сейчас мы наблюдаем информационные войны против большинства лидеров предвыборной гонки. В соцсетях есть сообщества, цель которых максимально очернить Юлию Тимошенко, Петра Порошенко и других.
Одну из самых масштабных информационных войн развернули против Анатолия Гриценко. В частности, в Facebook есть паблики (на один из них подписалось более 23 000 пользователей) с черным пиаром против главы "Гражданской позиции".
История с плакатами о "бабушке" – также яркий пример одного из шагов информационной войны оппонентов против Тимошенко.
Скандал с якобы "домогательством" супруга заместителя председателя Государственного бюро расследований Ольги Варченко Александра к студентке Наталье Бурейко – еще одна информационная война.
Дело связывают с конфликтом в ГБР. Якобы это была попытка главы бюро Романа Трубы избавиться от своего заместителя Ольги Варченко. А дискредитировать ее якобы помогли "отдельные депутаты БПП".
В итоге, в деле задержали "политтехнолога" Владимира Петрова и блогера Александра Барабошко. Сама Варченко назвала скандал "фейком" и "провокацией" против нее.
С новым, скандальным годом!
Все без исключения опрошенные УП эксперты уверены: в 2019 году Украину ждет большое количество скандалов, большинство из которых будут возникать до президентских и парламентских выборов.
"Перед выборами скандалы имеют больший резонанс, потому что они напрямую влияют на настроение электората и могут решить судьбу выборов. Часто используют такую технологию: если есть информация, которая вызовет скандал, ее пытаются дать в информационное поле максимально близко к выборам, чтобы это повлияло на голосование", – пояснил Гайдай.
"Количество скандалов до президентских выборов однозначно вырастет, просто по экспоненте. Да, их будут обнародовать как можно ближе к дате голосования, потому что это – действенный прием. Его могут использовать против того, кто будет в первой пятерке лидеров, но не будет устраивать нынешние элиты", – заверил политтехнолог, в прошлом приближенный к АП.
По его мнению, именно из-за страха перед скандалами Святослав Вакарчук и Владимир Зеленский не решаются участвовать в президентских выборах-2019.
"Зеленский и Вакарчук больше всего боятся скандалов. Они понимают, что сейчас их любят, но как только они зайдут в политику, их начнут ненавидеть. Потому что количество вылитых помоев будет таким, что отмыться будет очень сложно", – подытожил политтехнолог.
Информационные войны и атаки со стороны закоренелых в системе людей – один из барьеров, из-за которого в украинской политике не появляются новые, честные лица. Старые элиты нарастили твердую кожу, они устойчивы к провокациям, у них есть подконтрольные журналисты и политтехнологи, которые быстро их отбеливают.
А молодые люди, которые сталкиваются с грязными приемами, часто опускают руки. Им приходится оберегать безопасность и нервы собственных семей. Они уже не хотят играть по старым правилам, но еще не могут установить новые.
Александр Иванческул, для УП